Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Выбор (моральный) – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. В истории мысли высказывались два взгляда относительно предмета В.: 1) человек может произвольно выбирать лишь поступки как средства достижения изначально заданной высшей цели (Аристотель, Августин, Локк). Идея В. как В. средств к цели была сформулирована Аристотелем, к-рый рассматривал проблему В. как один из аспектов проблемы преднамеренности и особый вид произвольности действий. Согласно Аристотелю, В.: а) сознателен, б) противоположен влечению (влечение связано с удовольствием и страданием), в) отличен от желания (желать можно и невозможного, желание направлено на цель), г) направлен на то, что зависит от человека (предметом В. не могут быть вечность, законы математики или правила грамматики, погодные явления, государственное устройство в чужой стране) , д) как сознательный В. осуществляется относительно того, что известно человеку, е) «добродетелью» В. является верност ь (должному). Хотя предмет В. тот же, что и предмет решени я, В. характеризуется тем, что его предмет «заранее строго определен» – предшествующим поиском. Если Аристотель считал, что добродетель произвольна в той же самой степени, что и порок, и порочный так же самостоятелен, как и добродетельный – по крайней мере в поступках, если и не в целях, – то, по Августину, свобода В. человека в отношении добра и зла различна: человек волен самостоятельно выбрать грех , В. же блага зависит от Божьей благодати, поскольку добрая воля – это дар, и, как всякий дар, она от Бога. Эта позиция утверждалась Августином в полемике с Пелагием, учившем, что предметом выбора человека являются в равной мере добро и зло.

2) собственно моральный смысл имеет лишь выбор высшей цели (Кант, Гегель, Сартр). Так, по Канту, нравственная задача человека состоит в конечном счете в В. действия сообразного долгу – по категорическому императиву; В. средств осуществления долга Кант относил к ведению моральной прагматики. По Гегелю, способность к В. есть наиболее общая характеристика человека как субъекта воления (и наиболее простое выражение его свободы); осуществляя В., человек утверждает себя в качестве человека. Когда Сартр говорит о В., то предметом его рассуждения является исключительно экзистенциальное самоопределение человека в отношении себя и человечества: каждым своим поступком человек утверждает образ совершенства; выбирая, человек выбирает благо, но он осуществляет свой В. так, как если бы он выбирал благо для всего человечества. Соответственно в В. ответственность человека распространяется на все человечество; как во всей полноте ответственный за все человечество человек не может не выбирать.

В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный В. Трудность В. обусловлена тем, что далеко не всегда он предстает таким образом, что нужно выбрать добродетель и устоять перед искушением; альтернативой добродетели не всегда оказывается порок, и реально человеку приходится выбирать между различными положительными ценностями; это – решения в условиях выбора между большим и меньшим добром. Иными словами, указанием на то, что человек выбирает высшее не разрешается собственно философская проблема В. На это указал Н.А.Бердяев, выявив действительную трагичность В. не между добром и злом, а между двумя одинаково высокими и добрыми ценностями т.е. внутри самого божественного. В случае, когда выбор органичен отрицательными ценностями, выбор меньшего зла реально направлен на практическое ограничение зла в условиях невозможности его радикального предотвращения, – однако последствия такого выбора (не как меньшего зла, а как зла) всегда неоднозначны.

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 81–82.

 

Литература:

  • Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. С. 532–557.
  • Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Мысль, 1993. С. 31–54.
  • Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974. С. 234–296, 329–337.
  • Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. С. 370–397.
  • Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 323–338.