Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Достоинство – в общем смысле слова – характеристика человека или вещи с т.зр. их внутренней ценности, соответствия собственному предназначению. Принципиально таковы уже исторически ранние представления о Д., привязанные к социальному статусу человека; соответственно Д. тем выше, чем выше статус. На это указывает и употребление в посттрадиционных обществах словосочетания «внутреннее благородство» для обозначения Д., к-рое вместе с тем свидетельствует и о том, что в Д. выражается благородство, отличное от иерархически высокого происхождения или положения. Таково моральное понятие Д. как «общечеловеческого Д.» (И.Кант), к-рым обладает индивид как личность; Д. человека определяется не его происхождением, богатством, образованием или социальным положением, а присущей ему как индивидуальной личности и гражданину свободы. По Канту, Д. как основание воления противостоит любым иным практическим побуждениям, в частности, своекорыстным. Самоценность Д. удостоверяется тем, что оно, в отличие от цены, не имеет эквивалента; и как «внутренняя ценность» имеет отношение не склонности и потребности, а соответствует вкусу.

Понятие Д. как общечеловеческой характеристики имеет разную степень обобщения – в качестве достойного может признаваться индивид, который: а) соответствует представлению о высшем предназначении человека (таков общегуманистический образ Д., складывающийся уже в античности, ярко выраженный у Аристотеля, Эпикура, стоиков); б) просто как таковой, т.е. безусловно (в христианстве Д. человека ассоциируется с тем, что он изначально заключает в себе образ Бога; в кантовском учении уважение к другому обусловлено тем, что другой признается в качестве субъекта законодательствующей воли); в) как личность, исполняющая свои обязанности и отвечающая разумным ожиданиям окружающих в конкретных человеческих отношениях. Эти различные представления Д. говорят о том, что в отличие от заслуги (при том, что это понятие нередко употребляется в качестве синонима Д.) Д. – не только оценочное, но и императивное понятие: человеку предписывается быть достойным. Человек, в силу обстоятельств не имеющий возможности соответствовать этой императивности и отвечать соответствующим ожиданиям или не понимающий того, что ожидают от него, – жало к; не желающий соответствовать – презренен.

Этим Д. отличается от заслуг, к-рые вменяются человеку в знак признания его достижений, его успехов на каком-либо поприще; через признание заслуг как бы утверждается ценность человека в сравнении с другими людьми и человек рассматривается как средство для достижения высших целей, к-рые и выступают как критерий, или мера заслуг. Абсолютизация такого отношения к человеку ведет к восприятию его как «винтика».

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 126.

 

Литература:

  • Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4 (1). М.: Мысль, 1965. С. 276-278.