Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


«Любите врагов ваших» – заповедь, провозглашаемая Христом в Нагорной проповеди (Мф. 5:43 – 44). Заповедью «Л.в.в.» Христос как бы разъяснил и дополнил заповедь любви. Иногда высказывается не лишенное оснований мнение, что в христианском учении заповедь любви имела значение главным образом как заповедь любви врагов: случайно ли Христос приводит в пояснение притчу о добром самарянине, к-рая прямо указывает, что ближним может быть и враг. Если мораль – это путь преодоления обособленности, разобщенности между людьми, заповедь «Л.в.в.» действительно фундаментальной, ибо враждебность, ненависть являются наиболее крайними выражениями обособленности и разобщенности. Заповедь «Л.в.в.» может быть конкретизирована в двух требованиях: «Люби даже того, кого ты считаешь врагом» и «Никого не считай своим врагом». Мысли и констатации, созвучные заповеди «Л.в.в.», встречаются и в более древних, чем христианская, традициях – в конфуцианстве, джайнизме, буддизме. Однако только в христианстве этой заповеди придается столь большое значение, что некоторые мыслители, и среди них – Л.Н.Толстой, усматривали в ней существенное выражение христианской этики.

Требование любви к врагам не приемлется с т.наз. «героической», а также политической, равно, как и с обыденной т.з. Несколько в ином контексте такую т.з. высказал Аристотель: не отвечая злом на зло, политики обнаруживают свое рабство. Такой политически «здравый» взгляд на вещи высказывали многие социально ориентированные мыслители – Н.Макиавелли, Т.Гоббс, П.Гольбах, Ж.Мелье. Последний, напр., видел в заповеди «Л.в.в.» одно из трех основных заблуждений христианской морали. Логика его была очевидной, и вполне проясняющей суждение Аристотеля: не оказывая сопротивления несправедливости и злу, человек проявляет пассивность, слабость, страх, готовность подчиниться злу; давая же отпор несправедливости, он обнаруживает свое мужество, свою независимость. Зло агрессивно, и значит сопротивление не может быть иным, как проявляющим силу, к-рая применяется по отношению к тем, кто творит зло. Ф.Ницше выразил эту т.з. наиболее последовательно; влиянием Ницше можно объяснить ее распространенность с кон. XIX и до сер. XX вв. Не менее страстно ее утверждал И.А.Ильин; ее отголоски можно встретить у Н.А.Бердяева. (Ср. «Не противься злу», Пацифизм).

Принципиально новый опыт ненасильственной политической борьбы, вдохновленной М.Ганди в Индии, а также М.Л.Кингом в Америке создал условия для переосмысления заповеди «Л.в.в.» в контексте социально-политических реалий ХХ в. (См. Гандизм, Ненасилие, Толстовство).

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 240-241.

 

Литература:

  • Аристотель. Этика к Никомаху, 1132 b 35 // Аристотель. Соч. в 2 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.
  • Ганди М. Сатьяграха – искусство жить и умирать // Ганди М. Моя жизнь. М: Наука, 1969. С. 565.
  • Мелье Ж. Завещание. Т.II. М.: Соцэкгиз, 1954. С.148-153.
  • Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1988. С. 448-450.