Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
|
Утверждаю
Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов
|
Программа дисциплины
Хозяйственная и предпринимательская этика
Рекомендовано:
Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России
Москва
2006
I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. ЦЕЛЬ КУРСА
- дать представление об этических методах диагностики социальных явлений и регулятивных механизмах морали;
- побудить творчески, критически относиться к сложившейся экономической практике; выработать элементарные навыки гуманитарной, этической экспертизы общественных явлений; продемонстрировать способы реализации нравственных ценностей в экономической практике.
2. ЗАДАЧИ КУРСА
- выделить основные понятия этики и морального сознания, которые позволят более четко осознать нравственные проблемы экономической жизни;
- предложить сформулированные в философской этике методы рассуждения, анализа и оценки сложных социальных явлений, необходимые для принятия грамотных и обоснованных решений;
- дать представление о некоторых нравственных проблемах в ряде сфер экономики и способах их решения.
3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Изучению курса должно предшествовать изучение философии, экономической теории и общего курса этики.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Содержание теоретических тем курса должно быть освоено репродуктивно, прикладных - творчески.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. РАЗДЕЛЫ КУРСА
Тема 1. Хозяйственная этика в структуре этического знания.
Тема 2. Мораль в системе ценностно-нормативного регулирования хозяйственной деятельности.
Тема 3. Этические методы диагностики социальных явлений.
Тема 4. Справедливость и экономические системы.
Тема 5. Этика бизнеса.
Тема 6. Виды ответственности в деловых отношениях.
Тема 7. Нравственные проблемы маркетинга и коммерческой рекламы.
Тема 8. Нравственные аспекты финансовой деятельности в бизнесе.
Тема 9. Нравственные проблемы использования информации и изобретений.
Тема 10.Права наемных работников.
Тема 11. Моральные проблемы в международном бизнесе.
Тема 12. Особенности деловых культур в международном бизнесе.
2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Хозяйственная этика в структуре этического знания.
Этика и нравственность. Структура этического знания. Основные объекты и сферы нравственной ответственности. Социальная этика. Хозяйственная этика. Цели и ценности экономики. Нравственность и выгода. Благо, добро, ценность.
Тема 2. Мораль в системе ценностно-нормативного регулирования хозяйственной деятельности.
Мораль и право. Понятие рамочных условий хозяйственной деятельности. Политическая и хозяйственная этика.
Мораль, обычаи, традиции. М.Вебер, В.Зомбарт, П.Бергер, о роли религиозно-нравственных воззрений, обычаев и традиций в хозяйственной деятельности.
Тема 3. Этические методы диагностики социальных явлений.
Методы нравственной оценки индивидуальных решений. Консеквенциализм. Утилитаристская этика И.Бентама. Добро и польза. Дж. Ст. Милль. «Утилитаризм действия» и «утилитаризм правила». Стадии утилитаристского анализа и критерии моральности действия. Телеологический подход в этике. Деонтологическая этика. Разум, долг и нравственный закон. Категорический и гипотетические императивы И.Канта. «Золотое правило» нравственности и категорический императив. Процедура деонтологического анализа и критерии моральности действий. Абсолютные и неабсолютные обязанности. Особые обязанности.
Нравственные критерии оценки экономической политики и хозяйственной деятельности. Справедливость. Функциональное определение справедливости. Учение Аристотеля о справедливости как парадигматическое. Справедливость как добродетель. Справедливость обмена и договора. Справедливость законности. Справедливость распределения или участия. Социальная и политическая справедливость. Теория справедливости Дж.Ролза. Два принципа справедливости Дж.Ролза.
Проблема базовых ценностей консенсуса о справедливости. Общее благо. Нравственный идеал общества как «общество с позиции этики вида» (Ю.Хабермас). С.Л.Франк об абстрактном и конкретном идеале общественной системы. Социологическая категория «хорошее общество». Идея прав человека и справедливости как критерии нравственной оценки действий, политических программ и экономических систем. Процедура применения принципов прав и справедливости.
Тема 4. Справедливость и экономические системы.
Моральная оценка экономических систем. Капиталистическая модель. Накопление промышленного капитала. Частная собственность на средства производства. Система свободного рынка. Капитализм и государство. Социалистическая модель. Экономические системы и справедливость. Государство как инструмент реализации идеалов общего блага и справедливости.
Тема 5. Этика бизнеса.
Социально-нравственный смысл предпринимательской деятельности и проблема ее легитимации. Нравственность и рентабельность. Институциональная этика и индивидуальная этика. Различные концепции этики бизнеса. Проблема доверия в бизнесе. Доверие и конкуренция. Нравственная ответственность бизнеса.
Тема 6. Виды ответственности в деловых отношениях.
Институционально-опосредованные отношения. Распределенная моральная ответственность. Исполнительская и функциональная моральная ответственность. Особые обязанности. Обязательство и отчетность. Ответственность, порождаемая компетентностью. Корпоративизм и корпоративная этика. Функции профессиональных и корпоративных кодексов. Институты и процедуры контроля. Оправдывающие обстоятельства. Отношения со «стейкхолдерами».
Риск выбора и личная моральная ответственность. Формы самооценки. Нравственно-психологические механизмы самоконтроля. «Сигнализаторство».
Тема 7. Нравственные проблемы маркетинга и коммерческой рекламы.
Маркетинг, конкуренция, ценообразование. Торги: возможности злоупотреблений. Обман на рынке потребительских товаров.
Правдивость и реклама. Ненадлежащая реклама. Герменевтический анализ рекламы. Нравственно-этическая экспертиза рекламы. Типологический перечень видов манипуляции в коммерческой рекламе. Принцип корректности рекламы. Разделение моральной ответственности в рекламе. Федеральный закон о рекламе.
Тема 8. Нравственные аспекты финансовой деятельности в бизнесе.
Нравственные проблемы бухгалтерской деятельности. Финансы и банки. Международная задолженность. Секретность и предоставление информации. «Враждебные поглощения». Нравственные аспекты инвестирования.
Тема 9. Нравственные проблемы использования информации и изобретений.
Способы защиты интеллектуальной собственности. Производственные секреты. Промышленный шпионаж. Раскрытие корпоративной информации.
Собственность: информация и программное обеспечение. Секретность. Компьютерная преступность.
Тема 10. Права наемных работников.
Право на труд. Нравственно-этическая оценка доктрины «найма по добровольному согласию». Право на справедливую заработную плату. Вознаграждение управленческого персонала. Нравственные аспекты деятельности профсоюзов. Право на забастовку. Гражданские права работников. Дискриминация.
Тема 11. Моральные проблемы в международном бизнесе.
Глобальные общие блага. Распределение и использование ресурсов. Транснациональные корпорации и нравственность. Перемещение опасных производств в развивающиеся страны. Эксплуатация. Нечестная конкуренция. Права человека. Коррупция. Промышленный шпионаж. Дискриминация. Некачественная продукция и продукция сомнительного назначения. Дестабилизирующая деятельность. Выкачивание ресурсов за границей. Рабство и детский труд. Международная справедливость.
Тема 12. Особенности деловых культур в международном бизнесе.
Ф.Фукуяма о культурах доверия в международном бизнесе. Особенности российской деловой культуры. Культурные особенности общения.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
К Теме 1:
- Каковы цели и ценности экономики?
- Можно ли утверждать, что моральными являются лишь те действия, которые «признаются правильными данным обществом»? Соответствует ли это утверждение вашему опыту?
- Каковы отличия между институциональной и индивидуальной этикой?
К Теме 2:
- Какие функции и каким образом выполняет мораль в регулировании хозяйственной деятельности?
- Какие новые реалии экономической жизни позволили П.Бергеру поставить под вопрос безусловность выводов М.Вебера и В.Зомбарта?
К Теме 3:
- Какие различия между «утилитаризмом действия» и «утилитаризмом правила»? Какой из них предпочтительнее? Почему?
- Оцените допустимость взяточничества, исходя из принципа «утилитаризма правила» и из принципа «утилитаризма действия».
- Что необходимо иметь в виду, по И.Бентаму, сравнивая различные ценности? Что означают понятия «сила воздействия», «долговечность», «устойчивость», «близость реализации», «плодотворность», «непорочность»? Приведите примеры, как можно сопоставлять эти аспекты ценностей.
- Можно ли считать утилитаристское обоснование приемлемым при решении вопроса о нравственной допустимости какого-либо поступка?
- Может ли следование утилитаристским расчетам привести к несправедливым действиям? Приведите пример.
- Существуют ли действия, которые оцениваются не по их полезности? Если да, то как отнесся бы к ним утилитарист?
- Изложите своими словами три кантианские формулы категорического императива.
- В чем различие между абсолютными и неабсолютными моральными обязанностями? Приведите пример тех и других.
- Что такое моральное право? Как обосновываются моральные права?
- Когда моральные права противоречат друг другу, как следует сделать между ними выбор?
- В чем различие между телеологическим и деонтологическим объяснением морали? Какой способ обоснования морали используется в кантианской этике, утилитаристской этике, иудео-христианской этике?
- Приводят ли неизбежно деонтологический и утилитаристский подходы к решению проблемы к разным результатам?
- Укажите различия между компенсаторной, возмездной и распределительной справедливостью. Какая из них преимущественно применяется в принципах Дж.Ролза?
- Что означает и каково назначение термина «пелена неведения» («царство незнания») в теории Дж.Ролза? Покажите, как этот метод можно применить при решении какой-либо проблемы справедливости.
- Изложите точно два принципа справедливости Дж.Ролза. Проиллюстрируйте применение этих принципов на примере.
К Теме 4:
- Каковы три необходимые компоненты свободного рынка?
- Укажите различие между личной и частной собственностью.
- Как образуется цена в свободно-рыночной системе? Заработная плата?
- Оправдана ли конкуренция морально? Почему?
- Каковы минимальные действия правительства, необходимые для успешного функционирования капитализма?
- Каковы ценности капитализма в определении его поборников?
- Каковы ценности социализма в определении его поборников?
- Можно ли оправдать капитализм, пользуясь принципами справедливости, которые сформулировал Ролз? Можно ли таким же образом оправдать социализм?
- Какая модель экономики предпочтительнее с нравственной точки зрения?
- При каких условиях морально оправданно свободное предпринимательство? Соблюдаются ли эти условия в России?
- Какими способами можно оценить нравственность экономической системы?
- Оцените рабство, применяя два принципа справедливости Ролза.
- Вправе ли государство благоприятствовать, поддерживать или иным образом поощрять одни фирмы в отличие от других?
- Дайте определение понятия «отчуждение». Представляет ли собой отчуждение специфическую особенность капитализма?
- Изложите и оцените тезис о том, что капитализм приводит к растрате ресурсов и создает ложные потребности. Если этот тезис верен, то свидетельствует ли он о том, что капитализм по сути своей аморален? Почему?
- Можно ли считать корпорации и государства морально ответственными?
К Теме 5:
- Социально-нравственный смысл и проблема легитимации предпринимательской деятельности. Различные подходы к этике бизнеса.
- Что такое этика бизнеса? Существуют ли в этике бизнеса метаэтические проблемы?
- В какой мере представление об аморальности бизнеса соответствует действительности?
- Назовите ценности, которые декларируются в бизнесе. Можно ли было бы вести бизнес, если бы эти ценности сообществом предпринимателей не разделялись?
- Если бизнес функционирует в рамках закона, означает ли это, что он тем самым действует нравственно? Почему?
- Как влияет на деятельность бизнесмена внутри корпорации этика самой корпорации и тот факт, что корпорация существует в рамках российской системы предпринимательства?
- Можно ли судить об этике бизнеса по тому, совершает ли она изменения в бизнесе?
- Назовите некоторые обязанности работников перед своей фирмой.
- Дайте нравственно-этическую оценку корпоративному кодексу компании «Procter&Gamble».
- Какие требования должен содержать профессиональнай кодекс?
- Способны ли кодексы выполнять полезные функции? Какие именно?
- Лежат ли на членах профессии (юристы, медицинские работники) какие-либо коллективные обязанности в качестве членов данной профессии?
К Теме 6:
- Что такое причинно обусловленная ответственность? Моральная ответственность? Приведите примеры, показывающие различие между ними.
- Что такое оправдывающие обстоятельства? Что именно они оправдывают?
- Можно ли делегировать моральную ответственность? Почему?
- Приведите примеры особых обязанностей.
- Кто является «стейкхолдерами» корпорации? Какие интересы «стейкхолдеров» важнее других? Объясните.
- Покажите, как совмещается представление «стейкхолдера» о корпорации с утилитаристским и деонтологическим подходами к деятельности корпорации, рассматриваемой с моральной точки зрения.
- Какие полезные функции может выполнять кодекс корпорации?
- Каковы требования заповеди «не навреди» в отношении продуктов, производственного процесса и окружающей среды?
- В чем заключаются некоторые нравственные проблемы, возникающие в связи со строительством атомных электростанций?
- Что такое строгая ответственность? Оправданно ли с моральных позиций возлагать на компании строгую ответственность за неправильное использование их продукции? Почему?
- Каков тот предел, ниже которого риск на рабочем месте морально неприемлем?
К Теме 7:
- Назовите аморальные методы формирования монополий и объясните, почему они безнравственны.
- Какую цель преследует установление фиксированных цен? Дозволено ли оно морально? Почему?
- Как может возникать такое явление, как завышение цен, если каждому производителю дозволено устанавливать свои собственные цены?
- Аморально ли ростовщичество? Почему?
- Оправданны ли морально закрытые торги? Почему?
- Насколько могут быть безнравственны перерасход издержек производства и «отсутствие выбора у покупателя»?
- Манипулятивна ли вся реклама? Почему?
- Приведите примеры вводящей в заблуждение рекламы.
- Может ли реклама без всякого текста быть аморальной? Если да, то каким образом?
- На ком лежит главная моральная ответственность за рекламу?
К Теме 8:
- Имеют ли какие-либо нравственные обязанности работающие на корпорацию бухгалтеры именно в силу того, что они являются бухгалтерами?
- Назовите нравственные проблемы задолженности развивающихся стран.
- При каких условиях абсолютная секретность банковских счетов нравственно не оправданна?
- В каких случаях банк морально обязан раскрывать информацию?
- Охарактеризуйте утилитаристские и деонтологические аргументы за и против «враждебных» поглощений.
К Теме 9:
- Что такое собственность?
- Можно ли с моральной точки зрения владеть интеллектуальной собственностью? Почему?
- Какие знания принадлежат компании и как их можно защитить?
- Если продукт разработан служащим в лаборатории компании, кому принадлежит полученное в результате знание? Может ли служащий его продать? Может ли бывший служащий передать это знание своему новому работодателю?
- С моральной точки зрения существует ли разница между сбором разведывательной информации одной компанией у другой и добыванием такой информации государством в компаниях других стран?
- Что такое внутренняя конфиденциальная информация? В каких случаях ее использование в личных целях аморально? Почему?
- Почему использование внутренней информации в сделках на фондовой бирже бесчестно или неэтично? Известны ли вам такие случаи в нашей стране?
- Какие моральные обязанности возникают у фирм, когда они сталкиваются с компьютерными кражами? Почему фирмы неохотно преследуют нарушителей?
- Кому принадлежит программа, если человек разрабатывает ее в служебное время? Почему?
- Нарушает ли право личной тайны сбор информации о человеке?
К Теме 10:
- Когда, если это вообще допустимо, нравственно оправданно сокращение численности персонала? Объясните.
- Существует ли моральный способ сокращения численности персонала? Объясните.
- Можно ли обосновать право на работу?
- Как можно обосновать право на справедливую заработную плату?
- Почему один лишь рынок морально недостаточен для установления справедливой заработной платы?
- Оправданно ли морально существование профсоюзов?
- Как можно морально оправдать забастовки?
- Какую роль должна играть мораль в разрешении трудовых споров? Может ли одна только мораль разрешить трудовые споры?
- Почему неправильно утверждать, что работники имеют только те права, которые оговорены в качестве условий найма? Какими еще правами они обладают?
- Что можно считать справедливой причиной увольнения? Приведите примеры.
- Какого рода дискриминация безнравственна?
- Покажите, почему дискриминация по признаку расы, пола и национальности аморальна, используя для этого раздельно кантианский, роулзианский и утилитаристский подходы.
- Дайте определение понятию «дискриминация наоборот».
К Теме 11:
- Какие условия сделали Африку привлекательной для западного капитала?
- Можно ли оправдать морально взяточничество? Почему?
- Вправе ли ТНК оправдывать дачу взяток тем, что в стране размещения бизнеса высокий уровень коррупции?
- Что означает международное выкачивание ресурсов? Законно ли оно с моральных позиций?
- Что такое справедливость в международных сделках?
- Какую роль играет принцип взаимности в соблюдении справедливости международных сделок?
- Как можно идти на компромисс и вместе с тем соблюдать собственную честность и собственные принципы?
- Кому принадлежат ресурсы мира? Охарактеризуйте а) концепцию статускво; б) концепцию всемирной собственности; в) концепцию права всемирного доступа.
- Какие обязанности в отношении ресурсов несет любое поколение людей перед грядущими поколениями?
- Что означает право на развитие? Как обосновать такое право?
- Почему следует оказывать помощь нуждающимся в своей собственной стране прежде, чем нуждающимся в других странах?
К Теме 12:
- Какие культуры доверия выделяет Ф.Фукуяма?
- Какие особенности российской деловой культуры отмечают иностранные партнеры?
4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ
- Экономическая этика как этика порядка.
- Вопросы хозяйственной этики в «Никомаховой этике» Аристотеля.
- Рациональный субъект И.Бентама («Введение в основания нравственности и законодательства») и Д.Дефо («Робинзон Крузо»).
- Концепция происхождения идеи справедливости в работе Ф.Ницше «К генеалогии морали».
- Особенности исламской этики бизнеса.
- Сравнительный анализ культур доверия в бизнесе (по работе Ф.Фукуямы «Доверие»).
- Российский бизнес глазами западных партнеров.
- Проблема легитимации крупной собственности в современной России.
- Доверие и конкуренция.
- Нравственные аспекты деятельности транснациональных корпораций в России.
- Нравственно-этические аргументы поборников капитализма.
- Нравственно-этические аргументы поборников социализма.
5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:
- Социальная этика. Предмет хозяйственной этики.
- Понятие рамочных условий хозяйственной деятельности.
- Процедура утилитаристского анализа действий.
- «Золотое правило» нравственности и категорический императив И.Канта. Процедура деонтологического анализа действий.
- Социальная и политическая справедливость. Два принципа справедливости Дж.Ролза.
- Основные нравственные критерии оценки общественных систем и институтов.
- Государство как инструмент реализации идеалов общего блага и справедливости.
- Социально-нравственный смысл предпринимательской деятельности и проблема ее легитимации.
- Различные подходы к этике бизнеса.
- Доверие и конкуренция.
- Виды ответственности в институционально-опосредованных отношениях.
- Общие требования к профессиональным кодексам и их функции.
- Корпоративизм. Корпоративные кодексы. Корпоративная этика.
- Личная моральная ответственность. Достоинство и репутация как регулятивные идеи.
- « Сигнализаторство» как моральная проблема.
- Виды «сигнализаторства» и их нравственная оценка.
- Меры по предотвращению «сигнализаторства.
- Назовите некоторые нравственные проблемы ценообразования. Приведите примеры.
- Торги: возможности злоупотреблений.
- Обман на рынке потребительских товаров.
- Ненадлежащая реклама.
- Нравственные требования к рекламе и Закон о рекламе.
- Нравственно-этическая экспертиза рекламы. Типологический перечень видов манипуляции в коммерческой рекламе.
- Разделение моральной ответственности в рекламе.
- Нравственные проблемы бухгалтерской деятельности.
- Нравственные аспекты секретности, сохранения конфиденциальной информации и предоставления информации.
- «Враждебные поглощения».
- Нравственные аспекты инвестирования.
- Нравственные проблемы использования изобретений и защиты интеллектуальной собственности.
- Производственные секреты. Промышленный шпионаж.
- Доктрина «найма по добровольному согласию» и ее нравственно-этическая оценка.
- Права наемных работников.
- Гражданские права работников.
- Нравственные проблемы распределения и использования ресурсов.
- Особенности деловых культур в международном бизнесе.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№
п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего
(час.) |
Аудиторные занятия
(час.) |
Самостоят.
работа
(час.) |
Лекции |
Семинары |
1 |
Хозяйственная этика в структуре этического знания |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
Мораль в системе ценностно-нормативного регулирования хозяйственной деятельности |
4 |
4 |
|
4 |
3 |
Этические методы диагностики социальных явлений |
4 |
4 |
|
4 |
4 |
Справедливость и экономические системы |
2 |
2 |
|
2 |
5 |
Этика бизнеса |
2 |
2 |
|
2 |
6 |
Виды ответственности в деловых отношениях |
4 |
4 |
|
4 |
7 |
Нравственные проблемы маркетинга и коммерческой рекламы |
4 |
4 |
|
4 |
8 |
Нравственные аспекты финансовой деятельности в бизнесе |
2 |
2 |
|
2 |
9 |
Нравственные проблемы использования информации и изобретений |
4 |
4 |
|
4 |
10 |
Права наемных работников |
2 |
2 |
|
2 |
11 |
Моральные проблемы в международном бизнесе |
4 |
4 |
|
4 |
12 |
Особенности деловых культур в международном бизнесе |
2 |
2 |
|
2 |
Итого: |
36 |
36 |
|
36 |
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)
Основная
- Бентам И. Введения в основания нравственности и законодательства. М., 1998.
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М., 1998.
- Де Джордж Р.Т. Деловая этика (в 2-х т.т.). СПб.- М., 2001.
- Джонсон К., Абрамов И. Деловая этика. Вашингтон, 2005.
- Дубко Е.Л. Политическая этика. М., 2005.
- Козловски П. Принципы этической экономии. СПб., 1999.
- Политическая и экономическая этика. М., 2001.
- Рих А. Хозяйственная этика. М., 1996.
- Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
- Селигмен А. Проблема доверия. М., 2002., 2000.
- Сен А. Об этике и экономике. М., 1996.
- Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества. Вопросы философии, 2003, № 11.
- Фритцше Д.Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. М., 2002.
- Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001.
Дополнительная
- Агапова И.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия. М., 2002.
- Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
- Агг А. Мир человека как субъекта производства. М., 1984.
- Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2000.
- Альбер М. Капитализм против капитализма. СПБ., 1998.
- Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии, № 5, 2006.
- Бауман З. Свобода. М., 2006.
- Баронин А.С. Этническая психология. Киев, 2000.
- Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.
- Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.
- Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). М., 1994.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
- Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003.
- Боулз Р. Экономика и право // Панорама экономической мысли конца ХХ столетия. СПб., 2002.
- Бьюкенен Дж. Расчет согласия. М., 1997.
- Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
- Викентьев И.Л. Приемы рекламы и PUBLIK RELATIONS, ч. 1, СПб., 1999.
- Гарапон А. Хранитель обещаний: суд и демократия. М., 2004.
- Геллнер Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма. М., 2003.
- Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
- Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.
- Гусейнов А.А. Философия, мораль, политика. М., 2002.
- Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. М., 2002.
- Дементьев В. Доверие – фактор функционирования и развития современной рыночной экономики // Российский экономический журнал, № 8, 2004.
- Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.
- Дробницкий О.Г. Моральная философия. М., 2002.
- Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М., 2004.
- Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991.
- Замошкин Ю.А. Бизнес и мораль // Философские исследования, № 2, 1993.
- Захаров Н.Л. Бизнес в России. Специфика управления. М.; СПб., 2006.
- Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.
- Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. М., 2006.
- Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М., 2004.
- Каллиникос А. Антикапиталистический манифест. М., 2005.
- Кашников Б.Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России. Великий Новгород, 2004.
- Комт-Спонвилль А. Ценность и истина: Циничные очерки. Самара, 2002.
- Корнаи Я. Честность и доверие в переходной экономике. // Вопросы экономики, № 9, 2003.
- Котлер Ф., Амстронг Г. Основы маркетинга. М., 2005.
- Кустарев А. Бизнес, мораль, морализм // Pro et Contra, т. 8, № 3, 2004.
- Ллойд Д. Идея права. М., 2002.
- Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 2001.
- Лэш К. Восстание элит. М., 2002.
- Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.
- Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.
- Мунье Э. Экономика на службе личности // Манифест персонализма. М., 1999.
- Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
- Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. М., 2004.
- Огарев Г. Законы эффективного управления компанией. Ростов н/Д, 2005.
- Оруджев З.М. Способ мышления эпохи. М., 2004.
- Парсонс Т. Мотивация экономической деятельности // О структуре социального действия. М., 2000.
- Поланьи К. Великая трансформация. СПб., 2002.
- Политическая и экономическая этика. М., 2001.
- Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. М., 2000.
- Прохоров А.П. Русская модель управления. М., 2002.
- Радбрух Г. Философия права. М., 2004.
- Реклама: внушение и манипуляция. Самара, 2001.
- Рикёр П. Справедливое. М., 2005.
- Рэнд А. Апология капитализма. М., 2003.
- Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. Уч.пос. М., 2004.
- Самсин А.И. Основы философии экономики. М., 2003.
- Соловьев В.С. Экономический вопрос с нравственной точки зрения // Оправдание добра. Соч. Т. 1. М., 1988.
- Сорокина Ю.В. Государство и право: философские проблемы. М., 2004.
- Спенсер Г. Торговая нравственность // Опыты научные, политические и философские.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2000.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.,1976.
- Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
- Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005.
- Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
- Фритцше Д.Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. М., 2002.
- Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.
- Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1997.
- Хесле В. Философия и экология. М., 1993.
- Хеффе О. Политика, право, справедливость. М., 1994.
- Хомский Н. Прибыль на людях. М., 2002.
- Хорнби У., Гэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджеров. М., 1999.
- Хэллоуэлл Дж. Х. Моральные основы демократии. М., 1993.
- Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.
- Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000.
- Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 2001.
- Этика. Учебник для философских ф-тов вузов (под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко). М., 1999.
Автор:
д.ф.н., профессор
Т.И. Пороховская
Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А.Гусейнов