Теоретический семинар
Сектора этики Института философии РАН

Тищенко П.Д.

Биотехнологическая ре-де-кон-струкция человеческого в человеке и проблема ответственности: казус сексуальности

Аннотация доклада


В докладе будет показано, что стремительно плодящиеся биомедицинские технологии радикально меняют не только формы человеческого существования, но и человеческую сущность – то, что человек узнавал в себе как собственно человеческое.  Это изменение происходит в виде нескольких конкурирующих тенденций, которые обозначены как конструирование, реконструирование, деконструирование и деструктурирование.  Каждой из тенденций соответствует свой дискурс легитимации (узнавания, признавания и оправдания). Контструирование представляет собой реализацию тенденции к созданию новой формы, реконструирование – восстановлению утерянной формы, деконструирование – к превращению сущего в своеобразный конструктор (потенцию последующих преобразований), деструктурирование – к продуцированию отхода как активной среды научно непредставимых и технологически неконтролируемых последствий трех первых тенденций, того что возвращается к человеку в форме болезней, экологических проблем и глобальных антропологических рисков. Сексуальность рассматривается в качестве казуса, своеобразного парадигмального примера. Развитие практик аборта, контрацепции, оплодотворения в пробирке, транссексуализма, клонирования, искусственной матки и фармакологии удовольствия («пилюли счастья») в перспективе способно произвести тотальную ре-де-кон-струкцию сексуальности как одной из центральных форм человеческой самоидентификации. 

Отталкиваясь от концепции Г. Йонаса, формулируется идея ответственности, включающая как необходимость конкретного ответа на вызовы биотехнологического прогресса, так и необходимость сохранения самой зоны проблематичности. Последнее позволит с одной стороны обеспечить мониторинг эффективности принятых решений, а с другой – сохранить открытость для своевременного опознания непредсказуемых и неконтролируемых последствий биотехнологического прогресса и формирования адекватного ответа.