Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Нравственность

– термин, употребляющийся как правило синонимично термину «мораль», реже – «этика». Так же как «этика» в греческом, «мораль» в латинском, «Sittlichkeit» в немецком, русское слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в «Словаре Академии Российской» (1793). Концептуальное различие между понятиями «мораль» и «Н.» проводил Гегель в «Философии права» (1821), где Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа от абстрактного права и морали. Абстрактное право – это сфера частной собственности, формальной свободы единичной для себя сущей воли и абстрактного добра; мораль – это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя также и как объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть; Н. – это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это – «в себе и для себя сущие законы и учреждения» («Философия права», § 144). Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство.

В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий «мораль» и «Н.», во многом близкие гегелевскому. Напр., под Н. могут пониматься: (а) нравы как практикуемые формы поведения, (б) мораль, закрепленную традицией и вековой привычкой, (в) мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающую общественную т.зр., – в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д. Разведением понятий «мораль» и «Н.» как будто выполняется важная методологическая задача концептуально-дифференцированного описания сферы морали вообще, однако решение этой задачи не может быть проведено последовательно, поскольку данных двух понятий для этого недостаточно. Вместе с тем, анализ обычной лексики не подтверждает наличия различий между этими понятиями в живом языке.

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 320-321.

 

Литература:

  • Гусейнов А.А . Мораль // Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986. С. 159-160, 177-188;
  • Иванов В.Г., Рыбакова Н.В. Очерки марксистско-ленинской этики. Л.: ЛГУ, 1963.