The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Ф. Ницше
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей.

277. Мораль правдивости в стаде. "Ты должен быть доступен познанию, твое внутреннее я должно обнаруживаться в отчетливых и неизменных знаках, иначе ты опасен; и если ты зол, то твоя способность притвориться крайне вредна для стада. Мы презираем таинственных, не поддающихся познанию. - Следовательно ты должен сам себя считать познаваемым, ты не должен быть скрытым от самого себя, ты не должен верить в свою изменчивость". Значит требование правдивости предполагает познаваемость и постоянство личности. Фактически задача воспитания - привести члена стада к определенной вере относительно сущности человека: оно сначала само создает эту веру, а потом, основываясь на этой вере, требует "правдивости".
278. Внутри стада, внутри каждой общины следовательно inter pares4, слишком высокая оценка значения правдивости имеет большой смысл. Не позволять обманывать себя, а следовательно - как правило личной морали, - не обманывать самому! Взаимное обязательство между равными! Опасливость и осторожность заставляют беречься обмана со стороны: психологической предпосылкой служит такая же осторожность, обращенная внутрь. Недоверие как источник правдивости.
279. К критике стадных добродетелей. Intertia выражается: 1) в доверии, потому что недоверие требует напряжения, наблюдения, раздумья; 2) в почтении - там, где различие во власти велико и подчинение неизбежно: чтобы не бояться, пробуют любить, высоко ценить и интерпретировать различие во власти, как различие ценности, так что зависимость не вызывает больше протеста; 3) в стремлении к истине. Где истина? Там, где дано объяснение, которое вызывает в нас минимум напряжения духовных сил (помимо того, лгать крайне утомительно); 4) в симпатии. Уподобляться другим, стремиться чувствовать вместе с ними, предполагать у других такие же чувства доставляет облегчение: мы имеем здесь нечто пассивное, по сравнению с тем активным, которое отстаивает свое священнейшее право оценки и непрерывно его осуществляет (а это не дает покоя); 5) в беспартийности и хладнокровии суждения - боятся напряжения аффекта и предпочитают стоять в стороне, быть "объективными"; 6) в честности - предпочитают лучше подчиняться существующему закону, чем создавать таковой для себя, чем приказывать себе самому и другим; страх перед необходимостью приказывать - лучше подчиниться, чем реагировать; 7) в терпимости - страх перед необходимостью осуществлять свое право, творить суд.
281. Если мы. руководствуясь инстинктом общественности, создаем правила и запрещаем известные поступки, то мы запрещаем, само собой, не известный вид "бытия", не "образ мыслей", а только определенное направление этого "Бытия", известный способ применения на практике этого "бытия", этого "образа мыслей" - но тут является на сцену идеолог добродетели, моралист и говорит: "Господь читает в сердцах!.. Что в том, что вы воздерживаетесь от определенных поступков, от этого вы не делаетесь лучше!" Ответ: Милостивый государь, длиноухий поклонник добродетели, мы ничуть не хотим быть лучше, мы очень довольный собой, мы не хотим только причинять друг другу вреда, - и поэтому мы запрещаем известные поступки в известном отношении, именно по отношению к нам самим, тогда как мы не нахвалимся этими поступками, когда они направлены против врагов общества, - например, против вас. Мы воспитываем наших детей в этом направлении, мы прививаем им эту точку зрения… Если бы мы преисполнились этим "богоугодным" радикализмом, как рекомендует нам ваше святое сумасбродство, если бы мы были настолько наивны, чтобы осудить вместе с упомянутыми поступками и их источник - "сердце", "образ мыслей". То это равносильно было бы осуждению самого нашего существования, а вместе с ним - осуждению его верховной предпосылки - образа мыслей, сердца, страсти, которые мы чтим высшими почестями. При помощи наших законов мы пресекаем для этого образа мыслей возможность прорываться в ненадлежащих формах и искать новых путей, - мы поступаем благоразумно когда мы предписываем себе такие законы, мы вместе с тем остаемся нравственными… Догадываетесь ли вы, хотя бы в отдаленной степени - каких жертв это нам стоит, сколько самоукрощения, самопреодоления, суровости по отношению к самим себе нужно для этого. Мы необузданы в наших желаниях, бывают минуты, когда мы готовы пожрать друг друга… Но "чувство общности" одерживает верх над нами: заметьте же себе это, - это почти определение нравственности. (!!! - 281 фрагмент может быть апокрифическим, поскольку не находит точных соответствий в последних изданиях записей Ницше)

Обновление: 18.03.2005.