Этикет (фр. étiquette – ярлык, этикетка, этикет) – правила поведения, обеспечивающие поддержание существующих в данном обществе (сообществе) представлений о подобающем. Эти представления, порой довольно условные, могут в целом отражать более общие нравственные принципы, касающиеся благого, справедливого, должного; однако главная социально-культурная функция правил Э. заключаются в том, что они выступают важным знаком групповой (сословной, клановой) идентичности. Если в разнообразных взаимоотношениях людей выделить два пласта, предположив, что один складывается из отношений, в к-рых люди выступают формально, безлично, а другой – из тех, в к-рых люди проявляют себя как личности, – то Э. представляет собой совокупность правил, регулирующих безличные отношения между людьми, формы взаимного обхождения, ситуативно и статусно определенное поведение (напр., в общественных местах, за трапезой, в гостях, на приемах, в отношениях между неравными по разным основаниям людьми т.д.), а также манеры, речь, одежду. Э. коренится в ритуале и во многом родствен ему (так что функционально порой трудно провести разницу между ритуалом и Э.). Посредством Э. организуется пространство взаимодействия там, где нет иных действенных оснований для совместности. Однако в отличие от ритуала (ср. Ли), совместным исполнением к-рого подчеркивается и обеспечивается знаковая принадлежность участников ритуала к некому более общему сообществу, их приобщенность и приверженность неким высшим (потенциально духовным, см. Одухотворенность) смыслам, – исполнением правил Э. задаются формальные рамки ситуативного поведения и взаимодействия. Стандартизируя поведение разных людей в типичных ситуациях правила Э. в известной мере позволяют избежать неловкости, напряжения, взаимонепонимания. Как форма регуляции поведения Э. – эта своего рода «малая этика» – посредством простых по содержанию, хотя нередко и утонченных по форме требованиях обеспечивает ограничение, социализацию и одухотворение естественных (спонтанных) проявлений индивидов. Поэтому Э. – это всегда форма культуры; Э. иначе называют «культурой поведения». В обществах с устоявшимися нравами и традициями Э. – это правила общепринятого и положенного поведения; – в переходных обществах, находящихся в процессе смены укладов и транс-стратификационной миграции, обществах с ломающимися и меняющимися нравами Э. – это правила именно подобающего поведения. Как целостное явление Э. развивается в эпоху расцвета средневековья (11 – 15 вв.); его социокультурное значение в эту эпоху было обусловлено необходимостью поддержания внутренней стабильности высших сословий, в частности, рыцарского, в условиях их расширения за счет выходцев из незнатных семей. В рамках рыцарского этоса (см. Честь) получили развитие куртуазные нравы, предусматривавшие строгое исполнение определенных правил поведения влюбленного и возлюбленной. Постепенно распространившись в других сословиях рыцарский Э. стал основой европейского, т.н. «галантного» Э., основные элементы к-рого – вежливость, предупредительность, почтительность (в среде рыцарства и аристократии эти принципы распространялись, разумеется, только на равных по положению) – сохраняются и в современном Э. Слово «Э.» в данном его значении стало использоваться после одного из приемов при дворе Людовика XIV, на к-ром гостям были розданы карточки с изложением правил поведения. Придворный Э. отличался скрупулезной детализированностью и усложненностью, что создавало необходимость специальных компендиумов хороших манер. В буржуазную эпоху происходит приобщение к аристократическому Э. выходцев из «третьего сословия», порой комически воспринимавшееся (См. Ж.Мольер. «Мещанин во дворянстве»). Однако постепенно сами традиционные «благородные манеры» переосмысливаются с позиций ценностей т.н. протестантской этики (см. «Протестантская этика и дух капитализма») и наполняются более широким гуманистическим содержанием (Дж.Локк, Д.Юм, французские моралисты 18 в., В.Г.Белинский). В буржуазную эпоху Э. утилитаризируется, теряет утонченность и тем самым упрощается; эта тенденция усиливается в современном обществе. Современный Э. дифференцируется: углубляются различия между каждодневным Э. и Э. «торжественных случаев». Под влиянием феминистских аргументов в пользу равенства женщин и мужчин из современного Э. постепенно вымываются многие этикетные правила галантного века. Демократичность современного Э. проявляется в том, что его правила в наибольшей степени призваны утвердить такие общие нравственные принципы, как равенство, безусловное уважение достоинства личности, права человека.
Р.Г.Апресян Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 597-598.
Литература:
|
|||||
|