Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


"Введение в принципы нравственности и законодательства" ("An Introduction to the Principles of Morals and Legislation") – произведение английского правоведа, философа, экономиста и общественного деятеля Иеремии Бентама (Jeremy Bentham, 1748-1832). "Введение" ("В.") было напечатано в 1780 году, но впервые опубликовано лишь в 1789 году по просьбе друзей автора. В первоначальном варианте текста, который назывался "Введение в уголовный кодекс", Бентам нашел ряд недостатков, которые устранял в течение нескольких лет. В 1823 году вышло расширенное и дополненное издание произведения, содержащее 17 глав. "В." вошло в первый том одиннадцатитомного собрания сочинений Бентама под редакцией Джона Боуринга, издававшегося в Эдинбурге с 1838 по 1843 годы. Русское издание (перевод "В." А.Н.Пыпина) осуществлено в СПб. в 1867 году ("Избранные сочинения Иеремии Бентама", т. 1). Исправленное и дополненное переиздание данного перевода осуществлено в 1998 г. (М.: Росспэн).

Бентам рассматривал данное произведение как подготовительный текст и в известной мере развернутый план для написания целой серии трактатов по вопросам юриспруденции и моральной философии. В этом отношении "В." явилось основополагающим текстом для нескольких поколений философов-моралистов, а также юристов. Как этическое произведение "В." содержит первое и наиболее полное изложение доктрины утилитаризма. В основе позиции Бентама лежит "принцип полезности", согласно которому любые действия следует поощрять или порицать в зависимости от их тенденции усиливать или ослаблять пользу отдельного индивида или группы лиц. Этот принцип не доказуем на основе какого-либо другого принципа, ибо имеет абсолютно фундаментальный характер. Впоследствии Бентам стал называть данный принцип "принципом наибольшего счастья", имея в виду, что все законы и общественные институты следует оценивать с точки зрения того, насколько они способствуют наибольшему счастью наибольшего числа людей. Правда, при этом он считал совершенное счастье нереальным и говорил о необходимости стремиться лишь к возможному счастью.

Бентам никогда не претендовал на приоритет в открытии рассматриваемого принципа, называя в качестве своих непосредственных предшественников Ф.Хатчесона, Ч.Беккария, Д.Пристли и К.Гельвеция. Он также подчеркивал то влияние, которое на него оказала третья книга ("О морали") работы Д.Юма "Трактат о человеческой природе". Однако никто до Бентама столь последовательно не опирался на сам "принцип полезности", выводя из него все конкретное содержание этической и юридической теории. "Принцип" действует в четырех сферах: физической, политической, моральной и религиозной (см. главу III). В последней его действие наименее постоянно. Бентам считал, что христианская мораль слишком опирается на альтруизм, а это опасно для общества, ибо способно нарушить его единство. Наиболее же постоянно действие "принципа" в первой сфере ("физическая санкция" присутствует во всех перечисленных сферах, включая религиозную, поскольку та имеет отношение к посюсторонней жизни).

Английский мыслитель отнюдь не предполагал, что все люди именно с помощью "принципа полезности" будут регулировать свое поведение, ибо каждый, как он подчеркивал, стремится максимизировать свое личное счастье, а не действует на основе одного лишь чувства долга. Поэтому "принцип" был прежде всего адресован законодателям и политическим деятелям, способным вносить изменения в общество (сам Бентам, как известно, был лидером партии реформаторов-радикалов). Законодатели должны использовать силу поощрений и наказаний (они важнее) для того, чтобы преследование личного счастья индивидом соответствовало возрастанию счастья других. В этом плане в трактовке "принципа" содержится нормативный момент. У Бентама есть рассуждения и о "личной этике" (в поздних произведениях - "личной деонтологии"), которая призвана инструктировать индивида, как увеличить свое собственное счастье, являющееся элементом счастья всего сообщества. Образование должно помочь индивиду осознать, что преследуя общие интересы, он действует и в свою пользу. Трактуя максимализацию счастья как критерий правильности действий, Бентам, однако, ничего не говорил о справедливости в распределении счастья.

Причиной любых действий он называл удовольствия (как чувственные, так и интеллектуальные) и страдания, рассматривая человека как стремящееся к удовольствиям и избегающее страданий существо. Величина удовольствия отдельной личности зависит от его интенсивности, длительности, определенности (или неопределенности), близости (или удаленности) источника удовольствия. Если же речь идет о группе личностей, то добавляются еще такие факторы, как плодотворность, чистота и широта распространения (то есть зависимость от числа людей, на которых оно распространяется) (см. главу IV). Критики Бентама не без основания отмечали, что он переоценивал сходство людей в отношении удовольствий и страданий, не видел качественного различия среди удовольствий и страданий.

Следует подчеркнуть, что в концепции Бентама мотивом того или иного действия является, собственно, не удовольствие или страдание, испытываемое в момент совершения действия, а их идея, фиксирующая вероятный баланс удовольствия, получающийся в результате действия. Правильные действия людей увеличивают сумму удовольствий, а неправильные - уменьшают. Наказания также приносят людям страдания и ухудшают их баланс удовольствий. Поэтому правителям и законодателям важно точно определять минимально необходимое наказание за тот или иной проступок.

Бентам стремился сделать мораль и право столь же строгими, как и физические науки, предвосхищая будущую разработку Д.С.Миллем "логики нравственных наук". Он говорил, что "логика воли" важнее "логики разумения" (логики Аристотеля), которой занимались многие поколения метафизиков. В этой связи Бентам строил "гедонистическое исчисление", которое, по его замыслу, должно было математически точно определять соотношение удовольствий и страданий, получающееся в результате действий. Для этого предлагалось складывать полезные и вредные последствия действий, а затем вычитать сумму удовольствий из суммы страданий (или наоборот), чтобы определить остаток. Бентам при этом дал исчерпывающую, как он предполагал, классификацию удовольствий (14 видов) и страданий (12 видов). Образцом для него служили классификации болезней и лекарств в медицине, а также классификации биологических видов. В своих классификациях он использовал дихотомический метод.

Согласно Бентаму, все моральные теории, отвергавшие "принцип полезности", сводились к двум главным: аскетическим теориям и теориям, основанным на принципе симпатии-антипатии. Принцип аскетизма, по его мнению, основывается на извращенной идее пользы, отдавая предпочтение страданию над удовольствием. Теории симпатии же (или врожденного морального чувства в целом) основывались на чисто субъективных переживаниях и, как правило, сами зависели от "принципа полезности". Оба подхода лишены той "объективности", которая присуща этике пользы.

Для методологии этического и юридического исследования Бентама характерно пристальное внимание к деталям, апелляция к фактам и борьба с терминологическими фикциями. Все существительные, отмечал он, делятся на имена фиктивных и реальных (например, "удовольствие" и "страдание") сущностей. Имена фиктивных сущностей должны быть элиминированы из языка науки. Он, в частности, был противником абстрактных моральных принципов, требуя их редуктивного анализа (например, сводил утверждения об общем благе к утверждениям об индивидуальном благе и т.п.). Бентам критиковал такие понятия, как "общий интерес", считал риторическими метафорами популярные среди просветителей понятия "общественного договора", "естественного права", "естественного закона", а также понятие неотчуждаемых "прав человека". Одновременно он ввел в научный оборот ряд новых слов, которые закрепились в языке моральной и правовой теории (например, "интернациональный", "кодификация", "максимализация" и "минимализация" и нек. др.). Во "В." осуществляется тонкий концептуальный анализ понятий: "удовольствие", "страдание", "мотив", "предрасположенность", "эмоция", "страсть", "стремление", "добродетель", "зло", "чувствительность", "намерения", "сознательность". В этом отношении подход Бентама предвосхищает подход аналитической метаэтики и лингвистической философии в 20 столетии. Утилитаристская этика, основные положения которой были заложены "Введением в принципы нравственности и законодательства", оказывает значительное влияние и на современную моральную философию (в основном англо-американскую), представляя собой главную альтернативу кантианской антиэвдемонистической традиции в этике.

 

А.Ф.Грязнов

 

Интернет-версия. Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 64-65.

 

Литература:

  • Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998.

  • Грязнов А.Ф. «Введение в принципы нравственности и законодательства» // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Dinwiddy J. Bentham. Oxford: Oxford University Press. 1989.
  • Smart J.J., Williams B. Utilitarianism. For and Against. Cambridge: Cambridge University Press. 1973.

 

Интернет-ресурсы: