Ф. Ницше
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей.
277. Мораль правдивости в стаде. "Ты должен быть доступен
познанию, твое внутреннее я должно обнаруживаться в отчетливых и неизменных
знаках, иначе ты опасен; и если ты зол, то твоя способность притвориться крайне
вредна для стада. Мы презираем таинственных, не поддающихся познанию. - Следовательно
ты должен сам себя считать познаваемым, ты не должен быть скрытым от самого
себя, ты не должен верить в свою изменчивость". Значит требование правдивости
предполагает познаваемость и постоянство личности. Фактически задача воспитания
- привести члена стада к определенной вере относительно сущности человека: оно
сначала само создает эту веру, а потом, основываясь на этой вере, требует "правдивости".
278. Внутри стада, внутри каждой общины следовательно inter pares4, слишком
высокая оценка значения правдивости имеет большой смысл. Не позволять обманывать
себя, а следовательно - как правило личной морали, - не обманывать самому! Взаимное
обязательство между равными! Опасливость и осторожность заставляют беречься
обмана со стороны: психологической предпосылкой служит такая же осторожность,
обращенная внутрь. Недоверие как источник правдивости.
279. К критике стадных добродетелей. Intertia выражается: 1) в доверии, потому
что недоверие требует напряжения, наблюдения, раздумья; 2) в почтении - там,
где различие во власти велико и подчинение неизбежно: чтобы не бояться, пробуют
любить, высоко ценить и интерпретировать различие во власти, как различие ценности,
так что зависимость не вызывает больше протеста; 3) в стремлении к истине. Где
истина? Там, где дано объяснение, которое вызывает в нас минимум напряжения
духовных сил (помимо того, лгать крайне утомительно); 4) в симпатии. Уподобляться
другим, стремиться чувствовать вместе с ними, предполагать у других такие же
чувства доставляет облегчение: мы имеем здесь нечто пассивное, по сравнению
с тем активным, которое отстаивает свое священнейшее право оценки и непрерывно
его осуществляет (а это не дает покоя); 5) в беспартийности и хладнокровии суждения
- боятся напряжения аффекта и предпочитают стоять в стороне, быть "объективными";
6) в честности - предпочитают лучше подчиняться существующему закону, чем создавать
таковой для себя, чем приказывать себе самому и другим; страх перед необходимостью
приказывать - лучше подчиниться, чем реагировать; 7) в терпимости - страх перед
необходимостью осуществлять свое право, творить суд.
281. Если мы. руководствуясь инстинктом общественности, создаем правила и запрещаем
известные поступки, то мы запрещаем, само собой, не известный вид "бытия",
не "образ мыслей", а только определенное направление этого "Бытия",
известный способ применения на практике этого "бытия", этого "образа
мыслей" - но тут является на сцену идеолог добродетели, моралист и говорит:
"Господь читает в сердцах!.. Что в том, что вы воздерживаетесь от определенных
поступков, от этого вы не делаетесь лучше!" Ответ: Милостивый государь,
длиноухий поклонник добродетели, мы ничуть не хотим быть лучше, мы очень довольный
собой, мы не хотим только причинять друг другу вреда, - и поэтому мы запрещаем
известные поступки в известном отношении, именно по отношению к нам самим, тогда
как мы не нахвалимся этими поступками, когда они направлены против врагов общества,
- например, против вас. Мы воспитываем наших детей в этом направлении, мы прививаем
им эту точку зрения… Если бы мы преисполнились этим "богоугодным"
радикализмом, как рекомендует нам ваше святое сумасбродство, если бы мы были
настолько наивны, чтобы осудить вместе с упомянутыми поступками и их источник
- "сердце", "образ мыслей". То это равносильно было бы осуждению
самого нашего существования, а вместе с ним - осуждению его верховной предпосылки
- образа мыслей, сердца, страсти, которые мы чтим высшими почестями. При помощи
наших законов мы пресекаем для этого образа мыслей возможность прорываться в
ненадлежащих формах и искать новых путей, - мы поступаем благоразумно когда
мы предписываем себе такие законы, мы вместе с тем остаемся нравственными… Догадываетесь
ли вы, хотя бы в отдаленной степени - каких жертв это нам стоит, сколько самоукрощения,
самопреодоления, суровости по отношению к самим себе нужно для этого. Мы необузданы
в наших желаниях, бывают минуты, когда мы готовы пожрать друг друга… Но "чувство
общности" одерживает верх над нами: заметьте же себе это, - это почти определение
нравственности. (!!! - 281 фрагмент может быть апокрифическим, поскольку не
находит точных соответствий в последних изданиях записей Ницше)
|