Площадка модератора

Ольга Артемьева

Дорогие коллеги!

Поздравляю всех с началом учебного года, с началом нашей работы на форуме!
Как мы договорились в конце Школы, на площадке мы будем обсуждать кейсы к различным темам общего курса по этике. Так что, предлагая для обсуждения тот или иной кейс, важно ориентироваться на конкретную тему, которая будет уместна именно в общем курсе.

Как Вы помните, в нашей группе мы попытались выявить общую структуру кейса и пришли к каким-то выводам. Вместе с тем, понятно, что выявленная нами структура достаточно абстрактна и нуждается в уточнении, конкретизации, прояснении и пр. Уточнять и прояснять структуру кейса, да и само понимание того, что такое кейс, я думаю, мы будем в ходе обсуждения тех конкретных кейсов, которые вы будете предлагать, а также в ходе обсуждения всех наших сомнений, вопросов и идей, которые уже, как я знаю, возникли.
Жду ваших выступлений!

Ольга Артемьева

Коллеги!

Призываю вас активно включиться в нашу работу на форуме! Уже пора! Пока выступили только Ира и Лена, остальные молчат.

Я хочу еще раз напомнить, что выбор кейса к теме общего курса - это изначальные условия и мы должны их соблюдать. Так что ориентируйтесь на конкретную тему. Мы ведь распределяли на Школе темы, и я могу в случае необходимости напомнить, у кого какая тема.

Если есть трудности в выборе кейса, то можно начать обсуждение уже предложенных Ирой и Леной. Если у вас есть какие-то наработки, и вы в чем-то сомневаетесь, пожалуйста, поделитесь ими вместе со своими вопросами и сомнениями. Мы можем начать с этого.

Пожалуйста! Проявите активность!

Ольга Артемьева

Привет всем!
Я внимательно прочитала предложенные уже в нашей Ассоциации заготовки для ситуационного анализа и рассуждения по поводу ситуационного анализа Р.Г.Апресяна и И.Ларионова в Педагогической мастерской. И все думаю-думаю, что же такое ситуационный анализ, какими все-таки должны быть ситуации, предлагаемые для анализа. И вот что мне пришло в голову после всех этих тяжелый раздумий.

На первый взгляд, все предложенные ситуации являются проблемными, в каждой из них или по поводу каждой из них нужно принимать решение, в каждой из предложенных ситуаций возможно принять несколько взаимоисключающих решений, в пользу которых можно привести равно обоснованные аргументы. Но после чтения описания ситуаций возникает вопрос, ну и что? Или – а что дальше? Вопрос не снимается и в тех случаях, когда ситуация как будто бы тематизирована или даже когда к ней предлагаются задания. Я думаю, что ответ на такого рода вопросы или отсутствие такового зависит от того, какие именно задачи мы ставим и ставим ли мы их вообще, предлагая для анализа ту или иную ситуацию, а также от того, ясно ли для нас самих, какая именно этическая проблема конституирует ситуацию. В некоторых предложенных ситуациях проблема неочевидна, или можно выделить несколько проблем. Понятно, что это допустимо, проблема может быть неочевидной для студента, но все-таки она должна быть ясной для преподавателя, который и предлагает эту ситуацию для осмысления и анализа именно данной проблемы. Вообще говоря, преподаватель и подбирает ситуацию для решения конкретной задачи в рамках конкретной темы для обсуждения конкретной проблемы. Исключение могут составлять те случаи, когда преподаватель ставит перед собой задачу активизировать у студентов способность распознавания и описания разнообразных этические проблем, которыми могут быть насыщены разные ситуации. В любом случае выбор ситуации определяется задачами преподавателя.

В отношении задач возможны самые разнообразные варианты (что как раз и описывает Игорь). Р.Г.Апресян пишет (и не только пишет на площадке Педагогической мастерской, но и неоднократно говорил на Школе), что преподавание этики в вузах должно быть профессионально ориентированным и что именно такое этическое образование сегодня может быть востребовано. Иными словами, отправным моментом для преподавания этики в современных вузах должна быть не философия, а профессия, или преподавание этики должно начинаться с анализа конкретных этических проблем, возникающих в рамках конкретных профессий. И здесь метод ситуационного анализа возможно является наиболее уместным. Его проведение может быть направлено на активизацию и развитие этического мышления, упражнение в решении нормативных проблем и пр. Здесь возникает вопрос, означает ли профессиональная ориентированность в преподавании этики то, что в такого рода вузах следует ограничиться курсом профессиональной этики или же студентам должны читать все-таки курс общей этики? Как бы там ни было, цель нашей Ассоциации – подготовить ситуационный анализ для общего курса этики (таков был принцип формирования Ассоциации). Большинство из нас преподают этику для студентов различных специальностей, для студентов-нефилософов. На мой взгляд, можно было бы выбирать ситуации, профессионально близкие студентам, но этическая проблема в данной ситуации не должна быть исключительно профессиональной, она может быть описана на языке профессии, но должна выводить за рамки профессии к общеэтической проблематике. И в этом случае этика, будучи органичной и неотъемлемой частью философии, могла бы решать, помимо всех прочих, именно философскую задачу расширения горизонтов узкопрофессионального и обыденного мышления, а также практическую задачу подготовки образованного специалиста.

Возвращаясь к тому положению дел, которое сложилось в нашей Ассоциации, я предлагаю следующее.
Во-первых, всем, кто не прислал еще свои ситуации, очень поторопиться и прислать их.
Во-вторых, при разработке ситуационного анализа иметь в виду цель нашей Ассоциации, которая состоит в подготовке ситуационного анализа для общего курса этики .
В-третьих, если уже предложенные ситуации могут быть использованы для достижения именно этой цели, попытаться двинутся дальше, четко определив тему и самое главное – проблему (+ задачу). Когда мы обсуждали структуру ситуационного анализа на нашем практикуме, мы включили в нее комментарий-объяснение. Может быть именно в этот комментарий-объяснение и включить описание того, для решения какой задачи может быть использована данный ситуационный анализ, какая этическая проблема определяет его, каким образом, анализируя ситуацию, можно анализировать и обсуждать проблему. Или по крайней мере, задуматься над всем над этим. То есть по существу я предлагаю начать работать с ситуацией как собственным рабочим материалом, которым можно пользоваться для решения собственных преподавательских задач.
В-четвертых, все мои соображения, предположения и пр., разумеется, могут быть подвергнуты сомнению, опровержению и т.п.
В-пятых, если у вас возникнут какие-либо мысли по поводу здесь сказанного, или по поводу обсуждения, разгоревшегося в Педагогической мастерской, предлагаю, если это возможно, приложить их к разработке собственных ситуаций, а также к критическому обсуждению ситуаций, предложенных коллегами по Ассоциации. Иными словами, я предлагаю непосредственно взяться за решение той задачи, которая стоит перед нами на данном этапе проекта, а именно – за совместное проведение ситуационного анализа.

Ольга Артемьева

Дорогие друзья!

Я вновь хочу призвать вас к возвращению на форум. Уже конец апреля! А после киевского семинара у нас появилась лишь реплика Наташи Соколовой. Ситуация на нашей площадке удручающая. Движения вперед - никакого, впрочем, вообще никакого движения. Реакции на мои послания - никакой (кроме ответа Наташи) - проблемы с почтой???

На 3-ей Школе каждый будет представлять готовые, то есть абсолютно завершенные и доведенные до совершенства кейсы. На киевском семинаре могли быть представлены промежуточные варианты кейсов, на Школе же Вы будете демонстрировать результаты своей работы. А какие у нас результаты???

Я прошу всех в ближайшее время представить свои результаты на нашей площадке!