Институт Философии
Российской Академии Наук




  Абрамова Нина Тимофеевна
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор теории познания » Сотрудники » Абрамова Нина Тимофеевна

Абрамова Нина Тимофеевна

 

 


   

Год и место рождения                                                                                      

 

1932, Москва



Образование


Московский Государственный университет, философский факультет, 1956


          

ORCID iD iconorcid.org/0000-0002-8494-8039

                      

Researcher ID: V-6191-2018

 

Scopus Author ID: 57195809304     

                                              

Профиль в Science Index 

 

Ученые степени

  • Кандидат философских наук, 1963: «Диалектика целого и части в строении материи», Институт философии АН СССР (ныне Институт философии РАН);

  • Доктор философских наук, 1975: «Методологические проблемы взаимосвязи целостности, организации и управления». Институт философии АН СССР (ныне Институт философии РАН).


 

Сфера научных интересов


Философия и методология науки, теория познания

 

 

Профессиональная деятельность

Ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

 

 

Исследовательские проекты

  • 1981-1984, Междисциплинарный проект сектора философских проблем кибернетики «Философские вопросы технического знания»,  руководитель;

  • 1985-1988, Международный - советско-немецко-кубинский - проект сектора философских проблем кибернетики «Единство научного знания», руководитель;

  • 1996, Грант РГНФ № 96-03-04545 «Природа и статус перцептивного строя сознания», руководитель;

  • Совместный проект Института философии РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова «Серафим Тимофеевич Мелюхин. Избранные труды: наследие и современность. В 3-х тт. М., 2010» (2004, Грант РГНФ,  № 04-03-00134а), ответственный редактор;

  • 2011, Грант РГНФ, № 11-03-00791а «Идея подобия: истоки регулярности поисков подобия», руководитель.

 

Преподавательская деятельность

  • 1980-1990 гг., кафедра философии МВТУ им. Баумана, курс лекций по диалектическому материализму, спецкурс для аспирантов «Можно ли синтезировать общественные, естественные и технические науки».

 

Научные публикации

Всего опубликовано свыше 120 работ


Монографии: 

  • Целостность и управление, М., 1974. 248 с.

  • Синтез знания и проблема управления. М., 1978. 199 с. (в соавтор. с В.И. Кремянским и А.Д. Урсулом)

  • Единство научного знания и кибернетика, 1985. 180 с.

  • Несловесное мышление. М., 2002. 235 с. (читать PDF)

  • Самосознание и культура. М., 2009. 210 с. (в соавтор. с А.А. Ворониным и Ф.Т. Михайловым)


 Основные научные статьи:

  • Идея собственной добродетели в Евдемовой этике Аристотеля // Нравственно-гуманистические идеи П.А. Кропоткина и перспективы совершенствования права в условиях новых вызовов: монография / отв. ред. В.М. Артемов. М.: Проспект, 2021. С. 82-95.

  • Природа человека: рефлексивная и нерефлексивные сущности // Философия биологии в новом диалоге с природой. К 90-лению со дня рождения Р.С. Карпинской, Международ. конф. (30 янв. 2018 г.) / Отв. ред. Ю.В. Хен. М.: ИФ РАН, 2018. С. 118-128.

  • Новое прочтение «Евдемовой этики» Аристотеля // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2017. № 3 (83). С. 55–57.

  • Как возможна неодолимость убеждения // Вопр. философии. 2016. № 1.

  • Хроники школьной жизни Нины Мелюхиной в Великую Отечественную войну // Философия войны и мира. (к 70-летию Великой Победы). Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Философия войны и мира: к 70-летию Великой Победы». 28-29 апреля 2015 года. Москва Институт философии РАН. М., 2016.

  • Логико-методологический анализ феномена «релятивизм». Истоки и пути экстенсивного развития // Релятивизм как болезнь современной философии. М., 2015. С. 356–389.

  • Онтология как центральная проблема в трудах С.Т. Мелюхина // Вопр. философии. 2015. № 4.

  • Непосредственное знание в истории философской мысли // Познание и сознание в междисциплинарной перспективе. Часть 2. М., ИФ РАН, 2014.

  • Непосредственное знание (человек как нементальное существо) // Познание и сознание в междисциплинарной перспективе. Часть 1. М.: ИФ РАН, 2013. С. 150-167. 

  • Уподобление: от истории понятия подобие до уточнения смысловых границ  // Эпистемология: перспективы развития. М., 2012. С. 472–511.

  • Всегда ли человек свободен? Произвольная и непроизвольная идентификация // Свобода и творчество (междисциплинарные исследования). М., 2011. С.53-74.

  • Практическое знание и опыт идентификации // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С.151-168.

  • Серафим Тимофеевич Мелюхин. Страницы жизни // Серафим Тимофеевич Мелюхин. Избранные труды: Наследие и современность. В 3-х тт. / Том. 1. Лекции. Воспоминания. М., 2010.

  • Единство знания как проблема: разнообразие линий реконструкции единства // Серафим Тимофеевич Мелюхин. Избранные труды: Наследие и современность. В 3-х тт. Том 3. Философская онтология сегодня. Научные статьи. М., 2010.

Читать далее>> 


Основные

научные результаты

Исследует принципы и основания классификации сложных систем. Вводит понятие тип целостности, приобщенный к уровням организации материи, к формам управления, к сферам деятельности и уровням активности. Исследует истоки фундаменталистского идеала и обосновывает идею мозаичности современного научного знания. Раскрывает природу монистической ориентации и показывает границы принципа монизма, неадекватного при изучении мозаично-организованных систем. Вводит понятие внешнего монизма и обосновывает некоторые пути реконструкции систем, составленных из несовместимых элементов. Исследует природу, истоки догматического сознания, его смысловую двойственность: выявляет консервативно-охранительную и запретительно-разрушительную природы догматического сознания, раскрывает гносеологические условия превращения идеи в абсолют и кумир. Показывает значимость неявных форм знания, внекомпьютерных средств исследования в оптимизации трудовой деятельности. Исследует типологию несловесных мыслительных актов, анализирует ряд познавательных стратегий движения к единому смысловому пространству. Исследует генерализующий, коммуникативный и практический модусы сознания, анализирует предпосылки «тоски по единству». При этом раскрывает условия самообновления поисков идентичности (стремление сличать, сопоставлять, уподоб¬лять, и т.п.) в раз¬ных культурно – исторических контекстах и выявляет субъективно-природные источники объективной тенденции - потребности самого субъекта видеть предметы в упорядоченной, узнаваемой форме. Исследует непроизвольный, неосознаваемый тип уподобления, обосновывает принципиальное отличие непроизвольной идентификации от индуктивного обобщения и «корневого» единообразия. Выявляет источники непроизвольного сходства  - сходства «по образу и по подобию», раскрывает условия, роль и границы порождающего влияния внешнего окружения. Обосновывает порождающую роль опыта как органического единства чувств в формировании сходного образа мысли, а также неявной консолидации людей в сфере новых технологий. Исследует влияние идеологии релятивизма на формирование знания в разных сферах науки и практики. Выявляет главные основооположения релятивизма, которые будучи инварианты разным дисциплинарным онтологиям, не обладают ни статусом теории, ни методологических принципов. Скорее, являются предпосылочным знанием, которое заимствовано непосредственно -  по образу и по подобию из общего информационного поля, где эти идеи свободно транслируются. Считает продуктивным понятие «человек как нементальное существо», привлекает внимание к чувственному ресурсу понимания – наивному сознанию, основанному на непроизвольной идентификации и наглядном опыте – на порождающей способности среды, на простом воспроизводстве чувственного опыта «здесь и сейчас», на действиях по образу и подобию, как источнику коллективных умонастроений. Исследует истоки неодолимости убеждения. Обосновывает конституирующую роль сердечного знания, анализирует доводы, согласно которым укорененное в сердце благо – чувства любви, чести, долга и т.п. – приобщены к силе долженствования. Показывает продуктивность реактуализации идей Аристотеля о частной природе уклада души и добродетельного поступка, о невозможности морали,  одинаковой для всех. Развивает идею о том, что душа с помощью волевой душевно-сердечной силы - силы долженствования самопонуждает себя к благу - к чувствам любви, чести, долга, не дает злу проникнуть в душу.

Е-mail: nabramova_05@mail.ru