Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
|
Утверждаю
Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов
|
Программа дисциплины
Этика науки
Рекомендовано:
Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России
Москва
2006
I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. ЦЕЛЬ КУРСА
Целью курса является:
- формирование у слушателей знаний в области этики науки;
- доказательство необходимости следования нравственным требованиям в научной деятельности;
- развитие навыков научно-исследовательской этики.
2. ЗАДАЧИ КУРСА
- сформировать у слушателей представления о соотношении этики и научного знания;
- раскрыть суть основных ценностей научного знания;
- показать ключевые нравственные проблемы взаимодействия науки и современного общества;
- обобщить опыт этического осмысления последствий воздействия науки, техники и технологии на окружающую среду;
- выявить общую тенденцию развития этики частных наук;
- познакомить слушателей с этическими нормами научного сообщества.
3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Этика наука играет важную роль в структуре прикладной и профессиональной этики, а так же является неотъемлемой частью деятельности современного научного сообщества. Курс «Этика науки» читается как вводная общетеоретическая часть для курсов «Экологическая этика», «Биомедицинская этика», «Этика рекламы и PR - деятельности» и др.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
По итогам изучения курса студент должен:
- представлять проблемное поле этики науки;
- знать основные этапы развития этики науки;
- иметь представления о формах ответственности науки перед обществом;
- усвоить этические нормы научного сообщества;
- знать о видах ответственности за нарушение требований этики науки;
- знать и пользоваться на практике нормами научного этикета.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. РАЗДЕЛЫ КУРСА
Раздел I. Формирование этики науки.
Тема 1. Этика как философская и научная дисциплина.
Тема 2. Наука и этика: история взаимоотношений. От древности до Просвещения.
Тема 3. Наука и этика: история взаимоотношений. От Просвещения до современности.
Тема 4. Современная профессиональная этика.
Раздел II. Этика научной деятельности.
Тема 5. Ценности научного знания.
Тема 6. Социальная ответственность научного сообщества.
Тема 7. Международные конвенции о роли науки в обществе и статусе ученого.
Тема 8. Моральная оценка научно-технического прогресса.
Тема 9. Глобальные проблемы человечества: этическое осмысление.
Тема 10. Этика частных наук.
Тема 11. Фальсификации в науке.
Раздел III. Этика ученого сообщества.
Тема 12. Этические ограничения научных исследований.
Тема 13. Проблема авторства и первенства в науке.
Тема 14. Плагиат и авторские права.
Тема 15. Отношение науки к иным формам духовного освоения действительности: моральный аспект.
Тема 16. Научный этикет.
2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Формирование этики науки.
Тема 1. Этика как философская и научная дисциплина.
Происхождение этики. Роль этики в системе науки и философии. Различные модели этического знания. Специфика этического познания. Сущее и должное. Основные категории философии морали. Проблема обоснования морали. Мораль и нравы. Ценность и оценка. Метаэтика. Формирование прикладной этики. Наука как объект изучения этики. Предметная область этики науки. Роль научной этики в современной российской науке.
Тема 2. Наука и этика: история взаимоотношений. От древности до Просвещения.
Тождество знания и блага в древнегреческой философии классического периода. Интеллектуализм Сократа. Деление стоиками философии на физику, логику и этику. Конфликт науки и религиозной этики в Средние века. Концепция «двух истин». Приоритет нравственности перед познанием в классическом европейском рационализме. Наука как главная ценность общества в мировоззрении Просвещения.
Тема 3. Наука и этика: история взаимоотношений. От Просвещения до современности.
Разделение наук о природе и наук о духе в неокантианстве. Ценностная основа наук о духе. Научная этика как отрасль теории эволюции. Представление о ценностной нейтральности и самодостаточности науки в I -й половине XX века. Наука в руках антигуманных идеологий и в эпоху мировых войн. Манифест Эйнштейна – Рассела. Сциентизм и антисциентизм. Моральная рефлексия о науке во II -й половине ХХ века. Появление гуманистически ориентированных научных доктрин. Плюрализм точек зрения на соотношение науки и этики в наше время. Наука и этика в эпоху глобализации. Актуальность этики науки в современном обществе.
Тема 4. Современная профессиональная этика.
Различия прикладной, профессиональной, корпоративной этики. Этика науки и этика учёного. Условия возникновения и функции профессиональной этики. Ценность профессионализма. Моральный престиж профессии. Деловые и нравственные качества профессионала. Связь профессионализма и нравственности. Профессиональный долг, профессиональные обязанности, призвание и профессиональная ответственность как ценности, присущие деятельности специалиста. Этика науки в системе профессиональной этики. Кодексы профессиональной этики. Их взаимосвязь с универсальными требованиями морали. Профессиональный этикет.
Раздел II. Этика научной деятельности.
Тема 5. Ценности научного знания.
Наука как форма духовного опыта человека. Знание как ценность. Идеал научности: различные понимания. Цели научного поиска. Миссия и этос науки. Ценности научного поиска: свобода исследования, объективность, непредвзятость, неангажированность, критичность, публичность, добросовестность, профессионализм, преемственность. Гуманистические ценности науки: бескорыстность, правдивость, толерантность, идея служения обществу. Культурно-мировоззренческая функция науки в социуме. Возможные отрицательные черты науки: субъективизм, нигилизм, ангажированность, предвзятость, ксенофобия, недобросовестная конкуренция.
Тема 6. Социальная ответственность научного сообщества.
Понятие ответственности в этике; виды ответственности. Ответственность как обратная сторона свободы. Различие «внешней» этики науки как ответственности ученого сообщества за будущее цивилизации и «внутренней» (профессиональной) этики науки как нормативного регулирования отношений внутри самого научного сообщества. Наука и социум: неоднозначность требований ответственности науки. Необходимые моральные ограничения науки как вида человеческой деятельности. Возможность различного использования научных результатов. Этика науки и этика технологии. Ответственность ученого перед человечеством, страной, научным сообществом, научной школой. Роль учёного в обществе. Национальная принадлежность и космополитизм ученого.
Тема 7. Международные конвенции о роли науки в обществе и статусе ученого.
Первые исторические попытки регламентации научной деятельности: клятвы, обязательства, корпоративные установления, кодексы. Необходимость универсальных конвенций, осознанная в ХХ веке. Нюрнбергский кодекс о запрете медицинских экспериментов над человеком (1947). Пагуошское движение ученых: история и современность. Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1964). «Рекомендация относительно статуса работников науки», принятая 18 Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в 1974 г. «Нормы научной этики», принятые Сенатом Общества М. Планка в 2000 г. Их мировоззренческая и нравственная основа. Всемирная комиссия по этике научных знаний и технологии ( COMEST ) при ЮНЕСКО. Премия ЮНЕСКО им. Авиценны по научной этике.
Тема 8. Моральная оценка научно-технического прогресса.
Идея прогресса в философии. Различные этические толкования идеи прогресса. Прогресс и регресс. Понятие нравственного прогресса. Этическое осмысление техники. Гуманизация и дегуманизация общества. Научно-технический и нравственный прогресс. Нравственная оценка перспектив техногенной и информационной цивилизации. Этика технологии. Информационная этика.
Тема 9. Глобальные проблемы человечества: этическое осмысление.
Понятие и виды глобальных проблем человечества. Роль науки в их возникновении и осмыслении. Моральные оценки войны и нравственные основания мира. Наука и экологический кризис. Экологическая этика. Демографическая этика и проблема справедливого распределения ресурсов. Этическое осмысление процессов глобализации и угроз, связанных с ней (терроризм, массовая миграция, бедность, эпидемии и т.д.)
Тема 10. Этика частных наук.
Этика науки и этика частных наук. Все ли частные науки нуждаются в этике? Соотношение универсальных моральных требований, общенаучных моральных требований и норм частных наук. Различия в ценностном и нормативном аспекте точных, естественных и гуманитарных наук. Условия и предпосылки появления прикладной этики. Функции профессиональной этики. Необходимость морального контроля областей знания, касающихся жизни и благополучия людей. Биоэтика. Биомедицинская этика. Политическая этика. Этика войны. Анализ важнейших нравственных ограничений в этих сферах.
Тема 11. Фальсификации в науке.
Фальсификация как метод теоретического познания и фальсификация как умышленное введение в заблуждение. Истина и ложь в логике и этике. Различие между гипотезой, моделированием, проектированием и фальсификацией. Ошибки и сознательное искажение фактов. Фабрикация данных. Наука и ее антиподы: лженаука, паранаука, псевдонаука; условия их появления, развития и их моральные основания. Исторические примеры фальсификаций: алхимия, расовая теория, клонирование. Ответственность за фальсификацию в современной науке.
Раздел III. Этика ученого сообщества.
Тема 12. Этические ограничения научных исследований.
Научный поиск и права человека. Моратории на различные виды научных исследований. Запрет негуманных методов проведения экспериментов. Запрет социальноопасных исследований. Этические комитеты по науке. Обязательство публикации значимых научных данных. Корректность в терминологии. Идеологическая нейтральность. Недопустимость нанесения вреда другим научным исследованиям. Признание заслуг конкурентов и коллег. Необходимость публичного признания ошибок. Следствия несоблюдения норм научной этики.
Тема 13. Проблема авторства и первенства в науке.
Научные публикации. Определение авторства публикации. Авторство и соавторство. Авторский вклад. Авторская ответственность. Авторские заслуги. Доверие к авторитету. Цитирование, ссылки, благодарности, интерпретация; пользование научными данными. Наукометрия. Научное открытие; проблема новизны. Открытие и сенсация. Первенство в научных открытиях. Научная идея и ее реализация. Научные выводы и их обоснование. Моральная оценка закрепления имени автора в научной терминологии.
Тема 14. Плагиат и авторские права.
Правила поиска, систематизации, хранения, транслирования и передачи научных данных. Принцип научной честности. Понятие интеллектуальной собственности. Авторские права. Патенты. Международные конвенции о защите авторских прав. Законодательная охрана авторских прав. Инновации в науке. Авторские права и глобальная сеть. Авторские права на квалификационные работы. Нормы библиотечного и архивного дела. Понятие «преступления в науке». Понятие плагиата, различные степени плагиата. Плагиат, подлог, обман. Виды подлогов. Этические конфликты в науке и пути их разрешения. Этические санкции.
Тема 15. Отношение науки к иным формам духовного освоения действительности: моральный аспект.
Наука и религия, знание и вера. Принцип толерантности и терпимости к иным точкам зрения. Конфессиональная принадлежность учёного. Наука и искусство. Роль эмоции в науке. Наука в политике: положительные и отрицательные черты. Наука как фактор на международной арене. Наука и бизнес: этический аспект. Наука и СМИ: ответственность учёного за распространение непроверенной информации. Наука в образовании: идея университета. Наука и исследование паранормальных явлений.
Тема 16. Научный этикет.
Нормы этикета в научном сообществе. Научные школы, направления, корпорации. Научные контакты. Статус и ранг ученого. Учёные степени и звания как составляющие социального статуса. Правила научного общения, дискуссии, полемики. Оппонирование, рецензирование, опровержение, экспертиза. Виды критики. Самокритика. Редактирование. Проблемы в отношениях «автор – редакция». Руководство научным коллективом.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
К разделу I:
- Какое место занимает этика в системе наук?
- Каковы причины возникновения прикладной этики в ХХ веке?
- В чем отличие прикладной и профессиональной этики?
- Как должны соотноситься деловые и нравственные качества профессионала?
- Каковы условия появления специальной этики науки?
- Какую роль играет этика науки в системе прикладной и профессиональной этики?
- Какие моральные проблемы возникают в современной российской науке?
- Какое место занимала этика при формировании античной системы наук?
- Как соотносились научная и религиозная этика в средневековой философии?
- Какую роль науке отводили мыслители Просвещения?
- Чем характеризовалась научная этика XIX века?
- В чем была сущность разделения «наук о природе» и «наук о культуре» в неокантианстве?
- В чем смысл популярного в I -й половине ХХ века утверждения о ценностной нейтральности науки.
- Какие науки были признаны Нюрнбергским протоколом антигуманными и почему?
- Какие идеи выразил Манифест Рассела–Эйнштейна?
- В чем суть аргументов, приводимых в пользу своих доктрин сторонниками сциентизма и антисциентизма?
- Какие шаги были предприняты научными сообществами в ХХ веке с целью гуманизации науки? Какие гуманистически-ориентированные научные направления появились в ХХ веке?
К разделу II:
- Какие ценности научного поиска традиционно отмечались учеными?
- Укажите различные точки зрения на миссию науки в современном мире.
- В чем суть принципа свободы научного исследования?
- В чем смысл ответственности как этической категории?
- Какие виды ответственности науки перед обществом выделяет этика науки?
- В чем заключается специфика ответственности ученого перед социумом?
- Какие споры велись в научном сообществе ХХ века по поводу ответственности ученого?
- Национальная идентификация ученого как предмет дискуссий.
- Укажите исторические формы регламентации деятельности ученых.
- Каковы были условия появления международных конвенций, ограничивающих деятельность ученых?
- Какие основные требования выдвигал Нюрнбергский кодекс?
- Каковы основные этапы становления и развития Пагуошского движения ученых?
- Как представлено Пагуошское движение в российской науке?
- Какие важнейшие требования содержатся в Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации 1964 г.?
- «Рекомендация относительно статуса работников науки», принятая 18 Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в 1974 г.: содержание и основные идеи.
- Какие ключевые принципы этики науки содержатся в «Нормах научной этики», принятых Сенатом Общества М. Планка в 2000 г.?
- Какие мероприятия проводит ЮЕСКО в области этики науки?
- Какие принципы этики науки нашли отражение в международных документах по правам человека?
- Какие оценки идеи прогресса высказывались в истории этики?
- Как трактовалось понятие «моральный прогресс» в истории этики?
- Как соотносятся научно-технический и нравственный прогресс?
- Каковы основные этические концепции техники?
- Трансформация индустриального общества в информационное: моральный аспект.
- Глобальные проблемы человечества и этика: различные направления осмысления.
- Какова роль науки в появлении глобальных проблем современности?
- Охарактеризуйте отрасли прикладной этики, появившиеся в результате осмысления глобальных проблем человечества.
- Какие новые нравственные проблемы появились как следствие процессов глобализации?
- В чем специфика этики частных наук?
- Какие современные науки особенно остро столкнулись с моральными проблемами?
- Проиллюстрируйте трансформацию общих норм этики науки в нравственные требования этики частных наук на примере биомедицинской, экологической, педагогической этики.
- Каковы причины и логика создания научной фальсификации?
- Приведите исторические примеры самых удачных фальсификаций в истории науки.
- В чем различие между научной гипотезой и фальсификацией?
- Чем отличаются научные ошибки от фальсификации?
- В чем различия между наукой, лженаукой, паранаукой и псевдонаукой?
- Какие виды ответственности предусмотрены научным сообществом за фальсификацию?
К разделу III:
- Чем оправданы нравственные ограничения на некоторые виды научных исследований?
- Существует ли противоречие между принципом свободы научного исследования и ограничениями на некоторые их виды?
- Какие виды мораторий на научные исследования вы знаете?
- Как устроены и как функционируют этические комитеты в научных учреждениях некоторых западных стран?
- Как в этике науки обосновывается требования обязательной публикации научных результатов?
- Каковы возможные последствия несоблюдения норм научной этики?
- Каковы проблемные ситуации, связанные с определением авторства публикации?
- Как, с точки зрения научной этики, определяется авторский вклад в публикацию?
- Какие правила вводит научная этика относительно пользования научными данными?
- Какие этические требования должны быть соблюдены, чтобы научный результат мог претендовать на статус научного открытия?
- Чем научное открытие отличается от научной сенсации?
- Какие существуют этические критерии относительно обоснованности научных выводов?
- Что этика науки понимает под «принципом честности»?
- Что такое «авторские права»?
- Как законодательно охраняются авторские права в России?
- Какие существуют международные конвенции по защите авторских прав?
- Какова специфика защиты авторских прав на Интернет-публикации?
- Какие требования с точки зрения защиты авторских прав предъявляются к библиотечному и архивному делу?
- Что такое плагиат? Укажите виды плагиата.
- Чем отличаются плагиат, подлог, обман, фальсификация?
- Что в научном сообществе подразумевается под понятием «этические санкции»?
- Каковы пути разрешения этических конфликтов в науке?
- Наука и другие формы духовного освоения действительности: какие моральные нормы взаимодействия вы знаете?
- В чем сходство и различие ценностей научного и иных форм знаний?
- Каким нравственным требованиям должен следовать ученый, передающий результаты своей работы в СМИ?
- Какими этическими требованиями регламентируется поведение научных сообществ относительно политики?
- Наука и бизнес: каково соотношение норм этики науки и этики бизнеса?
- Как в этике науки трактуется принцип толерантности?
- Какие ценности лежат в основании идеи взаимодополнения образования и науки?
- Какими принципами должен руководствоваться ученый при изучении паранормальных явлений?
- Какие нормы этикета приняты в научном сообществе?
- Какие моральные права и обязанности вытекают из статуса ученого?
- Каковы моральные требования к ведению научной дискуссии?
- Какие требования, с точки зрения этики науки, предъявляются к научному редактированию?
- Каковы моральные требования, предъявляемые современной этикой науки к руководителю научного коллектива?
4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ
- Место этики в системе наук.
- Научная этика в свете теории эволюции.
- Прикладная и профессиональная этика.
- Профессиональная этика и ее роль в общей теории морали.
- Науки о природе и науки о культуре с точки зрения познания ценностей.
- Сциентизм и антисциентизм в ХХ веке.
- Манифест Эйнштейна–Рассела: социокультурные и нравственные идеи.
- Этика науки в эпоху глобализации: основные тенденции развития.
- Профессионализм и его нравственные ценности.
- Профессиональный долг в различных сферах профессиональной деятельности.
- Профессиональный этический кодекс: принципы построения.
- Профессиональная этика ученого: нормы и ценности.
- Ценности научного поиска.
- Ответственность научного сообщества в контексте глобализации.
- Наука и социум: многомерность взаимодействия.
- Профессиональные кодексы научного сообщества: история и современность.
- Международные конвенции об ограничении научной деятельности.
- Пагуошское движение ученых: истоки, направления, традиции.
- Пагуошское движение ученых в России.
- Современная этика науки (анализ документа «Нормы научной этики», принятые Сенатом Общества М. Планка).
- Деятельность ЮНЕСКО в сфере развития этики науки.
- Нравственный и технический прогресс: сходства и различия.
- Этическое осмысление глобальных проблем человечества.
- Роль науки в появлении и осмыслении глобальных проблем человечества.
- Этика науки и этика частных наук: конкретизация требований.
- Фальсификации в науке: история и логика создания.
- Наука и лженаука: критерии различия.
- Закрепление норм научной этики в международных документах по правам человека.
- Нравственные ограничения научных исследований: история и современность.
- Этические комитеты в научных учреждениях: структура и функции.
- Этические требования к публикациям научных данных.
- Конкуренция в науке с точки зрения научной этики.
- Авторство публикации: виды и методы определения.
- Авторство и соавторство в науке.
- Авторство и первенство в науке.
- Научные открытия в оценке этики науки.
- Научное открытие и научная сенсация.
- Этические требования работы с научными данными.
- Авторские права с точки зрения этики науки.
- Плагиат, виды плагиата.
- Ссылки и цитирование с точки зрения этики науки.
- Преступления в науке и ответственность за них.
- Наука и СМИ: ответственность ученого.
- Наука в политике: моральный аспект.
- Этика науки и этика бизнеса: сходства и различия.
- Моральные права и обязанности ученого.
- Этические аспекты научного редактирования.
- Этические аспекты руководства научным коллективом.
- Этические конфликты в науке и пути их разрешения.
- Моральные ограничения при ведении научной дискуссии.
5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:
- Место этики науки в системе профессиональной этики.
- Наука как объект изучения этики.
- Категории истины и блага в античной философии.
- Концепция «двух истин» в средневековой философии.
- Наука как главная социальная ценность в эпоху Просвещения.
- Науки о природе и науки о культуре в интерпретации неокантианства: аксиологический аспект.
- Сциентизм и антисциентизм: моральная аргументация.
- Манифест Эйнштейна – Рассела: нравственные идеи.
- Ученое сообщество в эпоху глобализации: вызовы и этические нормы.
- Кодификация деятельности ученого: история и современность.
- Пагуошское движение ученых: направления деятельности.
- Нравственный и технический прогресс.
- Глобальные проблемы современности: этическое осмысление.
- Этика частных наук в контексте общей этики науки.
- Фальсификации в науке: логика создания и примеры.
- Наука и лженаука: критерии различия.
- Виды ответственности за фальсификацию научных результатов.
- Этика науки и права человека.
- Моратории на научные исследования: моральный смысл.
- Научные публикации с точки зрения этики науки.
- Авторство и соавторство в трактовке этики науки.
- Правила использования научных данных в современной этике науки.
- Научное открытие с точки зрения этики науки.
- Принцип научной честности в этике науки.
- Интеллектуальная собственность: виды и законодательная защита.
- Авторские права: разновидности и законодательная защита.
- Плагиат, виды плагиата.
- Преступления в науке: виды и ответственность.
- Этические санкции в научном сообществе.
- Этические конфликты в науке и пути их разрешения.
- Наука и СМИ: нормы трансляции научных данных.
- Этика науки и этика бизнеса: сходства и различия.
- Этика науки и этика образования: пути взаимодействия.
- Конфессиональная принадлежность ученого в оценке этики науки.
- Наука и исследование паранормальных исследований: этический аспект.
- Моральный статус ученого в обществе.
- Нормы научного этикета в современном научном сообществе.
- Этика ведения научной дискуссии.
- Этика научного редактирования.
- Этические аспекты руководства научным коллективом.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№
п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего
(час.) |
Аудиторные занятия
(час.) |
Самостоят.
работа
(час.) |
Лекции |
Семинары |
Раздел I. Формирование этики науки. |
8 |
8 |
|
8 |
1 |
Этика как философская и научная дисциплина. |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
Наука и этика: история взаимоотношений. От древности до Просвещения. |
2 |
2 |
|
2 |
3 |
Наука и этика: история взаимоотношений. От Просвещения до современности. |
2 |
2 |
|
2 |
4 |
Современная профессиональная этика. |
2 |
2 |
|
2 |
Раздел II. Этика научной деятельности. |
14 |
14 |
|
14 |
5 |
Ценности научного знания. |
2 |
2 |
|
2 |
6 |
Социальная ответственность научного сообщества. |
2 |
2 |
|
2 |
7 |
Международные конвенции о роли науки в обществе и статусе ученого. |
2 |
2 |
|
2 |
8 |
Моральная оценка научно-технического прогресса. |
2 |
2 |
|
2 |
9 |
Глобальные проблемы человечества: этическое осмысление. |
2 |
2 |
|
2 |
10 |
Этика частных наук. |
2 |
2 |
|
2 |
11 |
Фальсификации в науке. |
2 |
2 |
|
2 |
Раздел III. Этика ученого сообщества. |
10 |
10 |
|
10 |
12 |
Этические ограничения научных исследований. |
2 |
2 |
|
2 |
13 |
Проблема авторства и первенства в науке. |
2 |
2 |
|
2 |
14 |
Плагиат и авторские права. |
2 |
2 |
|
2 |
15 |
Отношение науки к иным формам духовного освоения действительности: моральный аспект. |
2 |
2 |
|
2 |
16 |
Научный этикет. |
2 |
2 |
|
2 |
Итого: |
32 |
32 |
|
32 |
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)
- Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995.
- Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005.
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 1998.
- История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. М., 2003.
- Назаров В.Н. Прикладная этика. М., 2005.
- Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. М., 2006.
- Разин А.В. Этика. М., 2005.
- Степин В.С. Философия науки: общие проблемы. М., 2006.
- Тоффлер А. Третья волна. М., 1980.
- Философия науки: учеб. пособие для вузов / под ред. С. А. Лебедева. М., 2006.
- Фролов И.Т., Юдин Б.Г.Этика науки: проблемы и дискуссии. М., 1986.
- Этика: Учебник / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 2004.
- Этика: Энциклопедический словарь / Под. ред. Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнова. М., 2001.
- Cohen R. S. Ethics and science // Boston Studies in the Philosophy of Science, 1974. Vol. XIV.
- Merton R. The Sociology of Sciens: Theoretical and Empirical Investigation. Chicago, London, 1973.
- Shrader-Frechette K. Ethics of Scientific Research. Lanham, MD, 1994.
2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)
Раздел I.
- Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
- Аллахвердян А.Г. Психология науки. М., 1998. Бакштановский В.И. Прикладная этика: опыт университетского словаря. Тюмень, 2001. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988.
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII). М., 1987.
- Карнишина Н.Г. Профессиональная этика. Пенза, 1997.
- Лазар М.Г., Лейман И.И. НТР и нравственные факторы научной деятельности. Л.: ЛГУ, 1978.
- Лазар М.Г. Этика науки: философско-социологические аспекты соотношения науки и морали. Л., 1985.
- Ленке Х. Размышления о современной технике. М., 1996. Минзов А.С. Профессиональная этика специалиста в области безопасности бизнеса: учеб. пособие для студентов различных специальностей. М., 2005.
- Пиччеи А. Человеческие качества. М., 1985. Профессиональная этика: учеб. пособие. Волгоград, 2002.
- Пуанкаре А. О науке. М., 1990.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
- Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.
- Современная западная социология науки: Критический анализ. М., 1988.
- Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1986.
- Томпсон М. Философия науки. М., 2003.
- Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001.
- Фуко М. Воля к знанию // Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М, 1997.
- Grunwald A., Saupe S. Ethik in der Technikgestaltung. Heidelberg, 1999.
- Resnik D.B. The ethics of science : an introduction. London ; New York, 1998. Tuttle H. Religion of man and ethics of science. New York, 1890.
Раздел II.
- Алексина Т.А. Прикладная этика: Учебное пособие. М., 2004.
- Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.: Эдиториал-УРСС, 1998.
- Биоэтика: проблемы и перспективы / Под. ред. А.П. Огурцова. М., 1992.
- Бургин М.В., Кузнецов В.И. Аксиологические аспекты научных теорий. — Киев, 1991.
- Вайскопф В. Физика в двадцатом столетии. М., 1977.
- Введение в биоэтику / Под. ред. Б.Г. Юдина и П.Д. Тищенко. М., 1998.
- Ганжин В.Т. Нравственность и наука. М., 1978.
- Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2004.
- Йонас Г. Принцип ответственности. М., 2004.
- Казанцева Т.А. Основы профессиональной этики психолога: учеб. пособие. М., 2006.
- Коновалова Л.В. Прикладная этика: (По материалам западной литературы). М., 1998.
- Косарев И.И. Новодрапова В.Ф. Этика врача. М., 1982.
- Кремнева Т.Л. Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников: учеб. пособие. Тамбов, 2005.
- Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги. М., 2001.
- Кутателадзе С.С. Наука, псевдонаука и лженаука. Новосибирск, 2004.
- Кэмпбелл А. Медицинская этика: учеб. пособие для вузов. М., 2005.
- Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. Учебное пособие для вузов. М., 2004.
- Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.
- Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Курс лекций. М., 2002.
- Мещеряков В.Т., Астапова О.Д. Наука и развитие принципов морали. Л., 1989.
- Мороз О.В. От имени науки. М., 1989.
- Наука, этика, гуманизм // Вопросы философии. М., 1973. № 6-8.
- Наука и нравственность. М., 1971.
- Павловский А.И. Введение в этический кодекс: крах нормативной этики. СПб., 2006.
- Петров Ю.П. История и философия науки. СПб., 2005.
- Соломатин В.А. История науки: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2003.
- Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 2000.
- Томильчик Л.М. Наука и псевдонаука. Минск, 1986.
- Уильямс Д.Р. Руководство по медицинской этике: учеб. пособие для студентов мед. Вузов. М., 2006.
- Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. – М., 1989.
- Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.
- Чернякова Н.С. Истина как смысл человеческой деятельности. СПб., 1993.
- Энгельгарт В.А. Наука, техника, гуманизм // Вопросы философии. М., 1980. № 7.
- Этика и ответственность науки // Человек. М., 2000. № 5.
- Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека»: Международные документы и аналитические материалы. М., 1998.
- Юдин Б.Г. О возможности этического измерения науки // Человек. М., 2000. № 5.
- Юревич А.В. Социальная психология науки. СПб., 2001.
- Ethos der Forschung: Ringberg-Symposium, Oktober 1999. Ethics of research / [redaktion, Gottfried Plehn]. Mu?nchen, 2000.
Раздел III.
- Бабкин С.А. Интеллектуальная собственность в Интернет. М., 2006.
- Белоусов Я.П. Этика научного работника. Алма-Ата, 1995.
- Бромберг Г.В. Основы патентного дела. М.: «ИНИЦ» Роспланета, 2000.
- Волченко Л.Б . Гуманность, деликатность, вежливость, этикет. М., 1992.
- Максимова Л.Г. Авторское право : учебное пособие. М., 2005.
- Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.
- Налимов В.В., Мульченко З.Н. Наукометрия. М., 1969.
- Силенюк М.А. Авторское право : учеб.-практическое пособие для вузов М., 2006.
- Шаталов А.С. Фальсификация, подделка, подлог. М., 1999.
- Этические и правовые проблемы клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных. М.: ИФРАН, 1994.
- Ethics of research with human subjects : selected policies and resources / edited by Jeremy Sugarman, Anna C. Mastroianni and Jeffrey P. Kahn. Frederick, Md., 1998.
- Lan Pham Thi. The ethics of research reciprocity: making children's voices heard in poverty reduction policy-making in Vietnam. London, 2005.
- The ethics of research involving human subjects: facing the 21st century / edited by Harold Y. Vanderpool. Frederick, Md., 1996.
Автор:
к.ф.н., А.А. Скворцов
Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А. Гусейнов