Польза – ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к интересам субъекта (индивидуального или коллективного), т.е. его склонности к различным объектам, освоение к-рых позволяет ему сохранять и повышать свой статус. В более строгом смысле П. – характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели; такое понимание П. развивалось Аристотелем, стоиками, Т.Гоббсом, Ф.Хатчесоном, Дж.Бентамом, Г.Гегелем. Как жизненный принцип полезность выражается в максиме: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу». Поскольку интересы выражаются в целях, к-рые человек преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению целей. П., таким образом, характеризует средства, годные для достижения заданной цели. Наряду с П., целерациональное мышление использует и другие ценностные понятия, а именно: «успех», обозначающее достижение результатов, близких к запрограммированным в качестве цели, и «эффективность», обозначающее достижение результатов с наименьшими затратами. В отличие от П., под «выгодой», или «корыстью» в узком значении этих слов (на что обратил внимание Дж.С.Милль) следует понимать такой интерес, осуществление к-рого возможно ценою интересов других людей и сообществ. Как и др. ценности практического сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т.п.), П. представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей ( добра , прекрасного, истины, совершенства). П. как правило ассоциируется с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом. Принятие П. в качестве ценностной ориентации может порождать нравственные коллизии в том случае, когда П. трактуется как благо само по себе или как моральное добро. Сами по себе понятия и правила пользо-ориентированного сознания, морально нейтральны. Однако с этической т.зр., всегда сохраняется существенное различие между моралью как таковой и отношениями полезности, между добром и П., поскольку П. и родственные ей понятия отражают ценности и нормы, адекватные именно отношениям обособленных, отчужденных, пользующихся друг другом индивидов. Пользо-ориентированным сознанием П. воспринимается как количественно определенная мера блага, большая, чем удовольствие и меньшая, чем добро (Бентам, Н.Г.Чернышевский). В психологии эта система практического сознания передается с помощью понятия «принцип реальности» (ср. Удовольствие). Устремленность к П., успеху, эффективности предполагает обращенность человека к реальности, учет наличных обстоятельств, сложившегося порядка вещей. Человек, исповедующий принцип П., проявляет себя преимущественно в сфере сущего, в сфере текущих задач и конъюнктурных решений, он не нуждается в идеале и выходящих за рамки ситуации ценностных основаниях своих действий. В исторически раннем или неразвитом ценностном сознании понятие П. исчерпывается значением удовлетворения жизненных потребностей. Во всех традиционных обществах стремление к П. как к наживе осуждалось. Наиболее ценными признавались блага, доставшиеся в наследство, в результате дара или благодеяния, по случаю. Развитие товарного производства и денежного хозяйства определило формирование иных ценностных ориентаций; в рамках экономических, вещных отношений П. – приоритетная ценность, ключевой принцип деятельности. Наиболее типичным выражением пользо-ориентированной деятельности является предпринимательство – как деятельность, направленная на достижение прибыли посредством производства товаров и предоставления услуг. В экономической теории свойство полезности отражается в понятии «потребительная стоимость» Предпринимательство воспринимается негативно сознанием, покоящемся на коллективистских ценностях; патриархальная, традиционалистская, общинно-коммунитарная оппозиции принципу П. апеллируют к общему (общественному) интересу; однако ориентация на П. при этом толкуется как своекорыстие, а сама П. признается и высоко оценивается только как общеполезность, как общее благо. В истории мысли парадоксальная диалектика частного и общего интереса была обнаружена Б.Мандевилем (см. «Басня о пчелах») и была развита А.Смитом, Гегелем, К.Марксом, М.Вебером. Особого рода антиутилитаризм был присущ коммунистическим учениям (Ш.Фурье, К.Маркс). В классической либеральной мысли нравственно-гражданское значение принципа П. усматривается в том, что он позволяет устанавливать масштаб общественной значимости индивидуального поведения и тем самым ограничить эгоистическое своеволие. Именно на основе отношений взаимопользования появляется реальная возможность для провозглашения равенства, свободы, справедливости как высших целей общественного развития. В современной мысли понятие П. как теоретический концепт постепенно переместилось в социально-экономическую теорию, а также прикладные теории управления и организации (ср. Праксеология). В социально-моральных же теориях усиливается критицизм в отношении П. как ценностного понятия и практического принципа. Так, по Дж. Ролзу, этот принцип несовместим с идеей взаимности и противоречит концепции социальной кооперации среди равных, поскольку предполагает увеличение суммы преимуществ одних при [возможном] уменьшении жизненных перспектив других. Принцип П. фактически повелевает защищать только собственные интересы и ничем не жертвовать во имя блага целого. Ограничением утилитаристского принципа П., по Ролзу, может стать принцип средней полезности.
Р.Г.Апресян Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 360-362.
Литература:
|
|||||
|