Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
 

 

Утверждаю

Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов

 

Программа дисциплины

Экологическая этика

Рекомендовано:

Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России

 

2006

 

I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. ЦЕЛЬ КУРСА

По окончании курса студент должен понимать характер и круг проблематики этики образования, своеобразие методов этико-прикладного рассуждения и исследования в области образования и уметь их использовать в решении конкретных аналитических и исследовательских задач.

2. ЗАДАЧИ КУРСА

В ходе курса студент должен:

а) освоить содержание всех разделов программы;
б) познакомиться в минимальном объеме c литературой по теме курса;
в) уметь проводить нормативно-этический анализ текстов и этико-экологический анализ ситуаций;
г) продемонстрировать свои знания и умения в контрольных письменных работах по каждому разделу курса и итоговой экзаменационной письменной работе.

3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Данный курс призван подготовить студентов к этико-прикладному анализу и исследованию в области экологии и, тем самым, способствовать выработке у студентов понимания этико-экологических проблем, умения и навыка их анализировать в различных политических и экономических контекстах.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В результате курса студент должен:

а) знать и понимать основные понятия экологической этики (минимально – в объеме, отраженном в программе курса);
б) знать и понимать методы этико-прикладного исследования в области образования;
в) уметь применять свои знания в анализе политических, экономических, философских и публицистических текстов;
г) провести самостоятельное исследование, продемонстрировав упомянутое в пп. (а)–(в).

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. РАЗДЕЛЫ КУРСА

Раздел I. Предмет и предыстория экологической этики
Тема 1. Экологическая этика: предмет и проблематика.
Тема 2. Природа как ценность.
Тема 3. Идея нравственной ценности природы в истории мысли.
Тема 4. Этапы развития, тенденции и методологические установки современной экологической этики

Раздел II. Принципы этического отношения к природе
Тема 5. Общеэтические принципы.
Тема 6. Этико-экологическая проблематика в международных и российских нормативных документах.
Тема 7. Этико-экологическая проблематика в политике и законодательстве России.
Тема 8. Принципы экологической этики.
Тема 9. Принципы экологической этики (продолжение).

Раздел III. Отдельные этико-экологические проблемы
Тема 10. Отношение к животным.
Тема 11. Производственная деятельность.
Тема 12. Природа как рекреационный ресурс.
Тема 13. Космическая деятельность.
Тема 14. Экологическое движение.

2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Предмет и предыстория экологической этики

Тема 1. Экологическая этика: предмет и проблематика.
Теоретический и практический аспекты предметизации экологической этики. – Роль этики в осмыслении и решении экологических проблем. – Круг проблем. – Экологическая этика как разновидность прикладной этики.

Тема 2. Природа как ценность.
Проблема ценности природы. Виды ценностей. – Принцип антропоцентризма, его доминирование в истории мысли и практике отношения человека к природе.

Тема 3. Идея нравственной ценности природы в истории мысли.
Принцип невреждения в отношении к животным (индуизм, джайнизм, буддизм, пифагореизм). Регламентация обращения с животными в Ветхом Завете. Антропоцентризм Нового Завета. – Традиции антропоцентризма и биоцентризма в западной мысли. – Способность испытывать страдание как критерий отношения к иным существам (И.Бентам).

Тема 4. Этапы развития, тенденции и методологические установки современной экологической этики.
Экология и экологическая этика. Идея просвещенного, или благоразумного антропоцентризма в ранней экологической этике. Принцип экоцентризма, или биоцентризма. – Этика земли (О.Леопольд). Обеспечение правового статуса живых существ. Глубинная экология (А.Нэсс). Социальная экология (М.Букчин). Экофеминизм (К.Уоррен) – Методологические установки.

Раздел II. Принципы этического отношения к природе

Тема 5. Общеэтические принципы.
Общеэтические принципы и отношение к природе. – Категорический императив Канта. – Принцип максимизации блага Милля. – «Этика благоговения перед жизнью» А.Швейцера. – Этика заботы.

Тема 6. Этико-экологическая проблематика в международных и российских нормативных документах.
Экологическая проблематика в международном праве и международных декларациях. – В декларациях и решениях ООН. – В декларациях и решениях ЮНЕСКО. – Другие международные нормативные инициативы.

Тема 7. Этико-экологическая проблематика в политике и законодательстве России.
Экологическая проблематика во властном политическом дискурсе. – Законодательство РФ о б охране окружающей среды и защите животных. – Корпоративные декларации о принципах экологической политики.

Тема 8. Принципы экологической этики.
Уважение ко всем формам жизни. – Биоразнообразие. – Устойчивость биосферы. – Предосторожность. – Справедливость. – Земля есть общее достояние.

Тема 9. Принципы экологической этики (продолжение).
Права будущих поколений. – Разделенная ответственность. – Презумпция опасности. – Сокращение и конвергенция.

Раздел III.

Тема 10. Отношение к животным.
Разные аспекты отношения к животным: животноводство, домашние животные, использование животных в научных исследованиях, индустрия развлечений с использованием животных (зоопарк, цирк, коррида). – Права животных. Равенство животных. Видовая дискриминация (« специесизм»). Требование «освобождения животных». – Проблема бездомных и опасных для человека животных.

Тема 11. Производственная деятельность.
Производственная (промышленная, сельскохозяйственная) деятельность и экология. – Этико-экологические проблемы недродобычи. – Природоохранные зоны. Заповедники. «Ресурсизм» (прагматизм), антропоцентризм и экоцентризм в заповедной практике.

Тема 12. Природа как рекреационный ресурс.
Рекреационный потенциал природы. Эстетические отношения к природе. – Отдых на природе. – Охота и рыбалка как развлечение.

Тема 13. Космическая деятельность.
Международное и национальное законодательства об исследовании и использовании космического пространства. – Этические аспекты (и проблемы) деятельности по исследованию и использованию космического пространства. – Экологический ущерб от запусков ракет.

Тема 14. Экологическое движение.
Антропоцентризм и экоцентризм в движении за экологическую чистоту. – Движение зеленых. «Реалисты» и «фундаменталисты». – Разнообразие методов экологической борьбы. Общественные дискуссии. – Политика и этика экологической борьбы.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К разделу I:

К Теме 1:

К Теме 2:

К Теме 3:

К Теме 4:

К разделу II:

К Теме 5:

К Теме 6:

К Теме 7:

К Теме 8:

К Теме 9:

К разделу III:

К Теме 10:

К Теме 11:

К Теме 12:

К Теме 13:

К Теме 14:

4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ

Тему рефератов, эссе, курсовых работ студент выбирает сам, согласовывая с преподавателем. При этом допускается жанровое разнообразие работ.

Жанр I.   Реконструкция одной из тем спецкурса на основе определенного идейно-мысли­тельного материала. Задачей такой работы является изложение или осмысление выбранной темы с опорой на какие-либо собственно-экологические, нормативные, политические, философские или иные тексты.

Жанр II.   Анализ одной из тем спецкурса на основе сопоставления различных источников. Задачей такой работы является обсуждение определенных этико-экологических проблем как они представлены в различных публицистических, политических, философских или иных текстах.

Жанр  III.   Историко-культурный или субкультурный (локально-нормативный) очерк. Задачей такой работы является описание какой-либо экологической ситуации или опыта разрешения связанного с экологией конфликта.

Жанр IV.   Этико-прикладной (этико-экологический) и нормативно-этический анализ политического документа, корпоративной декларации о принципах экологической политики и т.д. Задачей такой работы является анализ названных типов текста в свете тематики спецкурса.

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:

  1. Предмет и проблематика экологической этики.
  2. Экология и экологическая этика.
  3. Теоретический и практический аспекты предметизации экологической этики.– Роль этики в осмыслении и решении экологических проблем.
  4. Экологическая этика как разновидность прикладной этики.
  5. Проблема ценности природы.
  6. Принцип антропоцентризма, его доминирование в истории мысли и практике отношения человека к природе.
  7. Идея нравственной ценности пр ироды в истории мысли.
  8. Принцип невреждения в отношении к животным (индуизм, джайнизм, буддизм, пифагореизм).
  9. Традиции антропоцентризма и биоцентризма в западной мысли.
  10. Идея просвещенного, или благоразумного антропоцентризма в ранней экологической этике.
  11. Принцип экоцентризма, или биоцентризма.
  12. Этика земли О.Леопольда.
  13. Глубинная экология А.Нэсса.
  14. Социальная экология М.Букчина.
  15. Экофеминизм К.Уоррен.
  16. Категорический императив И.Канта в отношении к природе.
  17. Принцип максимизации блага Дж.С.Милля в отношении к природе.
  18. «Этика благоговения перед жизнью» А.Швейцера.
  19. Этика заботы и ее экологические спецификации.
  20. Экологическая проблематика в международном праве и международных декларациях.
  21. Этико-экологическая проблематика в политике и законодательстве России.
  22. Корпоративные декларации о принципах экологической политики.
  23. Уважение ко всем формам жизни как принцип экологической этики. Биоразнообразие как принцип экологической этики.
  24. Устойчивость биосферы как принцип экологической этики.
  25. Предосторожность как принцип экологической этики.
  26. Справедливость как принцип экологической этики.
  27. Земля есть общее достояние как принцип экологической этики.
  28. Права будущих поколений как принцип экологической этики.
  29. Разделенная ответственность как принцип экологической этики.
  30. Презумпция опасности как принцип экологической этики.
  31. Сокращение и конвергенция как принципы экологической этики.
  32. Разные аспекты отношения к животным и их этическое содержание.
  33. Движение за права и «освобождение» животных.
  34. Концепция видовой дискриминации.
  35. Проблема бездомных и опасных для человека животных.
  36. Производственная деятельность и экология.
  37. Этико-экологические проблемы недродобычи.
  38. Природоохранные зоны.
  39. «Ресурсизм», антропоцентризм и экоцентризм в заповедной практике.
  40. Эстетические отношения к природе.
  41. Рекреационный потенциал природы.
  42. Международное и национальное законодательства об исследовании и использовании космического пространства.
  43. Этические аспекты (и проблемы) деятельности по исследованию и использованию космического пространства.
  44. Антропоцентризм и экоцентризм в движении за экологическую чистоту. Разнообразие методов экологической борьбы. Общественные дискуссии. Политика и этика экологической борьбы.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


п/п
Наименование разделов и тем
Всего
(час.)
Аудиторные занятия
(час.)
Самостоят.
работа
(час.)
Лекции
Семинары
Раздел I
1
Экологическая этика: предмет и проблематика
4
2
 
2
2
Природа как ценность
4
2
 
2
3
Идея нравственной ценности природы в истории мысли
4
2
 
2
4
Этапы развития, тенденции и методологические установки современной экологической этики
8
2
2
4
Раздел II
5
Общеэтические принципы
4
2
 
2
6
Этико-экологическая проблематика в международных и российских нормативных документах
8
2
2
4
7
Этико-экологическая проблематика в политике и законодательстве России
4
2
 
2
8
Принципы экологической этики
8
2
2
4
9
Принципы экологической этики (продолжение)
8
 
4
4
Раздел III
10
Отношение к животным
4
 
2
2
11
Производственная деятельность
4
 
2
2
12
Природа как рекреационный ресурс
4
 
2
2
13
Космическая деятельность
4
 
2
2
14
Экологическое движение
4
 
2
2
Итого:
72
22
14
36

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен по итогам :

а) участия студента в аудиторных обсуждениях (20%),
б) контрольных работ по каждому разделу (40%),
в) итоговому исследовательскому эссе (40%).

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)

2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)

Раздел I.

Раздел II.

Раздел III.

Автор:
Доктор философских наук,
профессор Р.Г.Апресян

Рецензент:
Руководитель программы,
доктор философских наук, профессор
академик РАН А.А.Гусейнов