

|
Год и место рождения
1932, Москва
Образование
Московский Государственный университет, философский факультет, 1956
|
orcid.org/0000-0002-8494-8039
Researcher ID: V-6191-2018
Scopus Author ID: 57195809304
Профиль в Science Index
|
Ученые степени
-
Кандидат философских наук, 1963: «Диалектика целого и части в строении материи», Институт философии АН СССР (ныне Институт философии РАН);
-
Доктор философских наук, 1975: «Методологические проблемы взаимосвязи целостности, организации и управления». Институт философии АН СССР (ныне Институт философии РАН).
|
Сфера научных интересов
|
Философия и методология науки, теория познания
|
Профессиональная деятельность
|
Ведущий научный сотрудник Института философии РАН.
|
Исследовательские проекты
|
-
1981-1984, Междисциплинарный проект сектора философских проблем кибернетики «Философские вопросы технического знания», руководитель;
-
1985-1988, Международный - советско-немецко-кубинский - проект сектора философских проблем кибернетики «Единство научного знания», руководитель;
-
1996, Грант РГНФ № 96-03-04545 «Природа и статус перцептивного строя сознания», руководитель;
-
Совместный проект Института философии РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова «Серафим Тимофеевич Мелюхин. Избранные труды: наследие и современность. В 3-х тт. М., 2010» (2004, Грант РГНФ, № 04-03-00134а), ответственный редактор;
-
2011, Грант РГНФ, № 11-03-00791а «Идея подобия: истоки регулярности поисков подобия», руководитель.
|
Преподавательская деятельность
|
-
1980-1990 гг., кафедра философии МВТУ им. Баумана, курс лекций по диалектическому материализму, спецкурс для аспирантов «Можно ли синтезировать общественные, естественные и технические науки».
|
Научные публикации
|
Всего опубликовано свыше 120 работ
Монографии:
-
Целостность и управление, М., 1974. 248 с.
-
Синтез знания и проблема управления. М., 1978. 199 с. (в соавтор. с В.И. Кремянским и А.Д. Урсулом)
-
Единство научного знания и кибернетика, 1985. 180 с.
-
Несловесное мышление. М., 2002. 235 с. (читать PDF)
-
Самосознание и культура. М., 2009. 210 с. (в соавтор. с А.А. Ворониным и Ф.Т. Михайловым)
Основные научные статьи:
-
Идея собственной добродетели в Евдемовой этике Аристотеля // Нравственно-гуманистические идеи П.А. Кропоткина и перспективы совершенствования права в условиях новых вызовов: монография / отв. ред. В.М. Артемов. М.: Проспект, 2021. С. 82-95.
-
Природа человека: рефлексивная и нерефлексивные сущности // Философия биологии в новом диалоге с природой. К 90-лению со дня рождения Р.С. Карпинской, Международ. конф. (30 янв. 2018 г.) / Отв. ред. Ю.В. Хен. М.: ИФ РАН, 2018. С. 118-128.
-
Новое прочтение «Евдемовой этики» Аристотеля // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2017. № 3 (83). С. 55–57.
-
Как возможна неодолимость убеждения // Вопр. философии. 2016. № 1.
-
Хроники школьной жизни Нины Мелюхиной в Великую Отечественную войну // Философия войны и мира. (к 70-летию Великой Победы). Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Философия войны и мира: к 70-летию Великой Победы». 28-29 апреля 2015 года. Москва Институт философии РАН. М., 2016.
-
Логико-методологический анализ феномена «релятивизм». Истоки и пути экстенсивного развития // Релятивизм как болезнь современной философии. М., 2015. С. 356–389.
-
Онтология как центральная проблема в трудах С.Т. Мелюхина // Вопр. философии. 2015. № 4.
-
Непосредственное знание в истории философской мысли // Познание и сознание в междисциплинарной перспективе. Часть 2. М., ИФ РАН, 2014.
-
Непосредственное знание (человек как нементальное существо) // Познание и сознание в междисциплинарной перспективе. Часть 1. М.: ИФ РАН, 2013. С. 150-167.
-
Уподобление: от истории понятия подобие до уточнения смысловых границ // Эпистемология: перспективы развития. М., 2012. С. 472–511.
-
Всегда ли человек свободен? Произвольная и непроизвольная идентификация // Свобода и творчество (междисциплинарные исследования). М., 2011. С.53-74.
-
Практическое знание и опыт идентификации // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С.151-168.
-
Серафим Тимофеевич Мелюхин. Страницы жизни // Серафим Тимофеевич Мелюхин. Избранные труды: Наследие и современность. В 3-х тт. / Том. 1. Лекции. Воспоминания. М., 2010.
-
Единство знания как проблема: разнообразие линий реконструкции единства // Серафим Тимофеевич Мелюхин. Избранные труды: Наследие и современность. В 3-х тт. Том 3. Философская онтология сегодня. Научные статьи. М., 2010.
Читать далее>>
|
Основные
научные результаты
|
Исследует принципы и основания классификации сложных систем. Вводит понятие тип целостности, приобщенный к уровням организации материи, к формам управления, к сферам деятельности и уровням активности. Исследует истоки фундаменталистского идеала и обосновывает идею мозаичности современного научного знания. Раскрывает природу монистической ориентации и показывает границы принципа монизма, неадекватного при изучении мозаично-организованных систем. Вводит понятие внешнего монизма и обосновывает некоторые пути реконструкции систем, составленных из несовместимых элементов. Исследует природу, истоки догматического сознания, его смысловую двойственность: выявляет консервативно-охранительную и запретительно-разрушительную природы догматического сознания, раскрывает гносеологические условия превращения идеи в абсолют и кумир. Показывает значимость неявных форм знания, внекомпьютерных средств исследования в оптимизации трудовой деятельности. Исследует типологию несловесных мыслительных актов, анализирует ряд познавательных стратегий движения к единому смысловому пространству. Исследует генерализующий, коммуникативный и практический модусы сознания, анализирует предпосылки «тоски по единству». При этом раскрывает условия самообновления поисков идентичности (стремление сличать, сопоставлять, уподоб¬лять, и т.п.) в раз¬ных культурно – исторических контекстах и выявляет субъективно-природные источники объективной тенденции - потребности самого субъекта видеть предметы в упорядоченной, узнаваемой форме. Исследует непроизвольный, неосознаваемый тип уподобления, обосновывает принципиальное отличие непроизвольной идентификации от индуктивного обобщения и «корневого» единообразия. Выявляет источники непроизвольного сходства - сходства «по образу и по подобию», раскрывает условия, роль и границы порождающего влияния внешнего окружения. Обосновывает порождающую роль опыта как органического единства чувств в формировании сходного образа мысли, а также неявной консолидации людей в сфере новых технологий. Исследует влияние идеологии релятивизма на формирование знания в разных сферах науки и практики. Выявляет главные основооположения релятивизма, которые будучи инварианты разным дисциплинарным онтологиям, не обладают ни статусом теории, ни методологических принципов. Скорее, являются предпосылочным знанием, которое заимствовано непосредственно - по образу и по подобию из общего информационного поля, где эти идеи свободно транслируются. Считает продуктивным понятие «человек как нементальное существо», привлекает внимание к чувственному ресурсу понимания – наивному сознанию, основанному на непроизвольной идентификации и наглядном опыте – на порождающей способности среды, на простом воспроизводстве чувственного опыта «здесь и сейчас», на действиях по образу и подобию, как источнику коллективных умонастроений. Исследует истоки неодолимости убеждения. Обосновывает конституирующую роль сердечного знания, анализирует доводы, согласно которым укорененное в сердце благо – чувства любви, чести, долга и т.п. – приобщены к силе долженствования. Показывает продуктивность реактуализации идей Аристотеля о частной природе уклада души и добродетельного поступка, о невозможности морали, одинаковой для всех. Развивает идею о том, что душа с помощью волевой душевно-сердечной силы - силы долженствования самопонуждает себя к благу - к чувствам любви, чести, долга, не дает злу проникнуть в душу.
|
Е-mail: nabramova_05@mail.ru
|