Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Гражданское неповиновение – политическое действие, выражающееся в намеренном нарушении закона ради инициирования изменений в законодательстве или политике правительства. Идея Г.н. была сформулирована Г.Торо в эссе «О долге гражданского неповиновения» (1849), в котором он показал, что отказ от уплаты налогов может стать важным средством противодействия несправедливой политике государства – основой ненасильственной, мирной революции. Действенность Г.н. была продемонстрирована на практике в ходе кампаний сатьяграх и, которые проводил М.Ганди, в движении за гражданское равноправие чернокожих американцев под предводительством М.Л.Кинга (1963), а также в многочисленных кампаниях протеста в ХХ в.

Философско-политическое обоснование Г.н. в рамках теории конституционной демократии было предложено Дж.Ролзом, который рассматривает Г.н. как одну из форм демократической оппозиции публичной воле. Г.н. возможно лишь в условиях той социальной модели, которую принято называть «открытым обществом» (К.Поппер) и согласно которой социальные институты рассматриваются как продукты человеческого творчества, а их сознательное изменение обсуждается в терминах пригодности для достижения человеческих целей и намерений. В закрытом обществе автократического типа, в котором не ставится вопрос о легитимности власти правителя, подданные имеют лишь право прошения, но не неповиновения.

Концепция Г.н. явно или неявно основывается на предположении, что общество представляет собой систему кооперации между равными, и ущерб, нанесенный каким-то членам сообщества вследствие существующего порядка дает им основание требовать соответствующего изменения порядка и добиваться этого изменения всеми допустимыми в рамках самого порядка средствами. Г.н. – это сопротивление несправедливости способами, хотя и противоречащими закону, тем не менее в рамках верности правопорядку.

Акции Г.н. могут носить прямой (неисполнение опротестовываемого закона) и непрямой (неисполнение иных законов) характер. Прямое Г.н. нерационально и невозможно в случаях протеста против законов, нарушение которых опасно для жизни протестующих или других граждан или нарушение которых карается гораздо более сурово, чем разумно было бы ожидать при таких акциях; прямое нарушение законов физически невозможно в случаях протеста против международной политики правительства или политики в области окружающей среды, освоения космического пространства и т.д.

Как политическое действие Г.н. адресовано большинству, удерживающему власть, и оправдывается принципами, регулирующими конституцию и другие социальные институты. В этом плане Г.н. представляет собой неповиновение (отдельному) закону при верности законодательству и принципу верховенства права. Как публичное действие Г.н. не только адресовано общественности, но и совершается публично; в нем участвуют открыто и честно. Как ненасильственное действие Г.н. выражает принятие политической системы и признание чувства справедливости других. Г.н. следует отличать от отказа по убеждения м , посредством которого выражается всего лишь личная позиция человека, но не протест против существующего порядка.

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 93-94.

 

Литература:

  • Апресян Р.Г. Гражданское неповиновение – в политической теории и социальной практике (Джон Ролз и Мохандас Ганди) // Насилие и ненасилие: Философия, политика, этика. Материалы международной электронной конференции… auditorium.ru / Под ред. Р.Г.Апресяна. М.: МИОС, 2003. С. 54-70.
  • Опыт ненасилия в ХХ в.: Социально-этические очерки. М.: Аслан, 1996.
  • Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. С. 319-344.
  • Торо Г.Д. О гражданском неповиновении // Торо Г.Д. Уолден, или Жизнь в лесу. 2-е изд. М.: Наука, 1978.
  • Фромм Э. Концепция мира у ветхозаветных пророков // Фромм Э. Догмат о Христе. М.: Олимп. 1998. С. 171-172.
  • Sharp G. The Dynamics of Nonviolent Action. Vol. 1-3. Boston: Porter Sargent Publishers, 1973.
  • Zinn H. Disobedience and Democracy. N.Y.: Random House, 1968.