Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
|
Утверждаю
Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов
|
Программа дисциплины
Мораль и современные информационные технологии
Рекомендовано:
Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России
Москва
2006
I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. ЦЕЛЬ КУРСА
- формирование у слушателей представлений в области этического осмысления процессов массового распространения информации;
- доказательство необходимости следования нравственным требованиям при использовании средств массовой информации и коммуникации;
- развитие навыков коммуникативной этики.
2. ЗАДАЧИ КУРСА
- обобщить данные различных исследовательских направлений в области этического осмысления процессов, происходящих в сфере информационных технологий;
- дать этическую оценку процессам, происходящим в сфере массовой коммуникации;
- сформировать у слушателей знания о ценностном основании развития современных информационных технологий;
- показать важнейшие нравственные проблемы, связанные с наступлением эпохи информационной цивилизации;
- выявить различные тенденции влияния современных средств массовой коммуникации на моральное сознание личности;
- познакомить слушателей с нравственными ограничениями и моральными нормами, существующими на данный момент в сфере массового распространения информации.
3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Инновационный курс «Мораль и современные информационные технологии» читается в качестве обзорной дисциплины, синтезирующей такие области исследования, как компьютерная этика, информационная этика, виртуальная этика, сетевая этика, этика Интернета, киберэтика.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
По итогам изучения курса студент должен:
- представлять проблемное поле, связанное с этическим осмыслением процессов массовой информатизации;
- знать основные направления этических исследований в сфере массовой коммуникации;
- усвоить основные этические требования, существующие в виртуальных пространствах;
- знать о видах ответственности, предусмотренной за нарушение норм, принятых в сфере массовой информатизации и коммуникации;
- овладеть навыками корректного виртуального общения;
- уметь пользоваться средствами массовой коммуникации, не выходя за рамки общепринятых моральных стандартов.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. РАЗДЕЛЫ КУРСА
Раздел I. Теоретические истоки этического осмысления процессов массовой информации и коммуникации.
Тема 1. Коммуникация как предмет моральной философии.
Тема 2. Этические аспекты исследования искусственного интеллекта.
Тема 3. Современные средства массовой информации и коммуникации.
Тема 4. Прикладная этика и средства массовой информации.
Раздел II.
Различные направления этических исследований в сфере информационных технологий.
Тема 5. Компьютерная этика.
Тема 6. Информационная этика.
Тема 7. Виртуальная этика.
Тема 8. Сетевая этика.
Тема 9. Авторские права и Интернет.
Тема 10. Киберпреступления.
Раздел III.
Прикладные аспекты современной массовой коммуникации.
Тема 11. Этические рамки виртуальной коммуникации.
Тема 12. Этические аспекты научной работы в Интернете.
Тема 13. Этические аспекты рекламы в Интернете.
Тема 14. Оригинальные формы Интернет-творчества.
Тема 15. Образование в Интернете.
2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические истоки этического осмысления процессов массовой информации и коммуникации.
Тема 1. Коммуникация как предмет моральной философии.
Феномен коммуникации. Коммуникативные науки. Коммуникация как предмет философии. Роль коммуникации в жизни человека и общества. Этическое осмысление коммуникации. Коммуникация как интерсубъективность, общение, диалог. «Экзистенциальная коммуникация» (К. Ясперс). Этика дискурса. Коммуникативные и стратегические действия (Ю. Хабермас). Коммуникация как глобальный диалог. Появление средств массовой коммуникации, их влияние на жизнь личности.
Тема 2. Этические аспекты исследований искусственного интеллекта.
Философские предпосылки изучения искусственного интеллекта. Исследования в области искусственного интеллекта как первые попытки антропологического осмысления виртуальной реальности. Мышление, сознание и компьютер. Споры вокруг «компьютерного мышления». Этические следствия из утверждения о «мышлении ЭВМ». Искусственный интеллект и виртуальная реальность.
Тема 3. Современные средства массовой коммуникации.
Киберпространство. Виртуальная и константная реальность. Многозначность понятия «виртуальность»; свойства виртуальности. Мир онлайн и его характеристики: анонимность, диффузность, информационная насыщенность, конкурентность, социальная активность. Глобальная сеть Интернет: история создания, назначение, роль в современном обществе. Интернет в России: динамика развития и этические особенности. Другие виды массовой коммуникации.
Тема 4. Прикладная этика и средства массовой коммуникации.
Нравственные проблемы, порождённые
неограниченным доступом к средствам массовой коммуникации. Влияние Интернета на моральное сознание личности. Соблазны, связанные с сетевым пространством. Попытки этического осмысления виртуальности. Фрагментарность и концептуальная незавершённость виртуальной этики. Трудности построения прикладной этической теории киберпространства. Компьютерная этика, информационная этика, виртуальная этика, сетевая этика, этика Интернета и т.д. как фрагменты единой теории. Профессиональная этика работников сферы массовых коммуникаций.
Раздел II. Различные направления этических исследований в сфере информационных технологий.
Тема 5. Компьютерная этика.
Компьютеризация общества. Этические нормы, связанные с использованием компьютерной техники. Компьютерная этика как разновидность инженерной этики. Принципы ненанесения вреда посредством ЭВМ, невмешательства в работу других пользователей; запрет фабрикации данных и их распространения в сети. Кодексы компьютерной этики, их социокультурный и этический смысл. Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций в России (1996). Социальное противодействие злоупотреблениям компьютерной техникой. Научно-исследовательский институт компьютерной этики в США.
Тема 6. Информационная этика.
Информационная цивилизация: теория и оценки. Информационные технологии и информационные потоки. Информационное разделение общества. Информационная культура. Принцип «свободы доступа» к информации. Международные конвенции о свободе доступа к информации. Принцип свободы пользования информационными технологиями. «Билль о правах библиотек» (1948) в США и его различные интерпретации. Библиотечное, архивное дело и авторское право. Правила сбора, хранения, трансляции, обнародования информации. Защита информации. Секретность информации. Информационная среда и авторские права. Международные конгрессы ЮНЕСКО по ИНФОэтике.
Тема 7. Виртуальная этика.
Глобальная сеть Интернет как социальное пространство. Многофункциональность Интернета: коммуникационное поле, игра, развлечение, бизнес и деловая активность, справочные базы данных. Интернет как нереализованные возможности личности. Полярность оценок Интернета. Интернет-мифы. Виртуальные сообщества. Интернет-конфликты, причины и схемы их развития. Компьютерные игры как особый вид виртуальной реальности. Геймплей и его влияние на психику. Социальные, креативные и асоциальные последствия виртуальных игр.
Тема 8. Сетевая этика.
Глобальные и локальные сети. Принцип равноправия доступа к сетям. Новые антропологические возможности, связанные с глобальной сетью: мультикультурное общение, различные ипостаси личности и множественные социальные роли. «Сетевая жизнь». Индивидуальная, социальная и сетевая этика: совместимость, несовместимость или вечный конфликт? Особенности поведения и общения в сетях. Регулирование и саморегулирование сетевых сообществ. «Элитные сети». Сетевой этикет («нетикет»).
Тема 9. Авторские права и Интернет.
Понятие авторского права и интеллектуальной собственности. Противоречия между основными принципами информационной этики: доступности информации, требования соблюдения авторских прав, запрета вмешательства в частную жизнь и покушения на частную собственность. Защита авторских прав на электронные ресурсы в законодательстве западных стран и в России. Этические аспекты защиты авторских прав в Интернете. Плагиат, копирование и тиражирование данных в сетевом пространстве: неопределённость различий. Виртуальные подлоги. Правила обращения с авторскими продуктами в Интренете.
Тема 10. Киберпреступления.
Компьютерные преступления. Хакерство как профессиональная и преступная деятельность. «Хактивизм», хакерские сообщества. Промышленный шпионаж в сетевом пространстве. Незаконное использование программного обеспечения. Пропаганда порока в виртуальном мире. «Чёрный PR » в сети. Виртуальные экстремистские сообщества. Сайты экстремистских и террористических организаций. Кибертерроризм. Девиантное поведение пользователей. Подростковая преступность в киберпространстве. Трудности борьбы с киберпреступностью. Ответственность за киберпреступления: мировой опыт.
Раздел III. Прикладные аспекты современной массовой коммуникации.
Тема 11. Этические рамки виртуальной коммуникации.
Различные виды виртуальной коммуникации: электронная почта, сайты, рассылки, форумы, чаты, онлайн-общение, блоги и т.д. Сетевые роли. Различные виды сетевой коммуникации: деловые контакты, знакомства, развлечение, хобби, общение ради общения. Противоречивость их характеристик: анонимность и самовыражение, скрытность и раскрепощённость, избирательность и универсальность. Нравственные принципы виртуального общения: свобода слова, открытость, толерантность, равноправие сторон, вежливость. Их особенность в зависимости от вида виртуальной коммуникации.
Тема 12. Этические аспекты научной работы в Интернете.
Интернет-журналы и Интернет-публикации. Распространение научных данных в сети. Научные порталы. Виртуальные библиотеки: принципы функционирования. Интернет-конференции, их виды, особенности организации и правила участия. Научное рецензирование и редактирование в сети. Научные контакты через Интернет. Нормы этики науки в сетевом сообществе учёных.
Тема 13. Этические аспекты рекламы в Интернете.
Особенности рекламной деятельности в глобальной сети. Преимущества Интернет-рекламы, её целевая аудитория. Принцип действия и разновидности Интернет-рекламы. Маркетинговые он-лайн исследования. Юридические и этические ограничения в сфере Интернет-рекламы. Спам, виды спама и другие формы рекламных афер в сети. Юридическая ответственность за их распространение.
Тема 14. Оригинальные формы Интернет-творчества.
Творческий потенциал виртуальной реальности. Интернет-дневники (блоги). Литературные и журналистские сайты. Виртуальные клубы путешествий. Фотовыставки, видеоинсталляции, художественные выставки, презентации. Некоммерческие основания их существования. Основные правила их функционирования: запрет цензуры, плагиата, рекламы, нецензурной лексики. Нравственные принципы их деятельности: открытость, общительность, дружелюбие, взаимопомощь. Правила публикаций. Интернет-творчество и авторские права.
Тема 15. Образование в Интернете.
Новые возможности образования в связи с появлением Интернета: мультимедийность, интерактивность, передача большого объёма информации на неограниченные расстояния. Дистантное обучение, виртуальное образование, сетевые курсы как виды Интернет-образования; их сильные и слабые стороны. Этические аспекты Интернет-образования: виртуальное и реальное общение, дифференциация аудитории по уровню обеспеченности и владения компьютерной техники, ограниченные возможности практики, экологические рамки и т.д.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
К разделу I:
- Каковы основные этапы философского осмысления коммуникации?
- Какие науки называются коммуникативными?
- В чём состоит различие стратегических и коммуникативных действий, согласно Ю. Хабермасу?
- В чём различие основных концептуальных подходов к изучению искусственного интеллекта?
- Приведите аргументацию сторонников и противников наделения ЭВМ мышлением.
- Каковы этические следствия из утверждения о способности компьютера мыслить?
- Что в современной науке подразумевается под понятием «киберпространство»?
- В чём состоит различие виртуальной и константной реальности?
- Укажите виды киберпространства. В чём их различие?
- Каковы главные этические характеристики мира онлайн?
- Каковы основные этапы становления глобальной сети Интернет?
- Какую роль играет Интернет в современных процессах глобализации?
- Какие моральные проблемы возникают в связи с распространением Интернета в России?
- Каковы преимущества и недостатки Интернета в сравнении с другими средствами массовой информации и коммуникации?
- Какие влияния оказывает виртуальная реальность на моральное сознание личности?
- В чём суть оценки сетевой реальности как сферы нравственного кризиса?
- Укажите различные концептуальные подходы к моральному осмыслению виртуальной реальности?
- С чем связаны трудности построения этической теории киберпространства?
- Какие направления этического осмысления киберпространства вы знаете? Кратко охарактеризуйте каждое из них.
- Каковы основные ценности и нормы профессиональной этики работников массовой коммуникации?
К разделу II:
- Каковы основные этапы формирования компьютерной этики в западной философии?
- Как в современной компьютерной этике обосновываются основные моральные нормы?
- Какие операции с ЭВМ в компьютерной этике считаются злоупотреблениями?
- Какие данные, с точки зрения компьютерной этики, считаются сфабрикованными? В чём причина запрета их распространения?
- Какие международные и национальные кодексы компьютерной этики вы знаете? В чём состоит их ценностное основание?
- Что подразумевается под понятием «информационная этика»? Какие сферы деятельности она затрагивает?
- Какими оценками сопровождалось теоретическое описание информационного общества в западной социологии ХХ века?
- В чём суть и в чём опасность информационного разделения общества?
- Что в современной информатике вкладывается в понятие «информационная культура»?
- Что подразумевается под принципом «свободы доступа к информации»?
- Как соотносятся два важнейших принципа информационной этики: права доступа к информации и необходимости защиты конфиденциальной информации?
- Как принцип свободы доступа к информации реализуется в международных документах по правам человека?
- Какие моральные аргументы приводит информационная этика в пользу необходимости защиты информации?
- Каковы этические правила хранения, передачи и распространения информации?
- Укажите основные направления деятельности ЮНЕСКО по пропаганде информационной этики.
- Каков предмет виртуальной этики? Какие отношения она регулирует?
- Укажите основные функции Интернета как коммуникативной реальности. Дайте их этические характеристики.
- Какие новые возможности предоставляет личности Интернет?
- Чем объясняется существование полярных этических оценок Интернета в современном гуманитарном знании?
- Какие знаменитые Интернет-мифы вы знаете? Что лежит в их основе?
- В чём суть Интернет-конфликтов? Каковы пути их разрешения?
- Каково влияние компьютерных игр на психику личности?
- С чем связана полярность этических оценок компьютерных игр?
- Что составляет предмет сетевой этики?
- Какие новые возможности открылись в связи с появлением компьютерных сетей?
- Что такое «сетевая жизнь», и как её можно оценить с точки зрения этики?
- В чём суть конфликта сетевой и социальной этики? Могут ли они найти точки соприкосновения?
- Какие направления регулирования сетевых отношений предусмотрены законодательством Западных стран и России?
- Какие существуют сетевые самоограничения? Приведите примеры из мира локальных сетей.
- Укажите основные правила сетевого этикета. Какие ценности лежат в основании базовых принципов «нетикета»?
- В чём специфика соблюдения авторских прав в Интернете?
- В чём сложность определения интеллектуальной собственности в сетевом пространстве?
- Плагиат и копирование: в чём различие с точки зрения защиты авторских прав и сетевой этики?
- Что такое «киберпреступления» и каковы их виды?
- В чём специфика хакерства как профессиональной и преступной деятельности? Всякое ли хакерство является преступным?
- Каковы особенности пропаганды экстремистских движений в глобальной сети?
- Пропаганда порока в Интернете как вид морального зла. Обоснуйте это утверждение.
- Какие существуют виды моральной и законодательной ответственности за киберпреступления?
К разделу III:
- Чем характеризуются различные виды виртуального общения с точки зрения этики?
- Какие сетевые роли чаще всего встречаются в виртуальном пространстве?
- В чём суть полярных нравственных оценок виртуального общения? Каковы его положительные и отрицательные характеристики?
- Как формулируются общепринятые нравственные основания виртуального общения? Укажите их ценностное основание.
- Какие ограничения могут быть наложены на принцип свободы слова в виртуальной реальности?
- Какие нормы и ценности этики науки нашли отражение в этике виртуального пространства?
- В чём особенность научных контактов через Интернет как вида виртуального общения?
- В чём особенности публикации научных данных в Интернете с точки зрения этики науки?
- Каковы особенности рекламной деятельности в Интернете с точки зрения этики?
- В чём преимущества и недостатки сетевой рекламы?
- Какие моральные и юридические ограничения существуют применительно к сетевой рекламе?
- Какие оригинальные формы Интернет-творчества вы знаете?
- Чем объясняется огромная популярность Интернет-дневников (блогов)? Какие нравственные ограничения существуют при создании блогов?
- Каковы этические аспекты оригинальных форм Интернет творчества? В чём заключается их ценностное содержание?
- Каковы принципы функционирования некоммерческих творческих союзов в Интернете?
- Какие новые возможности в образовании предоставляют сетевые технологии?
4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ
- Коммуникация как предмет философии.
- Этика дискурса.
- Искусственный интеллект: основные направления исследования.
- Мозг и компьютер: сходства и различия.
- Этические аспекты исследований искусственного интеллекта.
- Виртуальная и константная реальность.
- Киберпространство: его виды и свойства.
- Глобальная сеть Интернет: история создания и роль в становлении глобального общества.
- Интернет в России: развитие и этические проблемы.
- Основные направления этического исследования виртуальной реальности: концепции, проблемное поле, основные выводы.
- Прикладная этика киберпространства: основания, перспективы и трудности построения.
- Моральное сознание и Интернет: взаимное влияние.
- Компьютерная этика.
- Виртуальная этика.
- Информационная этика.
- Сетевая этика.
- Этика Интернета.
- Профессиональная этика работников в сфере массовой коммуникации.
- Кодексы компьютерной этики, их ценностная основа.
- Информационная цивилизация: этическое осмысление.
- Информационная культура.
- Международные кодексы о свободе доступа к информации: их моральное и социокультурное значение.
- Деятельность ЮНЕСКО в области защиты прав доступа к информации.
- Виртуальное пространство, его характеристики с точки зрения этики.
- Моральные оценки Интернета в современных философских и культурологических исследованиях.
- Интернет-мифы: история, логика создания и функционирование в сетях.
- Компьютерные игры: креативные и антисоциальные влияния.
- Геймплей и его влияние на психику.
- «Сетевая жизнь», её характеристики с точки зрения этики.
- Сетевая и социальная этика: точки соприкосновения.
- Сетевой этикет: основные правила.
- Интернет и авторские права: специфика определения и защиты.
- Компьютерные преступления: виды, причины появления и возможности противодействия.
- Хакерство как профессиональная и преступная деятельность.
- «Виртуальный терроризм» и «виртуальный экстремизм»: история, особенности пропаганды.
- Виды виртуальной коммуникации; их положительные и отрицательные черты с точки зрения моральной оценки.
- Характеристики виртуального общения, их антропологические и этические особенности.
- Этические стандарты виртуального общения.
- Научная работа в Интернете с точки зрения этики науки.
- Реклама в Интернете: этические аспекты.
- Оригинальные формы Интернет-творчества, их моральные принципы.
- Образование в Интернете: виды и социокультурная значимость.
5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:
- Коммуникация как предмет моральной философии.
- Искусственный интеллект как предмет исследования этики.
- Киберпространство: его виды и характеристики.
- Виртуальная и константная реальность.
- Интернет: история создания и социокультурные характеристики.
- Интернет в России: динамика развития и моральные проблемы.
- Прикладная этика в сфере средств массовой коммуникации.
- Профессиональная этика работников сферы массовой коммуникации.
- Этика средств массовой коммуникации как область междисциплинарных исследований.
- Прикладная этическая теория киберпространства: попытки и трудности построения.
- Компьютерная этика.
- Виртуальная этика.
- Компьютерные игры в этическом измерении.
- Информационная этика.
- Отражение норм информационной этики в международных документах по правам человека.
- Сетевая этика.
- Социокультурные и мультикультурные характеристики сетевой реальности.
- Сетевое общение с точки зрения этической теории.
- Индивидуальная, социальная и сетевая этика: конфликты и точки соприкосновения.
- Законодательное и моральное регулирование сетевых сообществ.
- Сетевой этикет: принципы, нормы, ценностное основание.
- Авторские права в Интернете: специфика соблюдения и защиты.
- Компьютерные преступления.
- Хакерство как преступная и профессиональная деятельность.
- Девиантное поведение пользователей сетей: виды и профилактика.
- Виртуальная коммуникация: виды, характеристики и моральные проблемы.
- Нравственные принципы виртуального общения.
- Научные контакты как вид сетевого общения.
- Виртуальная этика и этика науки: направления взаимодействия.
- Этические аспекты рекламной деятельности в сети.
- Оригинальные формы Интернет-творчества: характеристики и нравственные принципы.
- Образование в Интернете: возможности и перспективы.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№
п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего
(час.) |
Аудиторные занятия
(час.) |
Самостоят.
работа
(час.) |
Лекции |
Семинары |
Раздел I. Теоретические истоки этического осмысления процессов массовой коммуникации. |
8 |
8 |
|
8 |
1 |
Коммуникация как предмет моральной философии. |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
Этические аспекты исследований искусственного интеллекта. |
2 |
2 |
|
2 |
3 |
Современные средства массовой информации и коммуникации. |
2 |
2 |
|
2 |
4 |
Прикладная этика и средства массовой информации. |
2 |
2 |
|
2 |
Раздел II.
Различные направления этических исследований сферы массовой коммуникации. |
14 |
14 |
|
14 |
5 |
Компьютерная этика. |
2 |
2 |
|
2 |
6 |
Информационная этика. |
2 |
2 |
|
2 |
7 |
Виртуальная этика. |
2 |
2 |
|
2 |
8 |
Сетевая этика. |
2 |
2 |
|
2 |
9 |
Авторские права и Интернет. |
2 |
2 |
|
2 |
10 |
Киберпреступления. |
4 |
4 |
|
4 |
Раздел III.
Прикладные аспекты современной массовой коммуникации. |
10 |
10 |
|
10 |
11 |
Этические рамки виртуальной коммуникации. |
2 |
2 |
|
2 |
12 |
Этические аспекты научной работы в Интернете. |
2 |
2 |
|
2 |
13 |
Этические аспекты рекламы в Интернете. |
2 |
2 |
|
2 |
14 |
Оригинальные формы Интернет-творчества. |
2 |
2 |
|
2 |
15 |
Образование в Интернете. |
2 |
2 |
|
2 |
Итого: |
32 |
32 |
|
32 |
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)
- Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
- Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1993.
- Белл Д. Социальные рамки информационного общества. М., 1979.
- Винер Н. Кибернетика. М., 1966.
- Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1980.
- Влияние Интернета на сознание и структуру знания. М., 2004.
- Информационное общество. М., 2004.
- Назаров В.Н. Прикладная этика. М., 2005.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
- Тоффлер А. Третья волна. М., 1980.
- Шеннон К.Э. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.
- Этика: Учебник / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 2004.
- Этика: Энциклопедический словарь / Под. ред. Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнова. М., 2001.
- McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. N.Y., 1964.
2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)
Раздел I.
- Будущее искусственного интеллекта. М., 1991.
- Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. М., 1982.
- Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2004.
- Искусственный и биологический интеллекты: общность структуры, эволюция и процессы познания. М., 2005.
- Искусственный интеллект: междисциплинар. подход / под ред. Д. И. Дубровского и В. А. Лекторского. М., 2006.
- Кирякова Г. С. Системы искусственного интеллекта. Красноярск, 2005.
- Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.
- Лукина М. М. СМИ в пространстве Интернета. М., 2005.
- Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
- Нуруллин Р. А. Виртуальность как основание бытия. Казань, 2004.
- Орлов А. М. Экология виртуальной реальности. М., 1997.
- Рассел С. Системы искусственного интеллекта. М., 2005.
- Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход. М., 2006.
- Турчин В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М., 2000.
- Урсул А.Д. Информация. М., 1971.
- Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. М., 1975.
- Хакен Г.Принципы работы головного мозга. М., 2001.
- Computer ethics and professional responsibility / edited by Terrell Ward Bynum and Simon Rogerson. Malden, MA, 2004.
- Computer ethics: philosophical enquiry: ACM/SIGCAS conference / edited by Jeroen van den Hoven. Rotterdam, 1998.
- Race in Cyberspace. N.Y. – L., 2000.
- Willard N. E. The cyber ethics reader. New York, 1997.
Раздел II.
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
- Бабкин Б.А. Интеллектуальная собственность в Интернет. М., 2006.
- Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М., 1959.
- Бурлаков И.В. Homo Gamer : психология компьютерных игр. М., 2000.
- Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М.: Прогресс-Традиция , 2004.
- Гралла П. Хитрости. Интернет: как справиться с самыми неприятными проблемами глобальной сети? М., СПб., 2006.
- Дмитрик Н.А. Осуществление субъективных гражданских прав с использованием сети Интернет. М., 2006.
- Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб., 2002.
- Интернет в общественной жизни. М., 2006.
- Интернет – Культура – Этика: материалы VIII Энгельмейеровских чтений (октябрь – ноябрь 2005). М., Дубна, 2006.
- Карделлан К., Грезийон Г. Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. М., 2006.
- Кастельс Э. Информационная эпоха. М., 2001.
- Компьютерная этика и компьютерное право в США и Австралии: Обзор. М., 1989.
- Куроуз Д.Ф. Компьютерные сети: Многоуровневая архитектура Интернета. СПб., 2004.
- Майнен К. Виртуальная этика / Пер. Д.А. Майоровой // Библиотеки за рубежом: СПб. — М., 1998.
- Носов Н.А. Виртуальная психология. М., 2000.
- Огольцова Н.А. Компьютерные сети: Интернет. Новокузнецк, 2005.
- Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии. М., 2005.
- Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики. Томск, 2000. Сухина В. Ф. Человек в мире информатики. М., 1992.
- Технологии Интернет на службу обществу: (актуальные проблемы использования и развития Интернет/Интернет технологий): сб. ст. по материалам Всероссийской науч.-практической конф. Саратов, 2006.
- Шапиро А.М. Человек и виртуальный мир: когнитивные, креативные и прикладные проблемы. М ., 2000.
- Шиндер Д.Л. Основы компьютерных сетей. М., 2002.
- Ackermann M. F. Information, ethics and the law: a guide for information practitioners, students and the corporate environment. Pretoria, South Africa, 2006.
- Alfino M. Information ethics for librarians. Jefferson, N.C., 1997.
- Bynum T. W., Rogerson, S. (Eds.) (1996). Global Information Ethics: Selected Papers from
ETHICOMP95, an International Conference on the Ethical Issues of Using Information Technology // Science and Engineering Ethics. London, 1996. № 2.
- Computer ethics / [edited by] John Weckert. Burlington, VT, 2007.
- Computers, Ethics & Social Values / Edited by D.Johnson and H.Nissenbaum. Prentice-Hall, Inc., 1995.
- Forester T. Computer ethics : cautionary tales and ethical dilemmas in computing. Cambridge, Mass., 1994.
- Himanen P. The hacker ethic and the spirit of the information age. London: Vintage, 2001.
- Information ethics: concerns for librarianship and the information industry: proceedings of the twenty-seventh annual symposium of the graduate alumni and faculty of the Rutgers School of Communication, Information, and Library Studies, 14 April 1989 / edited by Anne P. Mintz. Jefferson, N.C., 1990.
- Information ethics: privacy and intellectual property / Lee A. Freeman, A. Graham Peace, [editors]. Hershey, PA, 2005.
- Internet Ethics / Edited by D.Langford. Houndmills etc., 2000.
- Johnson D. G. Computer ethics. NJ, Prentice Hall, 2001.
- Johnson D. W. Computer ethics : a guide for a new age. Elgin, 1984.
- Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic. MA., 1995.
- Stamatellos G. Computer ethics: a global perspective. Sudbury, Mass., 2006.
- Turkle S. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. NY., 1995.
- Virtual morality: morals, ethics, + new media / edited by Mark J.P. Wolf. New York, 2003.
Раздел III.
- Асак В.А. Общение в сети. М., 2006.
- Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С., Чёрный А.И. Иносфера. М., 1996.
- Бобцов А. Интернет-технологии – образованию. СПб., 2003.
- Герасевич В. Блоги и RSS: интернет-технологии нового поколения. СПб., 2006.
- Гуманитарные исследования в Интернете /под ред. А.Е.Войскунского. М., 2000.
- Дорнер Дж. Публикации в Интернете. М., 2004.
- Кеглер Т., Доулинг П., Тейлор Б., Тестерман Д. Реклама и маркетинг в итернете. М., 2003.
- Лепский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернете. М., 1999. Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития. М., 2003.
- Смирнов Ф.О. Искусство общения в Интернет. Краткое руководство. М., 2006.
- Тарасов В.Б. От мультиагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатики. М., 2002.
- Шиллер Й. Мобильные коммуникации. М., 2002.
- Экслер А. Общение в Интернете. М., 2006.
Автор:
к.ф.н. А.А. Скворцов
Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А. Гусейнов