Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
 

 

Утверждаю

Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов

 

Программа дисциплины

Насилие и ненасилие

Рекомендовано:

Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России

 

Москва
2006

 

I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. ЦЕЛЬ КУРСА

Выработать осмысленное личное отношение к этике ненасилия и навык аргументированного рассуждения о допустимости насилия во благо.  

2. ЗАДАЧИ КУРСА

а) научиться логически корректно пользоваться понятиями насилия и ненасилия и точно описывать проблемное поле их соотношения;
б) освоить основные социально-этические диспозиции и концептуальные подходы к соотношению насилия и ненасилия;
в) показать умение этически сфокусированного анализа проблем терроризма, справедливой войны, смертной казни;
г) научиться выявлять связь особых форм ненасильственной практики с ненасилием как всеобщим и превалирующим вектором общественной активности.

3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Тема соотношения насилия и ненасилия составляет особый срез прикладной этики. Она важна для понимания единства различных сфер прикладной этики, их общетеоретических и нормативных оснований.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. РАЗДЕЛЫ КУРСА

Раздел I. Понятие насилия и ненасилия.
Тема 1. Понятие насилия.
Тема 2. Что такое ненасилие?

Раздел II. Насилие в истории.
Тема 3. Право на насилие: от талиона к государству.
Тема 4. Насилие и священное.
Тема 5. Справедливая война.
Тема 6. Терроризм.
Тема 7. Насилие сквозь призму исторической социологии и этики.

Раздел III. Ненасильственные опыты XX века.
Тема 8. Этика непротивления Л.Н. Толстого.
Тема 9. Ненасильственная политика М. Ганди.
Тема 10. М.-Л. Кинг и борьба за гражданские права афроамериканцев.

Раздел IV . Современные ненасильственные практики.
Тема 11. Ненасильственные движения.
Тема 12. Смертная казнь: за и против.
Тема 13. Ненасильственное решение конфликтов.

 

2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Понятие насилия и ненасилия.

Тема 1. Понятие насилия.
Насилие и природная агрессивность. Насилие и другие формы общественного принуждения. Насилие как моральное зло. Проблема возможности насилия во благо.

Тема 2. Что такое ненасилие?
Ненасилие как отказ от насилия. Ненасилие и борьба за справедливость. Психология ненасилия. Антропология и этика ненасилия. Идея ненасилия и мировые религии.

Раздел II. Насилие в истории.

Тема 3. Право на насилие: от талиона к государству.
Равное возмездие как первое ограничение неурегулированной межплеменной вражды. Разрушительная логика талиона и переход к государственной монополии на насилие. Моральные аргументы в обосновании легитимного насилия.

Тема 4. Насилие и священное.
Необходимость превращенных форм насилия. Исторические формы ритуализации насилия. Религиозно – нравственный смысл мифа об Аврааме и Исааке.

Тема 5. Справедливая война.
Исторические представления о справедливой войне. Нравственные ограничения войны. Проблема нравственного оправдания войны и этики войны. Может ли быть война справедливой в условиях опасности применения оружия массового поражения.

Тема 6. Терроризм.
Терроризм в прошлом и настоящем. Глобализация терроризма. Внутренняя фальшь идеологии терроризма. Моральная неадекватность поведения смертников.

Тема 7. Насилие сквозь призму исторической социологии и этики.
Необходимость насилия в истории. О праве народа на насилие. Соотношение насилия и ненасилия в истории. Историческое событие и индивидуальное действие. Массовые преступления и проблема коллективной вины. Судьбы диктаторов в современном мире.

Раздел III. Ненасильственные опыты XX века.

Тема 8. Этика непротивления Л.Н.Толстого.
Духовный переворот в жизни Толстого. Новое прочтение Нагорной проповеди Иисуса Христа. Непротивление злу силой как адекватное выражение золотого правила и заповеди любви. Толстой и толстовство. Критика И.А. Ильиным учения Толстого и полемика вокруг нее.

Тема 9. Ненасильственная политика М.Ганди.
Жизненный путь и религиозные убеждения. Традиция ненасилия в индийской культуре. Идеология и тактика ненасилия в борьбе против английских колонизаторов. Ненасилие и современная цивилизация.

Тема 10. М.-Л. Кинг и борьба за гражданские права афроамериканцев.
Религиозно-политические убеждения М.-Л. Кинга. Начало и история борьбы за гражданские права афроамериканцев в 50-60-е годы XX века. Основные принципы ненасильственной борьбы Кинга.

Раздел IV. Современные ненасильственные практики.

Тема 11. Ненасильственные движения.
Всемирный союз примирения. Пацифизм. Религиозно-общинные опыты ненасильственных форм жизни. Этика и конкретные практики ненасилия.

Тема 12. Смертная казнь: за и против.
Характер и место смертельной казни в системе наказаний: историческая динамика. Практика борьбы за отмену смертной казни в Западной Европе и России. Психологические, социологические и этические аргументы в спорах о допустимости смертной казни.

Тема 13. Ненасильственное решение конфликтов.
Особая природа конфликтов, порождающих насилие. Этическая диспозиция ненасильственного решения межличностных и общественных конфликтов. Насильственные и ненасильственные формы речевой коммуникации.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К разделу I:

К разделу II:

К разделу III:

К разделу IV:

4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Трудности определения понятия насилия.
  2. Ненасилие как моральная позиция и предметная деятельность.
  3. Является ли право на насилие специфическим признаком государства?
  4. Речь и насилие.
  5. Насилие и общественная власть.
  6. Гуго Гроций о справедливой войне.
  7. Может ли общество существовать и развиваться без войн и насилия?
  8. Моральная аргументация в идеологии терроризма.
  9. Подлежат ли террористы обхождению, ограниченному нормами нравственного и правового регулирования?
  10. Марксизм о роли насилия в истории.
  11. Понятие исторической ответственности и его противоречивая роль в мотивации поведения.
  12. Почему Л.Н. Толстой отождествлял любовь (?) с непротивлением злу? (По его трактату «Закон насилия и закон любви»)
  13. Опыт ненасильственной политики М.Ганди.
  14. Борьба афроамериканцев США во второй половине XX века за равные гражданские права под руководством М.-Л. Кинга.
  15. Идеология и практика пацифизма.
  16. практика отмены смертной казни в России.
  17. рациональные аргументы и эмоционально-психологические условия в спорах вокруг допустимости смертной казни.
  18. Мораль и насилие.

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:

  1. Что такое насилие и в чем заключаются трудности его определения?
  2. Насилие и природная агрессивность.
  3. Насилие и легитимные формы общественного принуждения.
  4. Ненасилие как способ борьбы за справедливость за отношения между людьми.
  5. В чем своеобразие формулы «цель оправдывает средства» в её применении к нравственному поведению?
  6. Что представляет собой желание в его позитивном содержании?
  7. Обязательно ли этика ненасилия исходит из представления о доброй природе человека?
  8. Ненасилие и добродетель мужества.
  9. Государство и насилие.
  10. Почему идеология насилия всегда является нравственно окрашенной?
  11. мировые религии как отказ от ритуального насилия.
  12. Феномен священного насилия.
  13. Понятие справедливой войны.
  14. Почему моральные аргументы играют особенно большую роль в обосновании идеологически мотивированных войн и войн гражданских?
  15. Критерии справедливой войны.
  16. Исторические формы терроризма.
  17. Моральные аргументы в борьбе с международным терроризмом.
  18. Имеют ли народы право на насилие?
  19. Насилие как исторический феномен и как индивидуальное действие.
  20. Массовые преступления XX века и их этико-правовые последствия.
  21. Л.Н. Толстой «В чем моя вера?».
  22. Критика И.А. Ильиным толстовского учения о непротивлении зла силой.
  23. Судьба учения Толстого в России и мире.
  24. Жизнь и учение М.Ганди.
  25. Принципы ненасильственной политической борьбы.
  26. Ненасильственная политическая борьба и законопослушание.
  27. Борьба за равные гражданские права в США под руководством М.-Л. Кинга.
  28. Ненасильственные организации и движения в современном мире.
  29. Этика и конкретные практики ненасилия.
  30. Смертная казнь: история и современное состояние.
  31. Смертная казнь в истории России.
  32. Основные аргументы за и против смертной казни.
  33. Насилие и ненасилие в речевой коммуникации.
  34. Методы ненасильственного решения индивидуальных конфликтов.
  35. Методы ненасильственного решения локальных социальных конфликтов.
  36. Возможно ли моральное обоснование насилия?

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


п/п
Наименование разделов и тем
Всего
(час.)
Аудиторные занятия
(час.)
Самостоят.
работа
(час.)
Лекции
Семинары
Раздел I. Понятие насилия и ненасилия.
4
4
 
4
1
Понятие насилия.
2
2
 
2
2
Что такое ненасилие?
2
2
 
2
Раздел II. Насилие в истории.
14
14
 
14
3
Право на насилие: от талиона к государству.
4
4
 
4
4
Насилие и священное.
2
2
 
2
5
Справедливая война.
2
2
 
2
6
Терроризм.
2
2
 
2
7
Насилие сквозь призму исторической социологии и этики.
4
 4
 
4
Раздел III. Ненасильственные опыты ХХ века.
8
8
 
8
8
Этика непротивления Л.Н. Толстого.
4
 
4
9
Ненасильственная политика М. Ганди.
2
 
2
10
М.-Л. Кинг и борьба за гражданские права афроамериканцев.
2
 
2
Раздел IV. Современные ненасильственные практики.
6
6
 
6
11
Ненасильственные движения.
2
2
 
2
12
Смертная казнь: за и против.
2
2
 
2
13
Ненасильственное решение конфликтов.
2
2
 
2
Итого:
32
32
 
32

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)

2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)

Раздел I.

Раздел II.

Раздел III.

Раздел IV.

 

Автор:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А. Гусейнов

Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А. Гусейнов