Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
Утверждаю Председатель Учебно-методического Совета по
|
Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России
2006
I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. ЦЕЛЬ КУРСА
По окончании курса студент должен понимать характер и круг проблематики этики образования, своеобразие методов этико-прикладного рассуждения и исследования в области образования и уметь их использовать в решении конкретных аналитических и исследовательских задач.
2. ЗАДАЧИ КУРСА
В ходе курса студент должен:
а) освоить содержание всех разделов программы;
б) познакомиться в минимальном объеме с предложенной литературой;
в) научиться анализировать тексты с этико-образовательной точки зрения;
г) продемонстрировать свои знания и умения в контрольных письменных работах по каждому разделу курса и итоговой экзаменационной письменной работе.
3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Данный курс призван подготовить студентов к этико-прикладному анализу и исследованию в области образования и, тем самым, способствовать выработке у студентов понимания этико-образовательных проблем, умения и навыка их анализировать в различных педагогических контекстах.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В результате курса студент должен:
а) знать и понимать основную проблематику этики образования (минимально – в объеме, отраженном в программе курса);
б) знать и понимать методы этико-прикладного исследования в области образования;
в) уметь применять свои знания в анализе педагогических, политических, философских, художественных текстов;
г) провести самостоятельное исследование, продемонстрировав упомянутое в пп. (а)–(в).
1. РАЗДЕЛЫ КУРСА
Раздел I. Этика, обучение, воспитание.
Тема 1. Введение в проблематику.
Тема 2. Идея образования.
Тема 3. Образование как благо.
Тема 4. Образование в плюралистическом обществе.
Раздел II. Свободное образование.
Тема 5. Идеал свободного образования. Руссо и Толстой.
Тема 6. Образование как формирование личности. Концепция Дж.Дьюи.
Тема 7. Концепция воспитания свободой А.Нилла.
Тема 8. Фактор свободы в Педагогике Сотрудничества.
Раздел III. Нравственное воспитание.
Тема 9. Можно ли учить добродетели?
Тема 10. Нравственное развитие и воспитание личности.
Тема 11. Ценностные парадигмы и стратегии воспитания.
Тема 12. Социальная среда обучения и воспитания.
Раздел IV. Профессиональная этика.
Тема 13. Этика педагога.
Тема 14. Педагогика ненасилия.
2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I . Этика, обучение, воспитание.
Тема 1. Введение в проблематику.
Общая характеристика проблемной области «Этика образования». – Мораль и этика. – Критерии нравственной оценки социальных явлений. – Этические проблемы обучения и воспитания.
Тема 2. Идея образования.
Пайдейя – греческий архетип образования. – Идеалы героического, крестьянского, спартанского, гражданского образования.
Тема 3. Образование как благо.
Характер блага образования, средства его распределения и приобретения. – Справедливость распределения образовательных услуг. – Фокус российского общественного мнения относительно предоставления и получения образовательных услуг.
Тема 4. Образование в плюралистическом обществе.
Феномен поликультурности. Опасения в отношении глобализации. – Поликультурные ситуации в образовании. – Принцип толерантности. – Национальная школа в поликультурном сообществе; поликультурный контекст национального образования.
Раздел II. Свободное образование.
Тема 5. Идеал свободного образования. Руссо и Толстой.
С.И.Гессен об идеале и программе свободного образования. – Сопоставление идеалов свободного образования Ж.-Ж.Руссо и Л.Н.Толстого.
Тема 6. Образование как формирование личности. Концепция Дж.Дьюи.
Традиционное и альтернативное образование («старая школа» и «новая школа»). – Концепция «учения через опыт». Три функции школы как образовательного института. – Образование как передача опыта посредством общения. Образование как партнерство.
Тема 7. Концепция воспитания свободой А.Нилла.
Показатели несвободного воспитания. Условия и режим несвободы. – Цель и принципы свободного воспитания. – Свобода, дисциплинированность и ответственность. – Единство семейного и школьного воспитания.
Тема 8. Фактор свободы в Педагогике Сотрудничества.
Педагогический опыт, педагогическая концепция и общественное движение педагогики сотрудничества. Сотрудничество как средство освобождения ребенка и освоения им свободы. Освобождающее взаимодействие.
Раздел III. Нравственное воспитание.
Тема 9. Можно ли учить добродетели?
Вопрос Сократа, и разные ответы на него в «Меноне» и «Протагоре». – Аристотель о научении добродетели. – Смысл нравственного воспитания и этические контексты образования, в том числе профессионального образования.
Тема 10. Нравственное развитие и воспитание личности.
Ступени нравственного развития личности (по Л.Кольбергу). – Ступени нравственного воспитания (по С.И.Гессену). – Цель нравственного воспитания. Динамика воспитательных задач на каждой ступени.
Тема 11. Ценностные парадигмы и стратегии воспитания.
Основные ценностные ориентации, отражающие отношение человека к себе, к другим людям и к высшему – гедонизм, прагматизм, перфекционизм, агапизм. – Отражение релевантных воспитательных парадигм в художественной литературе. – Социальные, ценностные и этико-психологические характеристики дисциплино-ориентированного и личностно-ориентированного воспитания. Аксиологическая и практическая составляющая этих воспитательных программ.
Тема 12. Социальная среда обучения и воспитания.
Социальная организация и социально-нравственно-правовая среда образования. – Школа как социальное и исследовательское сообщество. – Типы образовательно-воспитательных сред Я.Корчака и В.А.Ясвина.
Раздел IV . Профессиональная этика
Тема 13. Этика педагога.
Педагогическая деонтология и педагогическая этика. – Профессиональные педагогические кодексы. – Риски и требования информационной эпохи. Мультимедийные стандарты образования.
Тема 14. Педагогика ненасилия.
Понятия ненасилия. Критерии и пределы ненасилия. – Насилие и ненасилие в отношениях между воспитателем и воспитуемым. – Принципы и техника ненасильственной педагогики.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
К разделу I:
К Теме 1:
К Теме 2:
К Теме 3:
К Теме 4:
К разделу II:
К Теме 5:
С.И.Гессен рассматривает два идеала свободного образования - Ж.-Ж.Руссо и Л.Н.Толстого. Гессен выше оценивает Толстого. Почему? В чем Гессен усматривает противоречие между идеалом свободного образования и педагогической практикой? Каковы причины этого противоречия?
К Теме 6:
К Теме 7:
К Теме 8:
К разделу III:
К Теме 9:
К Теме 10:
К Теме 11:
К Теме 12:
К разделу IV:
К Теме 13:
К Теме 14:
4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ
Тему рефератов, эссе, курсовых работ студент выбирает сам, согласовывая с преподавателем. При этом допускается жанровое разнообразие работ.
Жанр I. Реконструкция одной из тем спецкурса на основе определенного идейно-мыслительного материала. Задачей такой работы является изложение или осмысление выбранной темы с опорой на какие-либо педагогические, художественные, философские или иные тексты.
Жанр II. Анализ одной из тем спецкурса на основе сопоставления различных источников. Задачей такой работы является описание и объяснение определенных феноменов образования в различных художественных, философских или иных текстах.
Жанр III. Историко-культурный или субкультурный (локально-нормативный) очерк. Задачей такой работы является описание какой-либо педагогического или этико-образовательного опыта в исторически и локально определенном контексте.
Жанр IV. Этико-прикладной (этико-образовательный) и нормативно-этический анализ политико-педагогического документа, педагогической доктрины или художественного произведения. Задачей такой работы является анализ названных типов текста в свете тематики спецкурса.
5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего (час.) |
Аудиторные занятия (час.) |
Самостоят. работа (час.) |
|
Лекции |
Семинары |
||||
Раздел I. |
8 |
8 |
8 |
||
1 |
Введение в проблематику. |
2 |
2 |
2 |
|
2 |
Идея образования. |
2 |
2 |
2 |
|
3 |
Образование как благо. |
2 |
2 |
2 |
|
4 |
Образование в плюралистическом обществе. |
2 |
2 |
2 |
|
Раздел II. |
12 |
12 |
12 |
||
5 | Идеал свободного образования. Руссо и Толстой. |
4 |
4 |
4 |
|
6 | Образование как формирование личности. Концепция Дж.Дьюи. |
4 |
4 |
4 |
|
7 | Концепция воспитания свободой А.Нилла. |
2 |
2 |
2 |
|
8 | Фактор свободы в Педагогике Сотрудничества. |
2 |
2 |
2 |
|
Раздел III. |
8 |
8 |
8 |
||
7 |
Можно ли учить добродетели? |
2 |
2 |
2 |
|
8 |
Нравственное развитие и воспитание личности. |
2 |
2 |
2 |
|
9 |
Ценностные парадигмы и стратегии воспитания. |
2 |
2 |
2 |
|
10 |
Социальная среда обучения и воспитания. |
2 |
2 |
2 |
|
Раздел IV. |
4 |
4 |
4 |
||
10 |
Этика педагога. |
2 |
2 |
2 |
|
11 |
Педагогика ненасилия. |
2 |
2 |
2 |
|
Итого: |
32 |
32 |
32 |
Зачет по итогам:
а) участия студента в аудиторных обсуждениях (20%),
б) контрольных работ по каждому разделу (40%),
в) итоговому исследовательскому эссе (40%).
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)
2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)
Раздел I.
Раздел II.
Раздел III.
Раздел IV.
Автор:
д.ф.н., профессор
Р.Г.Апресян
Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А.Гусейнов