Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Вера – религиозно-этическая категория отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком трансцендентного, проявляющийся в полагании им определенной системы ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни. В христианской традиции В. рассматривается наряду с надеждой и любовью как одна из богословских добродетелей.

Этимологический анализ библейского словоупотребления показывает, что в понимании авторов Библии В. проявляется в двух аспектах: гносеологическом и этическом.

Гносеологически, В. раскрывается в особом познавательном акте, направленном на постижение реальности, физически не видимой (Ср. Евр. 11:1,3). Условием В. является существование иной реальности, скрытой от естественной способности познания. Знание наличия этой реальности укоренено в человеке. В этой реальности заключена перспектива надежды (упование). В соответствии с этим – акт В. содержит в себе установку на подтверждение невидимой и абсолютно значимой реальности. В. дает знание причины мира и порядка его осуществления (возникновение видимого из невидимого). Паулинская трактовка категории В. (как уверенность) указывает на присутствие в ней этической составляющей. В ее свете снимается известная в истории мысли контроверсия относительно первичности В. или разума. У ап. Павла установка В. не противоречит знанию, а включает его. В акте В. происходит удостоверение, через соотнесение опыта сверхрационального познания с внерациональными и внекогнитивными установками личности. В. нейтрализует противоречие между должным и сущим посредством описания сущего на языке долженствования. В акте В. реализуется этическая предзаданность познания путем согласования выстраиваемой при помощи установки В. картины мира с религиозными и этическими установками человека. В. преодолевает конечность человека и всего сущего как несоответствующего специфическим проявлениям морального долженствования в религиозной сфере. В паулинизме В. прослеживается в представлении о совершенном моральном познании, направленном на переустройство образа мира в соответствии с его подлинностью, знание к-рой утрачено вследствие грехопадения. Плоды этого совершенного познания-переустройства указаны а словах Христа о В., движущей горами.

Вторым аспектом библейского понимания В. ("батах") является выражение охваченности всего человека доверием по отношению к личности Бога. Этот аспект определяется осознанием той абсолютной верности Бога, личность к-рого является источником человеческой В. и верности. Абсолютная верность Бога характеризуется в Библии через тождество слова и его исполнения. Понятие В. как доверия раскрывается через идею Завета. Реализация верности личности Бога в истории в пределах Завета находится в зависимости от В. Израиля, а в человеческой жизни от личной В. верующего. В Ветхом Завете образы В. раскрываются в судьбах отдельных личностей. В. патриархов становится определяющей для характеристики ветхозаветней ортодоксальности. Истинность религиозного упования определяется через соответствие В. личной В. призванных Богом патриархов, становящейся критерием В.-доверия.

Это связано с очевидным для пророков отсутствием В. в историческом Израиле. Пророческое понимание В. определяется ее ожиданием как грядущей реальности, некоей эсхатологической перспективы. Поскольку в этой перспективе ожидалась реализация В.-доверия в конкретной личности или сообществе, пророческое ожидание В. связано с мессианскими упованиями и прямо ведет к новозаветному пониманию В., связанному с ее полной исторической реализацией в личности Иисуса Христа. Еще одно обстоятельство приводит к сближению в Новом Завете двух аспектов ветхозаветнего словоупотребления. Для ветхозаветного человека верность Богу связана с осознанием сохранения возможности земной реализации обетования. Однако отсутствие видимой реализации верности Бога как основания В.-доверия приводит уже Иова к необходимости переноса упования в предельно идеализированную эсхатологическую перспективу.

Этически В.-доверие выражается в целостности личности, ее самотождественности, неизменной в нравственной изменчивости мира. Это достигается посредством обращенности человека к благому и неизменному Богу, в единстве к-рого целостность личности обретает свои трансцендентные основания. В Новом Завете ветхозаветные средства передачи В. сближаются. Личность Иисуса Христа является воплощением всех аспектов В. В патристической традиции происходит уточнение и обогащение библейского понимания. Несмотря на все многообразие подходов к вопросу соотношения В. и знания можно выделить общую позицию. Знание рассматривается в связи с В., дифференцируется и оценивается исходя из ее установки. В. и порождаемые ею действия превышают знание и порождаемые им действия (Исаак Сирин). В. в ее полноте определяет возможность истинного знания. В. предшествует знанию (Августин).

Установленная в патристический период тесная связь между В., знанием и спасением предопределила характер и интенсивность споров о соотношении В. и разума в Средние века и Новое время. Систематизация христианского богословия прямо связывает В. с этической проблематикой. Это происходит через акцентирование сотериологического аспекта В. Категория В. прочно связывается с темами оправдания, искупления и спасения. Обоснование необходимости В. для личного спасения приводит к формированию систематического учения о благодати, как силе, являющейся условием и источником спасения верующего. В. определяется как субъективное условие принятия благодати и объективное его подтверждение. В связи с этим возникает проблема соотнесения установки В. приемлющей благодать и добрых дел, связываемых с моральной сферой. Выяснение этого вопроса порождает полемику Августина с Пелагием и более поздние средневековые споры на данную тему. Окончательная связь категории В. с этической проблематикой устанавливается в эпоху Реформации через развитие учения М.Лютера об оправдании только через В. В этическом смысле лютеровская доктрина предполагает преодоление человеческой греховности как в ее объективном состоянии, так и субъективном осознании через вменение посредством веры этической целостности и позитивности Христа. С одной стороны, Лютер отрицает человеческое измерение праведности. Его учение проникнуто этическим и антропологическим пессимизмом. С другой стороны, доктрина оправдания верой, основанная на вменении человеку божественной праведности, изменяет эту перспективу. Спасение осуществляется через рационально-волевой акт приятия жертвы Христа. В связи с этим моральная сфера получает высшую религиозную санкцию.

В философии Нового Времени В. рассматривается в контексте общей тенденции направленной на поиск достоверного знания и соответствующих механизмов его достижения. Проблематика В. растворяется в гносеологии. В этом смысле ставится под сомнение как открываемая В. реальность, так и легитимность использования В. в качестве инструмента познания мира. В. противопоставляется истинному знанию как уверенность и убежденность в истинности чего-либо, обладающие лишь достаточной субъективной обоснованностью, но лишенные всеобщности, необходимости и доказательности, т.е. объективной обоснованности. С т.з. И.Канта, под В. нужно понимать теоретически недостаточное признание истинности. Использование В. ограничивается теологической сферой, ее этические смыслы раскрываются в связи с религиозным пониманием морали. Именно в этот период формируется представление о В. как о специфической составляющей морального познания. Если в схоластике акт В. был направлен на всю полноту трансцендентного, то в Новое Время происходит его ограничение ценностной сферой, включающей как моральные ценности так и религиозные истины, переживаемые как ценности. В связи с этим происходит преодоление узко гносеологического понимания В. и наполнение ее этическим смыслом. Кант понимает В. как признание высшего блага, задаваемого моральным законом. В отличии от морального закона, В. субъективна и не предписывается. Гегель рассматривает В. как одну из основополагающих интенций знания, как условие становления субъективного духа в абсолютном.

Другой подход характерен для экзистенциальной философии. С.Кьеркегор и Л.Шестов, исследуя В. как целостный религиозно-этический феномен, выявляют противоречие между опытом познания посредством В. реальности трансцендентного и моральными предписаниями. В рамках данного подхода становится более невозможным отождествление В. со способом познания морального закона. Экзистенциальная трактовка В. базируется на ее последовательной дерационализации и постулировании противоположности В. и этического. В понимании Шестова В. знаменует собой скачок человека из этического к Богу, стоящему вне человеческих представлений о должном. С т.з. экзистенциализма, греху необходимо противопоставить не добродетель, а В. Т.о., экзистенциализм через понятие В. привносит в этику рассмотрение потенциального измерения бытия, уравнивая его в качестве объекта анализа с актуализированной реальностью.

В русской религиозной философии В. рассматривается через синтез религиозного и философско-этического подходов. В.С.Соловьев связывает В. в Бога и в моральные ценности как явления одного порядка. Отождествление В. и добродетели возможно в силу действительности ее предмета, его достоинства и достойного отношения В. к действительному и достойному предмету. Этическая В. – это В. в высшее существо, к-рая отновится к нему достойным образом. Н.А.Бердяев утверждает укорененность В. в свободе. В ней происходит гипостазирование В., осуществляющей себя в процессе творчества. В. в Бога позволяет творить, с необходимостью объективируя мир. Однако, в объективированном мире В. ведет к его обесцениванию. И.А.Ильин четко различает гносеологический («верить») и религиозно-этический («веровать») аспекты В., определяемые уровнем персонализации объекта и его этической ценностью.

Антропологизация и психологизация В. у У.Джемса (см. " Прагматизм") стоит у истоков гуманистической трактовки В., к-рая находит наиболее адекватное выражение в концепции Э.Фромма. Психоаналитическая трактовка В. осуществляется в рамках гуманистического и атеистического мировоззрения: В. в Бога – есть В. в человека.

 

А.Е.Митько

 

Интернет-версия. Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 65-67.

 

Литература:

  • Аверницев С.С. Вера // Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2000.

  • Новиков А.А. Вера философская // Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2000.
  • Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
  • Митько А.Е . Вера // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. соч. в 8 т. Т. 4. М.: Чоро, 1994.
  • Клеман О. Истоки; Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М.: Путь, 1994.
  • Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.
  • Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса: Богомыслие, 1994.
  • Словарь библейского богословия. Брюссель: Изд-во Жизнь с Богом, 1974.
  • Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия (глас вопиющего в пустыни). М.: Прогресс-Гнозис, 1992.

 

Интернет-ресурсы: