Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


«Не судите, да не судимы будете» – слова из Нагорной проповеди (Мф. 7:1-2), заповедующие кротость и скромность, взыскательность к себе прежде всего, а не к другим: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?», – говорит Иисус в продолжение заповеди (Мф. 7:3), а также терпимость и прощение. В Ев. от Луки заповедь «Н.с...» помещена вслед за заповедями любви к врагам, щедрости и милосердия (Лк. 6:35-38). Ап.Павел расширяет контекст заповеди. Во-первых, заповедь «Н.с...» требует отказа от любых оценочных высказываний о другом – не только осудительных, но и одобрительных в отношении неправедного: одобряющий неправедное осужден будет, как совершающий неправедное (Рим. 2:1). Во-вторых, про себя Павел добавляет, что сам он суждениям о себе других не придает значения, да и сам себя не судит, поскольку судия ему – Господь. «Не судите», поскольку есть суд Божий (Рим. 2:2; см. также 1 Кор. 4:5). «Не судите» означает глубокое смирение, выражающееся также в благословении злословящих, терпении к гонящим и молитве за хулящих (1 Кор. 4:12-13).

В европейской моралистике эта интерпретация оказалась превалирующей. В нерелигиозной мысли она была понята в патриархальном духе: брату не дано судить брата – для этого существует отец. Заповедь «Н.с...» оказывается выражающей ту парадигму морального мышления, согласно которой моральность конкретного человека не является завершенной; о человеке не следует судить по отдельным поступкам, по крайней мере судить окончательно: каждый потенциально неограничен в движении к нравственному совершенству.

Исторический анализ заповеди и ее классических контекстов позволяет предположить, что требование «Н.с...» формулируется в процессе выработки ограничений на индивидуальную месть и формирования того стандарта межобщинных и межчеловеческих отношений, который получит впоследствии имя золотого правила (Ср. Лк. 6:37-38). На место талиона приходит новая этика (точнее, право и мораль). Но и в рамках относительно развитой морали требование «Не судите» указывает на то, что как в цивилизованном суде, так и в оценочных суждениях могут быть элементы мести.

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 313.