Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
 

 

Утверждаю

Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов

 

Программа дисциплины

Этика образования

Рекомендовано:

Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России

 

2006

 

I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. ЦЕЛЬ КУРСА

По окончании курса студент должен понимать характер и круг проблематики этики образования, своеобразие методов этико-прикладного рассуждения и исследования в области образования и уметь их использовать в решении конкретных аналитических и исследовательских задач.  

2. ЗАДАЧИ КУРСА

В ходе курса студент должен:

а) освоить содержание всех разделов программы;
б) познакомиться в минимальном объеме с предложенной литературой;
в) научиться анализировать тексты с этико-образовательной точки зрения;
г) продемонстрировать свои знания и умения в контрольных письменных работах по каждому разделу курса и итоговой экзаменационной письменной работе.  

3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Данный курс призван подготовить студентов к этико-прикладному анализу и исследованию в области образования и, тем самым, способствовать выработке у студентов понимания этико-образовательных проблем, умения и навыка их анализировать в различных педагогических контекстах.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В результате курса студент должен:

а) знать и понимать основную проблематику этики образования (минимально – в объеме, отраженном в программе курса);
б) знать и понимать методы этико-прикладного исследования в области образования;
в) уметь применять свои знания в анализе педагогических, политических, философских, художественных текстов;
г) провести самостоятельное исследование, продемонстрировав упомянутое в пп. (а)–(в).  


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. РАЗДЕЛЫ КУРСА

Раздел I. Этика, обучение, воспитание.
Тема 1. Введение в проблематику.
Тема 2. Идея образования.
Тема 3. Образование как благо.
Тема 4. Образование в плюралистическом обществе.

Раздел II. Свободное образование.
Тема 5. Идеал свободного образования. Руссо и Толстой.
Тема 6. Образование как формирование личности. Концепция Дж.Дьюи.
Тема 7. Концепция воспитания свободой А.Нилла.
Тема 8. Фактор свободы в Педагогике Сотрудничества.

Раздел III. Нравственное воспитание.
Тема 9. Можно ли учить добродетели?
Тема 10. Нравственное развитие и воспитание личности.
Тема 11. Ценностные парадигмы и стратегии воспитания.
Тема 12. Социальная среда обучения и воспитания.

Раздел IV. Профессиональная этика.
Тема 13. Этика педагога.
Тема 14. Педагогика ненасилия.

2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I . Этика, обучение, воспитание.

Тема 1. Введение в проблематику.
Общая характеристика проблемной области «Этика образования». – Мораль и этика. – Критерии нравственной оценки социальных явлений. – Этические проблемы обучения и воспитания.

Тема 2. Идея образования.
Пайдейя – греческий архетип образования. – Идеалы героического, крестьянского, спартанского, гражданского образования.

Тема 3. Образование как благо.
Характер блага образования, средства его распределения и приобретения. – Справедливость распределения образовательных услуг. – Фокус российского общественного мнения относительно предоставления и получения образовательных услуг.

Тема 4. Образование в плюралистическом обществе.
Феномен поликультурности. Опасения в отношении глобализации. – Поликультурные ситуации в образовании. – Принцип толерантности. – Национальная школа в поликультурном сообществе; поликультурный контекст национального образования.

Раздел II. Свободное образование.

Тема 5. Идеал свободного образования. Руссо и Толстой.
С.И.Гессен об идеале и программе свободного образования. – Сопоставление идеалов свободного образования Ж.-Ж.Руссо и Л.Н.Толстого.

Тема 6. Образование как формирование личности. Концепция Дж.Дьюи.
Традиционное и альтернативное образование («старая школа» и «новая школа»). – Концепция «учения через опыт». Три функции школы как образовательного института. – Образование как передача опыта посредством общения. Образование как партнерство.

Тема 7. Концепция воспитания свободой А.Нилла.
Показатели несвободного воспитания. Условия и режим несвободы. – Цель и принципы свободного воспитания. – Свобода, дисциплинированность и ответственность. – Единство семейного и школьного воспитания.

Тема 8. Фактор свободы в Педагогике Сотрудничества.
Педагогический опыт, педагогическая концепция и общественное движение педагогики сотрудничества. Сотрудничество как средство освобождения ребенка и освоения им свободы. Освобождающее взаимодействие.

Раздел III. Нравственное воспитание.

Тема 9. Можно ли учить добродетели?
Вопрос Сократа, и разные ответы на него в «Меноне» и «Протагоре». – Аристотель о научении добродетели. – Смысл нравственного воспитания и этические контексты образования, в том числе профессионального образования.

Тема 10. Нравственное развитие и воспитание личности.
Ступени нравственного развития личности (по Л.Кольбергу). – Ступени нравственного воспитания (по С.И.Гессену). – Цель нравственного воспитания. Динамика воспитательных задач на каждой ступени.

Тема 11. Ценностные парадигмы и стратегии воспитания.
Основные ценностные ориентации, отражающие отношение человека к себе, к другим людям и к высшему – гедонизм, прагматизм, перфекционизм, агапизм. – Отражение релевантных воспитательных парадигм в художественной литературе. – Социальные, ценностные и этико-психологические характеристики дисциплино-ориентированного и личностно-ориентированного воспитания. Аксиологическая и практическая составляющая этих воспитательных программ.

Тема 12. Социальная среда обучения и воспитания.
Социальная организация и социально-нравственно-правовая среда образования. – Школа как социальное и исследовательское сообщество. – Типы образовательно-воспитательных сред Я.Корчака и В.А.Ясвина.

Раздел IV . Профессиональная этика

Тема 13. Этика педагога.
Педагогическая деонтология и педагогическая этика. – Профессиональные педагогические кодексы. – Риски и требования информационной эпохи. Мультимедийные стандарты образования.

Тема 14. Педагогика ненасилия.
Понятия ненасилия. Критерии и пределы ненасилия. – Насилие и ненасилие в отношениях между воспитателем и воспитуемым. – Принципы и техника ненасильственной педагогики.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К разделу I:

К Теме 1:

К Теме 2:

К Теме 3:

К Теме 4:

К разделу II:

К Теме 5:

К Теме 6:

К Теме 7:

К Теме 8:

К разделу III:

К Теме 9:

К Теме 10:

К Теме 11:

К Теме 12:

К разделу IV:

К Теме 13:

К Теме 14:


4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ

Тему рефератов, эссе, курсовых работ студент выбирает сам, согласовывая с преподавателем. При этом допускается жанровое разнообразие работ.

Жанр I.   Реконструкция одной из тем спецкурса на основе определенного идейно-мыслительного материала. Задачей такой работы является изложение или осмысление выбранной темы с опорой на какие-либо педагогические, художественные, философские или иные тексты.

Жанр II.   Анализ одной из тем спецкурса на основе сопоставления различных источников. Задачей такой работы является описание и объяснение определенных феноменов образования в различных художественных, философских или иных текстах.

Жанр  III.   Историко-культурный или субкультурный (локально-нормативный) очерк. Задачей такой работы является описание какой-либо педагогического или этико-образовательного опыта в исторически и локально определенном контексте.

Жанр IV.   Этико-прикладной (этико-образовательный) и нормативно-этический анализ политико-педагогического документа, педагогической доктрины или художественного произведения. Задачей такой работы является анализ названных типов текста в свете тематики спецкурса.


5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:

  1. Критерии нравственной оценки социальных явлений.
  2. Этические проблемы обучения и воспитания.
  3. Идеалы героического, крестьянского, спартанского, гражданского образования.
  4. Образование как благо, средства его распределения и приобретения.
  5. Критерии справедливости распределения образовательных услуг.
  6. Образование в плюралистическом обществе.
  7. Поликультурные ситуации в образовании.
  8. Принцип толерантности в педагогической работе.
  9. Национальная школа в поликультурном сообществе.
  10. Идеал свободного образования Руссо и Толстого.
  11. С.И.Гессен об идеале и программе свободного образования.
  12. Концепция образования как формирования личности Дж.Дьюи.
  13. Анализ Дж.Дьюи традиционного и альтернативного образования.
  14. Функции школы как образовательного института.
  15. Образование как партнерство.
  16. Концепция воспитания свободой А.Нилла.
  17. Свобода, дисциплинированность и ответственность.
  18. Фактор свободы в Педагогике Сотрудничества.
  19. Сотрудничество как средство освобождения ребенка и освоения им свободы (в Педагогике Сотрудничества).
  20. Сократ о возможности научения добродетели.
  21. Смысл нравственного воспитания и этические контексты образования, в том числе профессионального образования.
  22. Ступени нравственного развития личности (по Л.Кольбергу).
  23. Ступени нравственного воспитания (по С.И.Гессену).
  24. Базовые ценностные ориентации и основания их различения.
  25. Дисциплино-ориентированное и личностно-ориентированное воспитание.
  26. Социальная организация и социально-нравственно-правовая среда образования.
  27. Школа как социальное и исследовательское сообщество.
  28. Типы образовательно-воспитательных сред Я.Корчака и В.А.Ясвина.
  29. Педагогическая деонтология и педагогическая этика.
  30. Профессиональные педагогические кодексы.
  31. Риски и требования информационной эпохи.
  32. Критерии насилия и ненасилия в педагогической деятельности.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


п/п
Наименование разделов и тем
Всего
(час.)
Аудиторные занятия
(час.)
Самостоят.
работа
(час.)
Лекции
Семинары
Раздел I.
8
8
 
8
1
Введение в проблематику.
2
2
 
2
2
Идея образования.
2
2
 
2
3
Образование как благо.
2
2
 
2
4
Образование в плюралистическом обществе.
2
2
 
2
Раздел II.
12
12
 
12
5
Идеал свободного образования. Руссо и Толстой.
4
4
 
4
6
Образование как формирование личности. Концепция Дж.Дьюи.
4
4
 
4
7
Концепция воспитания свободой А.Нилла.
2
2
 
2
8
Фактор свободы в Педагогике Сотрудничества.
2
2
 
2
Раздел III.
8
8
 
8
7
Можно ли учить добродетели?
2
2
 
2
8
Нравственное развитие и воспитание личности.
2
2
 
2
9
Ценностные парадигмы и стратегии воспитания.
2
2
 
2
10
Социальная среда обучения и воспитания.
2
2
 
2
Раздел IV.
4
4
 
4
10
Этика педагога.
2
2
 
2
11
Педагогика ненасилия.
2
2
 
2
Итого:
32
32
 
32

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет по итогам:

а) участия студента в аудиторных обсуждениях (20%),
б) контрольных работ по каждому разделу (40%),
в) итоговому исследовательскому эссе (40%).

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)

2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)

Раздел I.

Раздел II.

Раздел III.

Раздел IV.

 

Автор:
д.ф.н., профессор Р.Г.Апресян

Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А.Гусейнов