Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Нравы – устоявшиеся в данном сообществе формы поведения. «Н.» как понятие социальных наук может специфицироваться по-разному в различных предметных и теоретических контекстах. В социологии Н. иногда определяются как своего рода полезные обычаи (У.Самнер). В бытописательной литературе под «Н. и обычаями» понимаются нормы поведения бытующие в определенной общности или среде (отдельной сфере общественной жизни) в определенную эпоху (Э.Фукс). В современной популярной литературе словом «Н.» обозначаются реально существующая (в отличие от декларируемой) нравственность. Так же, но по концептуально достоверным основаниям употребляется это слово Гегелем: по-видимому, отталкиваясь от сложившегося в древнегреческой философии трактовке понятия «этос» (греч. ētos – нрав, характер, привычка) как «второй природы», отличной от «первой природы» – «физиса», Гегель понимает под Н. (Sitten) «действительность нравственной идеи» или «привычку к нравственному», которая образуется в результате соединения нравственного (Sitte) с действительностью индивидов, но также и, шире, объективированная в обязанностях и ставшая привычкой и образом мысли свободная воля индивида.

Вопрос, который остается при таких определениях открытым и который необходимо уточнить при спецификации данного понятия, заключается в следующем: являются ли Н. формами поведения, которые регулируются какими-то особыми социальными нормами, наряду с нормами права, морали, обычая и т.д.? Учитывая, что (а) в социально-философской и этической литературе при встречающемся смешении Н. с моралью или обычаями Н. не рассматриваются в качестве особой формы социальной регуляции, (б) необходимо поддержание по возможности четких границ используемых понятий под Н. целесообразно понимать стереотипы поведения, не санкционированные специально, складывающиеся стихийно в сложном процессе принятия, адаптации и перверсии вменяемых к исполнению норм (права, морали, обычая и т.д.).

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 322.

 

Литература:

  • Анчел Е. Этос и история. М.: Прогресс, 1988.
  • Гегель. Философия права, §§ 257, 151.
  • Гусейнов А.А . Мораль // Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986. С. 159-188.
  • Спенсер Г. Основания этики: Ч. I. Данные этики. СПб.: АО печатного дела «Издатель», 1899.