Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Корпоративизм (< лат. corporatio – объединение, сообщество) – система норм и ценностей, соответствующих им механизмов управления и организации, а также нравы, действующие в корпорации как добровольном и социально закрытом объединении, созданном для ведения специализированной деятельности и имеющем в этом качестве юридический статус.

К. органичен человеческому сообществу и во многом отвечает внутренней потребности человека в групповой идентичности. Человек социализируется при опоре на других, в единении с другими. Усвоение и воспроизведение в себе группового, общественного опыта составляет основное содержание процесса социализации. Сообщества, с которыми ассоциирует себя человек, реально существуют в обществе как обособленные общности, носители более или менее частных, или партикулярных интересов. Для их компенсации в обществе вырабатываются социальные, политические, культурные механизмы. К. является одним из таких механизмов. При этом К. характеризует объединение, покоящееся на частных интересах и утверждающее (легитимно допустимыми путями) частные корпоративные интересы в качестве приоритетных как по отношению к общественным, так и по отношению к индивидуальным и любым другим групповым интересам.

«К.» нередко трактуется как синоним группового эгоизма, выражение ограниченности групповых (элитных, клановых, ведомственных, местнических) интересов. К. как групповой эгоизм – это единение в замкнутости, в обособленности. Он может ограничивать эгоизм, но как правило – лишь в его индивидуальной форме и то лишь для его воспроизведения на новом уровне, в другой форме – коллективного, группового эгоизма. В этом отношении особенность корпорации состоит в ее закрытости, выражающейся не в способах ее персонального сохранения и воспроизводства (внутренний индивидуальный состав корпорации может быть достаточно подвижным), а в условиях и характере корпоративного членства. В идеале корпорация формируется на принципах тесного внутреннего единства и сплоченности. Жестко инкорпорируя своих членов, корпорация в то же время берет на себя определенные обязательства перед ними. Она призвана проявлять отеческую заботу о них – с тем, чтобы они могли наиболее совершенным образом вносить свой вклад в дело корпорации. Оказывая патерналистское попечение о своих членах, корпорация одновременно формирует их как людей корпорации, людей, обладающих корпоративным сознанием, чувствующих себя личностями лишь в своей причастности корпоративному объединению. Такая предзаданность жизнеутверждения человека в корпорации воспринимается традиционным либеральным сознанием как ограниченность, как возможность личной несвободы, тем более, что как принцип социального устроения К. имеет очевидную тенденцию к тоталитаризму.

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 225-226.

 

Литература:

  • Вебер М. Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. С. 518-519.
  • Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Вып. 2- 3. М.: Тюмень: Центр прикладной этики, 1994.
  • French P.A. The Corporation as a Moral Agent // Business Ethics in Canada. 2-d ed. Scarborough, On: Prentice-Hall Canada Inc., 1991. P. 85-91.