Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Индивидуализм (< лат. individualis – нерасчленимый) – понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным или институциональным интересом, а также его блага, свободы и личностного развития в качестве высшей цели, по отношению к к-рой социальные институты и группы являются средством или условием ее достижения. Как жизненная позиция и мировоззрение И. возникает в результате обособления индивида от семьи, рода, клана или социальной группы, осознания им своей индивидуальной или персональной определенности в отношении природы, божества, сообщества и в процессе осмысления ценности индивида самого по себе как рационального, автономного и самоопределяющегося существа.

Этико-философские взгляды, содержавшие идеи И., высказывались начиная с Демокрита и софистов. В сократовском тезисе о нравственном достоинстве разумной жизни, как и в дельфийской надписи «Познай самого себя», предполагалась рациональная определенность индивида. Однако как социально-нравственный феномен И. получает распространение в эпоху эллинизма, что отразилось в учениях Эпикура, стоиков и скептиков. Стоики выводят личное благо индивида не из ценностей и установлений полиса или общины, но из закона природы; индивидуальность связывается ими с божественным порядком и равенством всех перед Богом. В Новом Завете, как и в трудах христианских мыслителей (на протяжении всего Средневековья) человек предстает индивидуальным лишь в отношении Бога; его решения и действия в миру предопределены его сословным статусом. Эти представления сохраняются и идеологами Реформации, указывавшими на равнодостоинство всех людей перед Богом, независимо от выпавшего на долю каждого жизненного поприща. Бог предстает доступным каждому индивиду непосредственно (а не через Церковь); благодаря полнейшей преданности Богу индивид обретает власть на земле как проводник божественного всемогущества. Преданный Богу, человек отделен от мира; ценность индивида выводится не из его принадлежности миру, а из существенного отличия от мира. Протестантская этика оправдывает человека в его овладении природой и в его могуществе над природой. Кальвинизм утверждал необходимость самостоятельного обоснования индивидом каждого своего решения; тем самым прямо ставился вопрос о личной ответственности человека за свою судьбу. Преданность Богу и самостоятельность в принятии решения сами по себе становятся достаточным основанием для нравственной корректности действий, в том числе тех, к-рые направлены к материальному благополучию. Частное накопление оправдывается как средство индивидуального спасения.

С расцветом капиталистических отношений, давших простор свободе частной инициативы и предпринимательству, связано развитие И., получившего обоснование в философско-этических учениях Т.Гоббса, Дж.Локка, А.Смита, Ж.-Ж.Руссо, К.А.Гельвеция, Б.Франклина как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму. В теориях общественного договора подчеркивался приоритет индивида по отношению к социальным структурам и государству. Индивид как бы признавался онтологически предшествующим государству, а его развитие – в качестве условия развития общества (что нашло своеобразное отражение в памфлетной формуле Б.Мандевиля: «Пороки частных лиц – благо для общества»). В экономической теории И. получил выражение в тезисе А.Смита о том, что отсутствие государственного регулирования хозяйства ведет к увеличению индивидуального благосостояния. В просветительской и постпросветительской мысли формулируется идея (с наибольшей полнотой выраженная в утилитаризме) о том, что противоречия между общими и индивидуальными интересами снимаются в условиях такого социального порядка, при к-ром удовлетворение общих интересов осуществляется индивидами, сориентированными в своей деятельности на реализацию частных интересов. В моральной философии и теории права (Ф.Хатчесон, Р.Прайс, И.Кант) личностная определенность и вменяемость индивида выводятся из его автономии и способности к универсализуемым суждениям.

Как символ раннебуржуазного мировоззрения И. провозглашал свободу индивида от всех форм внешнего давления и тем самым стимулировал самостоятельную, инициативную личную активность, способствовал утверждению морального достоинства человека. В отличие от эгоизма смысл И. заключается в том, что человек в своих мотивах, решениях и действиях ориентируется на самого себя, исходит из своего собственного понимания того, в чем заключается благо и достоинство. В этом плане И. противостоит коллективизму и конформизму (к-рые заключаются в том, что индивид в своих мотивах, решениях и действиях исходит исключительно из стандартов, задаваемых извне). Так что в нормативном и ценностном отношении И. амбивалентен и может проявляться различным образом: как в эгоизме, анархизме, так и альтруизме.

В определенных условиях свободного рынка И. может оказываться формой оправдания ориентации на достижение практического успеха и, т.о., выступать апологией частного интереса. Со втор. пол. 19 и в 20 вв. И. нередко воспринимается в крайних формах утверждения суверенности, неподотчетности и своеволия личности; как таковой он является предметом разнообразной критики.

В персонализме И. трактуется как система нравов, чувств, идей и учреждений, в к-рых индивиды могут быть организованы на основе их взаимной изоляции и противоборства, как порожденное новоевропейским обществом мировоззрение человека, не принадлежащего к к.-л. естественному сообществу, отягощенного неограниченной и беспредметной свободой, не доверяющего никому и вынужденного находиться в постоянной обороне (Э.Мунье). И.,т.о., предстает как форма отчужденного сознания частичного индивида, не способного стать личностью.

В общественно-политических движениях 19 – перв. пол. 20 в. И. нередко сочетался с идеями уравнительности. Развитие капиталистических корпораций приводит к кризису И.: требования корпоративной лояльности приходят в столкновение с традициями И. Вместе с тем, И. получает новое дыхание, с одной стороны, в либертарианстве (порой принимающем экстремистские формы анархиствующего отказа от любых форм государственного и общественного контроля), а с другой – в различных гражданских движениях (напр., за равенство прав, за сохранение окружающей среды, за усиление борьбы против смертельных болезней, за законодательную отмену смертной казни и запрещение абортов, против ядерной опасности и т.д.).

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 164-166.

 

Литература:

  • Бердяев Н.А. Смысл творчества [Гл. VI ] // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
  • Куклярский Ф. Философия индивидуализма. СПб.: Общественная польза, 1910.
  • Dewey J. Individualism: Old and New. New York: Minton Balch & Co., 1931.
  • Lukes S. Individualism. Oxford: Clarendon Press, 1986.