Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Прощение – отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. Требование П. исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождение к обидчику, широко представленному в древних религиозно-этических текстах (Дао де цзин § 49, 63; Дхаммапада, 389). В христианской этике, П. является важным моментом добродетели милосердия; этика любви повелевает прощать обиды, причем прощать следует как признающегося в своем прегрешении и просящего о прощении (См.: Лк. 17:3-4), так и всякого согрешающего против тебя (См.: Мф. 18:21). Смысл милосердного П. не просто в забвении причиненного зла: забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому, – а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения: (I Петр. 3:9, см. также Мф. 18:21). П. – это забвение обиды и согласие на мир (Ср. Деян. 7:60). В П. происходит признание другого, а через признание – принятие его. П. соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. Примирение фактически оказывается возможным при условии отпущения грехов, духовное очищение и воссоединение с Богом. Требованием П. предполагается и отказ от намерения судить других и окончательно и навязывать им свое мнение (см. Рим. 2:1). Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть ко злу не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное П., в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относится к порокам других так, как мы по долгу совершенства относимся к своим собственным порокам, т.е. делать все возможное, чтобы исправлять их. Но именно в рамках этики милосердия требование П. приходит в противоречие с заповедью любви: не говоря о том, что П. не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать), как прощать обиды нанесенные не нам, а тем, кого мы любим и о которых мы призваны заботиться? На это указывает Ф.Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, нанесенных твоим другом самому себе.

В отличие от этики милосердия и совершенства, в контракторной концепции морали П. рассматривается в контексте заключенных договоров и принятых обязательств и, соответственно, как зависящее от них. Так, у Т.Гоббса, требование П. как один из естественных законов – обязательно, однако не абсолютно и допустимо при определенных условиях .

В конце ХХ в. проблема П. проблематизируется в этико-психологических исследованиях и психотерапевтических разработках не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение которой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т.п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение меня и моей семьи, нанесение увечья мне или моим близким, убийство моих близких и т.д.). Решение этой задачи проясняется, процедурно дифференцируется и инструментализируется в отношении возможных различных по обстоятельствам и включенным в них лицам ситуациям (напр., B.Flanigan, J.G.Haber, др.).

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Под ред. В.С.Степина, А.А.Гусейнова, А.П.Огурцова, Г.Ю. Семигина. М.: Мысль, 2001. Т. 3. С. 381.