Комитета гражданских инициатив

12.05.2014

Александр Рубцов

Член КГИ Александр Рубцов: Борьба с ненормативной лексикой становится гротескной

Александр Рубцов

К концу года дорогостоящий компьютерный робот должен будет отследить наличие мата в нашей культурной среде, в том числе в интернет-ресурсах, приравненных к СМИ, после чего последуют штрафы до 200 000 руб., а затем и отзывы лицензий. Эта яркая инициатива вызывает те же стандартные вопросы, что и все другие проявления свалившейся на нас эпидемии запретительства.

Итак, что случилось в стране к концу первого десятилетия XXI века, из-за чего все эти охранные меры вдруг приобрели поистине небывалую актуальность? Версий две: либо народ как раз к этому моменту вконец обескультурился и изматерился – либо, наоборот, именно сейчас уровень образования, воспитания и нетерпимости ко всему нехорошему в нашей власти вдруг так возрос, что ей стало невмоготу сносить эту массовую всероссийскую нецензурщину.

Очевидно, ни то, ни другое. В театре, кино, литературе и публицистике ровным счетом ничего не произошло – по крайней мере, такого, чтобы принимать специальные федеральные законы, да еще с драконовскими санкциями. Что касается культурного уровня власти, то он, наоборот, на глазах падает, судя хотя бы по тем же законопроектам, в которых проблемы с родным языком не устранены даже на уровне так называемой юридико-технической правки.

Тем не менее, связь тут есть. Когда власть выбирает стратегию полномасштабного запретительства, в номенклатуре всплывает серость, которая только и умеет, что пресекать, причем делает это настолько бездарно и коряво, что крепкие выражения так и просятся на язык. Здесь, как в капле воды, отражается и более общее отношение. Власть сейчас так работает, что людям трудно высказать свои оценки этой деятельности в каких-то иных, более куртуазных выражениях. Похоже, именно это и напрягает. Поэтому речь, конечно же, не от культуре, а о политике. Не случайно среди первых лицензию отозвали у «Росбалта».

Все это выглядит как сложный заход на цензуру в интернете. Сначала популярных блогеров приравняли к СМИ, потом запретили мат в том числе и в «сопутствующих комментариях», а в итоге придали закону обратную силу: санкции последуют независимо от даты создания «произведения».

Особо умные люди решили перекрыть еще один клапан в котле, находящемся под и без того сильным давлением. Им, конечно, неприятно читать про себя такое, но, боюсь, в ответ они получат послание, возможно, и более литературное, но и куда более резкое.

Тут же всплывает следующий вопрос: в нашей стране власти сейчас больше не с чем бороться? Больше не на что тратить время, силы, оргресурсы и, наконец, немалые деньги, кроме как на искоренение особо обсценной лексики? Что касается наших СМИ, то на фоне лжи даже отборный мат сейчас кажется детской шалостью.

 

Источник: http://komitetgi.ru/news/news/1519/#.U3Z2GHZAqWi