Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
|
Утверждаю
Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов
|
Программа дисциплины
Этика общения
Рекомендовано:
Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России
Москва
2006
I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. ЦЕЛЬ КУРСА
- дать представление об основных нравственно-психологических проблемах общения, способах их решения и профилактики;
- прояснить ценности, идеи и понятия, позволяющие глубже понять эту сферу социальной действительности и тем самым расширить диапазон свободного рационального выбора;
- продемонстрировать механизмы реализации моральных ценностей в общении и побудить к поиску сознательных и этически обоснованных решений.
2. ЗАДАЧИ КУРСА
- показать социально-психологические закономерности функционирования общения и моральные способы его регулирования;
- сформулировать нормы, ценности и подходы к решению конфликтных ситуаций; описать морально неприемлемые способы отстаивания интересов и технику их нейтрализации;
- выработать более конкретные моральные ориентиры в сфере общения, чем общеморальные; высветить «местопребывание» в деловых отношениях нравственных проблем и продемонстрировать основные подходы к их решению.
3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Изучению данного курса должно предшествовать изучение логики, онтологии, теории познания, истории философии, социальной философии, психологии и общего курса этики.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Содержание раздела «Теоретические и нормативные основания этики общения» должно быть освоено репродуктивно. Преподавание второго раздела курса - этики делового общения - нацелено на применение, использование полученных знаний, поэтому содержание этого раздела требует творческого освоения.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. РАЗДЕЛЫ КУРСА
Раздел I. Теоретические и нормативные основания этики общения.
Тема 1. Этика межличностных отношений.
Тема 2. Воздаяние.
Тема 3. Прощение.
Тема 4. Нравственные принципы общения.
Тема 5. Деструктивное общение.
Тема 6. Манипулятивное общение.
Тема 7. Межличностный конфликт.
Тема 8. Нравственность и этикет.
Раздел II. Этика делового общения.
Тема 9. Специфика делового общения.
Тема 10. Этика организационно-управленческой деятельности.
Тема 11. Корпоративизм и личная моральная ответственность.
Тема 12. Нравственные, этикетные и прагматические аспекты делового общения.
2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Этика межличностных отношений.
Этика как практическая философия. Этика межличностных отношений в системе этического знания. Общение. Общение и коммуникация. Виды общения. Функции общения.
Тема 2. Воздаяние.
Истоки идеи воздаяния. Обмен. Воздаяние. Вина. Возмездие. Ответственность. Возмездная справедливость. Рессентимент. Обмен и дар. Благодарность. Неблагодарность. Золотое правило нравственности. Категорический императив И.Канта.
Тема 3. Прощение.
Жертва. Прощение. Феномен прощения в моральной регуляции. Мотивы прощения. Условия прощения. Непростительное. Виды извинений.
Тема 4. Нравственные принципы общения.
Обязательство и ответственность. Коммутативная справедливость. Справедливость и гуманность. Доверие. Солидарность.
Тема 5. Деструктивное общение.
Агрессия в общении. Вербальная агрессия. Невербальная агрессия. Трансформация агрессивности. Пути преодоления агрессии. Нейтрализация агрессии. Профилактика агрессии.
Тема 6. Манипулятивное общение.
Понятие манипуляции. Обман, его разновидности и функции. Манипулятивные технологии. Защита от манипуляции.
Тема 7. Межличностный конфликт.
Понятие конфликта. Источники конфликта. Характеристика конфликтогенного поведения. Функции конфликта. Разрешение и ослабление конфликтов.
Тема 8. Нравственность и этикет.
Этикет как система табу, иерархий, конвенций и т.д. Мораль и обычай. Ритуал и ритуализованные действия. Этикет как знаковое, символическое и ритуализованное поведение. Нравственность и этикет. Нравственные проблемы в этикетном общении.
Раздел II. Этика деловых отношений.
Тема 9. Специфика деловых отношений.
Особенности деловых отношений. Формы деловой коммуникации. Нравственные основы деловых отношений. Виды нравственной ответственности в деловых отношениях. Ритуализация делового общения и ее нравственный смысл.
Тема 10. Этика организационно-управленческой деятельности.
Управленческая этика. Функциональная моральная ответственность. Лидерство.
Нравственные принципы управления. Разрешение конфликтных ситуаций. Формы и методы морального воздействия. Этикет общения руководителя.
Тема 11. Корпоративизм и личная моральная ответственность.
Корпоративизм. Корпоративные кодексы. Корпоративная этика и ее функции. Моральная ответственность члена корпорации. Разоблачительные заявления работников (сигнализаторство). Виды сигнализаторства и их моральная оценка. Внефирменное сигнализаторство. Внутрифирменное сигнализаторство. Меры по предотвращению необходимости сигнализаторства.
Тема 12. Нравственные, этикетные и прагматические аспектыделового общения.
Деловая беседа. Коммуникация, убеждение, аргументация. Характер и типы ценностей в аргументации. Доверие как источник убеждения и принятия аргументации. Спор, дискуссия, полемика. Корректные приемы спора.
Виды делового общения. Переговоры. Стратегии ведения переговоров. Методы поиска оснований для совмещения интересов. Справедливость стандартов и справедливость процедуры. Нравственно-психологические аспекты переговоров. Прагматические и нравственные критерии для оценки результатов переговоров.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
К разделу I:
- В какой форме предъявляются нравственные требования к себе и к другим?
- Какие ценности определяют отношение к себе и отношение к другим?
- Как возникает идея эквивалентности воздаяния? В каких формах оно существует?
- Каковы формы и виды неэквивалентного воздаяния в морали?
- Почему неблагодарность И.Кант называл дьявольским пороком? Какие еще два порока Кант относил к дьявольским?
- В чем смысл прощения?
- Какие деяния относят к непростительным?
- Виды и этикетные формы извинений.
- Готовы ли вы принимать людей такими, какие они есть?
- Важно ли для вас быть самим собой в общении с другими?
- Когда вам хочется сказать что-то неприятное, задумываетесь ли вы над тем, что можете обидеть собеседника?
- Можете ли вы сказать заведомую неправду, чтобы спровоцировать человека на откровенность?
- Каких людей и за что можно уважать, а каких нет и почему?
- Можно ли уважать грубого, невежливого человека и почему?
- Стоит ли отвечать грубостью на грубость и почему?
- Всегда ли можно избежать грубости в ответ на грубость?
- Пути преодоления вербальной агрессии.
- Почему большинство избирателей голосуют так, как этого хочет властвующая элита?
- Совместимы ли намеренная дезинформация общественности и демократия?
- Чем обусловлена покорность людей, которые совершают действия, противоречащие их ценностям и интересам?
- Какие способы достижения целей, использованные героем повести И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» О.Бендером, можно оценить как манипуляцию?
- Чем было вызвано решение героя рассказа В.Токаревой «День без вранья» не лгать и к чему оно привело?
- Случалось ли вам хвалить то, что на самом деле похвалы не стоит?
- Бывает ли, что вы не можете сразу распознать, что вас обманывают?
- Будучи абсолютно уверенными в своей правоте, постараетесь ли вы переубедить соперника?
- Следует ли говорить партнерам всю правду, чтобы не было конфликтов?
- Считаете ли вы компромисс лучшим способом разрешения конфликтов?
- Какие меры по нормализации отношений между спорящими сторонами следует предпринять после разрешения конфликта, чтобы свести к минимуму его негативные последствия для всей компании и отдельных сотрудников?
- С какими проблемами нравственного порядка вы встречались в этикетных ситуациях?
- Назовите типы ритуалов этикета. Какие функции в общении они выполняют?
- Какими средствами речевого этикета можно предотвратить или нейтрализовать вербальную агрессию? Назовите некоторые из приемов контроля речевой агрессии.
К разделу II:
- Чем отличается деловое общение от непосредственно-личностного? Назовите формы того и другого.
- Какие виды ответственности работника вы можете назвать?
- В чем нравственный смысл ритуализации делового общения?
- Поведение в каких сферах делового общения регламентируется больше, а в каких
–
меньше? Какими способами?
- В чем причины роста внимания к деятельности корпуса менеджеров в мировом масштабе?
- Опишите особенности функциональной моральной ответственности.
- Всякий ли руководитель является лидером?
- Какие формы и методы морального воздействия на подчиненных являются, на ваш взгляд, наиболее эффективными?
- Влияют ли на эффективность управления личные моральные качества руководителя? Если влияют, то как?
- Дайте нравственно-этическую оценку корпоративному кодексу компании «Procter&Gamblе».
- Как аргументируют моральную недопустимость всякого сигнализаторства? В чем ошибочность такой позиции?
- Какой должна быть степень лояльности работника по отношению к фирме, если она нужна вообще? Обоснуйте ответ.
- Почему при внефирменном сигнализаторстве необходимо сначала попытаться использовать возможности урегулирования возникающих конфликтов внутри фирмы?
- При каких условиях сигнализаторство морально обязательно?
- Обязаны ли подчиненные сигнализировать внутри фирмы о подделке начальниками отчетов о своих служебных расходах? А об их растратах? Почему?
- Обоснуйте основные правила адресного сигнализаторства.
- Как могут фирмы предотвращать необходимость сигнализаторства?
- Как сигнализаторство доказывает ложность мифа об аморальности бизнеса?
- Что нужно сделать, чтобы конфликт не вышел за пределы организации?
- Опишите и оцените основные стратегии и тактики переговоров.
- Назовите «грязные» приемы ведения переговоров и методы противодействия им.
- Ошибки и уловки, допускаемые в аргументации.
- Что значит «правильно сформулировать вопрос»?
- Как отвечать на некорректные вопросы?
- Какие средства общения входят в группу «невербальных»?
- Какие преимущества дает деловому партнеру умение «считывать» невербальные сигналы?
- Особенности невербальных сигналов у зарубежных партнеров.
- Какие невербальные и вербальные сигналы выдают ложь?
- Какие стратегии поведения типичны для манипуляторов?
- На какие вопросы необходимо подготовить ответы перед деловой беседой?
- Назовите приемы эффективного начала беседы.
- Что необходимо знать для осуществления основной части беседы?
- Как вести себя во время возражений?
- Какие значения имеет термин «критика»?
- Какие виды деструктивной критики вы знаете?
- Как целесообразно осуществлять критический анализ?
- Как вести себя, если критикуют вас?
- Считаете ли вы критику эффективным средством делового общения?
- Как завершить беседу?
- Как сделать анализ проведенной беседы?
- Как обосновываются общие принципы морали?
- Какие ошибки наиболее часты в доказательствах?
- Какие виды контекстуальной аргументации вы можете назвать и где она может быть эффективной?
- Какими контекстуальными аргументами могут поддерживаться оценки?
- Приведите примеры софизмов в аргументации.
- Какова структура целевого обоснования?
- Этикетные шаблоны для речевого взаимодействия в деловом общении.
- Что называется комплиментами в деловой коммуникации и каковы их функции?
- Чем отличается деловой телефонный разговор от личного?
- В чем специфика междугородных телефонных переговоров?
- Каковы профессиональные цели деловых совещаний?
- Какие требования предъявляются к ведущему деловое совещание? К участникам?
- На какие вопросы нужно иметь ответы перед началом конференции?
- В чем специфика проведения пресс-конференций?
- Какие требования предъявляются к ведущему пресс-конференции?
- Как вести себя по отношению к конкурентам и оппонентам?
- Сувениры и подарки в деловой сфере: этикетные и нравственные аспекты.
4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ
- Концепция интерсубъективности А.Шютца.
- Диалогический персонализм М.Бубера.
- Дружба.
- Концепция межличностных отношений М.Бахтина.
- «Экзистенциальная коммуникация» К.Ясперса.
- Концепция единства я-ты в философии Л.Фейербаха и С.Л.Франка.
- «Анти-Карнеги» Э.Шострома и гуманистическая психология (К.Хорни, Э.Фромм, Р.Мэй).
- Конструктивные функции конфликта (по работам Аристотеля, Т.Гоббса, Г.В.Ф.Гегеля, М.Вебера, Л.Козера, Р.Дарендорфа).
- Феномен доверия (по работе А.Селигмена «Проблема доверия»).
- Особенности этикета как способа нормативной регуляции поведения.
- Этикет как метаязык.
- Ритуалы этикета.
- Функции светского и делового этикета.
- Достоинство и репутация как регулятивные идеи.
5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:
К разделу I:
- Этика межличностных отношений в системе этического знания.
- Общение. Общение и коммуникация. Виды общения.
- Функции общения. Теоретические модели общения.
- Обмен. Воздаяние. Возмездие.
- Благодарность. Неблагодарность.
- Прощение.
- Справедливость обмена и коммутативная справедливость.
- Толерантность, права человека и общее благо как регулятивные идеи общения.
- Справедливость и гуманность в общении.
- Агрессия в общении. Вербальная агрессия.
- Причины и предпосылки появления вербальной агрессии в общении.
- Виды и формы вербальной агрессии.
- Основные принципы контроля над вербальной агрессией.
- Речевой этикет как средство предотвращения вербальной агрессии.
- Понятие манипулятивного общения.
- Польза и правда. Аксиологические и праксеологические аспекты обмана.
- Защита от манипуляции.
- Источники конфликта.
- Функции конфликта.
- Основные подходы к решению конфликтных ситуаций.
- Нравственность и этикет как способы регулирования поведения: взаимосвязь, функции и отличия.
- Этикет как ритуализованное поведение.
- Ритуалы этикета.
- Этикет как символическое поведение.
- Нравственные проблемы в этикетном общении.
К разделу II:
- Институционально-опосредованные отношения. Особые моральные обязательства, обусловленные трудовым соглашением.
- Виды нравственной ответственности в деловых отношениях.
- Управленческая этика.
- Слагаемые репутации руководителя. Моральные основания лидерства.
- Нравственные принципы управления. Этикет руководителя.
- Корпоративизм. Корпоративные кодексы и их назначение.
- Корпоративная этика и ее функции.
- Сигнализаторство, его виды и их моральная оценка.
- Меры по предотвращению необходимости сигнализаторства.
- Факторы успеха деловой беседы.
- Характер и типы ценностей в аргументации.
- Спор, дискуссия, полемика. Корректные приемы спора.
- Нравственные аспекты переговорного процесса. Стратегии переговоров.
- Позиционный торг: нравственная оценка стратегии и методики проведения переговоров.
- Принципиальные переговоры: стратегия и тактика.
- Методы поиска оснований для совмещения интересов.
- Справедливость стандартов и справедливость процедуры переговоров.
- Назовите стандартные некорректные приемы аргументации.
- Техника нейтрализации и снижения негативного воздействия замечаний.
- Назовите правила ответов на вопросы.
- Этикетные и нравственные правила критики.
- Общие принципы делового этикета.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№
п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего
(час.) |
Аудиторные занятия
(час.) |
Самостоят.
работа
(час.) |
Лекции |
Семинары |
Раздел I. Теоретические и нормативные основания этики общения. |
24 |
24 |
|
24 |
1 |
Этика межличностных отношений. |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
Воздаяние. |
4 |
4 |
|
4 |
3 |
Прощение. |
2 |
2 |
|
2 |
4 |
Нравственные принципы общения. |
2 |
2 |
|
2 |
5 |
Деструктивное общение. |
4 |
4 |
|
4 |
6 |
Манипулятивное общение. |
4 |
4 |
|
4 |
7 |
Межличностный конфликт. |
2 |
2 |
|
2 |
8 |
Нравственность и этикет. |
4 |
4 |
|
4 |
Раздел II. Этика деловых отношений. |
12 |
12 |
|
12 |
3 |
Специфика делового общения |
2 |
2 |
|
2 |
4 |
Этика организационно-управленческой деятельности |
2 |
2 |
|
2 |
5 |
Корпоративная этика и личная ответственность |
2 |
2 |
|
2 |
6 |
Нравственные, этикетные и прагматические аспекты делового общения |
6 |
6 |
|
6 |
Итого: |
36 |
36 |
|
36 |
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М., 1998.
- Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов. Ростов н/Д, 2000.
- Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001.
- Этика. Учебник для философских ф-тов вузов (под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко). М., 1999.
2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)
Раздел I.
- Агрессия в языке и речи. М., 2004.
- Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985.
- Апресян Р.Г. Прощение. // Новая филос. энциклопедия. Т. III. М., 2001.
- Апресян Р.Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряженных контекстов // Вопросы философии, № 3, 2001.
- Арендт Х. Vita aktiva, или о деятельной жизни. СПб., 2000.
- Аристотель. Никомахова этика.// Соч. Т.4. М.,1984.
- Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990.
- Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1992.
- Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
- Ведение переговоров и разрешение конфликтов (серия «Классика Harvard Business Review »). М., 2006.
- Гильдебранд Д. фон Метафизика коммуникации. СПб., 2000.
- Гильдебранд Д. Этика. СПб., 2001.
- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 1998.
- Гувье Т. Прощение и непростительное.// Этическая мысль, вып. 5. М., 2004.
- Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988.
- Давидович В.Е. Социальная справедливость. М., 1989.
- Демидов Д.Б. Феномены человеческого бытия. Мн., 1999.
- Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2001.
- Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. Тюмень, 1998.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000.
- Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 1994.
- Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.
- Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.
- Зиммель Г. Общение. Пример чистой или формальной социологии. // Избранное в 2-х т.т. Т.2. М., 1996.
- Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов. Ростов н/Д, 2000.
- Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2004.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
- Кант И. Лекции по этике. М., 2000.
- Кара-Мурза.С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2001.
- Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости. // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984.
- Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.
- Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 1980.
- Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПБ., 1998.
- Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
- Лоренц К. Так называемое зло // Оборотная сторона зеркала. М.,1998.
- Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005.
- Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М., 2000.
- Межличностное общение. Хрестоматия. СПб., 2001.
- Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.
- Мэй Р. Сила и невинность. М., 2001.
- Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии, № 1-2, 1992.
- Ницше Ф. К генеалогии морали // Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990.
- Полборн Р. Ты и я. М., 2005.
- Политическая философия в Германии. М., 2005.
- Пост Э. Этикет. М., 2002.
- Проценко О.П. О термине и понятии «этикет». // Гуманiтарний часопис, № 1, 2004.
- Пугачев В.П. Управление свободой. М., 2005.
- Рикер П. Память, история, забвение. М., 2004.
- Рикер П. Справедливое. М., 2005.
- Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов. М., 1997.
- Селигмен А. Проблема доверия. М., 2002.
- Секацкий А.К. Онтология лжи. СПб., 2000.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.
- Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Уч. пос. СПб.:, 2002.
- Сорокин П. Преступление и кара. СПб., 1999.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.,1976.
- Тернер Дж. Теория конфликта. // Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
- Токарева В. День без вранья // День без вранья. М., 1994.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998.
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
- Шелер М. Рессентимент в структуре моралей. СПб., 1999.
- Шиллер Г. Манипуляция и запрограммированное сознание. // Реклама: внушение и манипуляция.
- Самара, 2001.
Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Мн., 1992.
- Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М., 2006.
- Хороший тонъ. СПб., 1881.
- Юнацкевич П.И., Кулганов В.А. Психология обмана. СПб., 2001.
- Янкелевич В. Ирония. Прощение. М., 2004.
Раздел II.
- Василенко И.А. Политические переговоры. М., 2006.
- Ведение переговоров и разрешение конфликтов (серия «Классика Harvard Business Review»). М., 2006.
- Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. М., 2002.
- Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М., 2001.
- Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. Ростов
н/Д., 1995.
- Де Джордж Р.Т. Деловая этика (в 2-х т.т.). СПб.- М., 2001.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.
- Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000.
- Кузин Ф. Культура делового общения. М., 2000.
- Лэйхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. Стратегии и навыки. СПб., 2001.
- Менегетти А. Психология лидерства. М., 1996.
- Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. М., 2000.
- Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001.
- Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.
- Прикладная конфликтология. Хрестоматия. Мн., 1999.
- Психология делового общения. Хрестоматия. Самара, 2006.
- Психология и этика делового общения. М., 2006.
- Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. М., 1997.
- Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. Ростов н/Д, 2003.
- Фишер Р., Юри У., Паттон Б. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. М., 2006.
- Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1984.
- Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.
- Ягер Джен Деловой этикет. М., 1994.
Автор:
д.ф.н., профессор Т.И.Пороховская
Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А.Гусейнов