Впечатления о летней школе

Кундеревич Елена

Впечатления о летней школе.
Так уж устроена память человека. Долго хранит воспоминания, содержание событий, образы… А вот ощущения, которые иногда просто переполняют человека, растворяются, как сахар в воде. Без преувеличения, для меня лично, на летней школе сложилось все: великолепное общение, профессиональный интерес, динамика личного самоощущения и развития. Мы прожили «маленькую жизнь», которая задала, я надеюсь многим, новый вектор в профессиональном росте. Мы нашли друзей, единомышленников, коллег, которые, добросовестно занимаясь своим делом, имеют желание и энергию делиться своим опытом с другими. А ведь это только начало проекта. Развитие его зависит теперь не только от организаторов, которые великолепно справились с первоначальным этапом, а и от всех «со-участников». Следующая школа – через год, но межсессионное общение, я уверена, откроет те направления, темы, возможности, которые будут реализовываться в будущем. Говорят: «Чтобы не разочаровываться, нельзя возвращаться туда, где был когда-то счастлив.» В отношении летней школы, я бы шутя, ответила словами известной героини мультфильма «Каникулы в Простоквашино»: «Да, я теперь многое поняла…И если бы у меня была другая жизнь, я бы провела ее там,…в Голицыно!»
Кундеревич Елена.


Ирина Абдрашитова

Школа явилась лично для меня тем местом, где были разоблачены все творческие и научные искания, где самоуверенность наконец-то разбилась о стыд собственной элементарной глупости. Школа – вспышка, кульминационный отрывок в художественном кино, объясняющая многое, ставящая по местам прошлое и будущее. Или же не имеющая отношение ко времени, - как титры субперевода в течение всего фильма, всей жизни. Близко воспринятое общение на эмоциональном уровне поначалу мешает, затем помогает в работе, которая еще не знание, но уже путь долгий и я надеюсь бесконечный.

С. Иванов и К. Алексеева, спасибо за легкость в общении.
О. Дорохова и Ю. Маликова – теперь я знаю, какими должны быть настоящие аспиранты.
Абдусалам Абдулкеримович и Рубен Грантович, интересно кто-нибудь остался к Вам равнодушным?
Наталья Соколова, напишите, пожалуйста, свои впечатления. Я думаю, что такой человек как Вы не может не высказаться…
Лена Кундеревич, теперь я люблю не только Россию, но и Украину.

Рубен Апресян

Наташа Соколова написала свое впечатление вскоре после Школы, и это сообщение я перенаправлю в ящик объявлений. Наташа сейчас на стажировке в Москве, у нас в секторе этики. Уже больше недели. Но я с ней еще не виделся; мы не пересеклись. Наташа - все по библиотекам. Правда, мы разговаривали по телефону, обстоятельно. У нее пока трудности с входом в Интернет, но она вот-вот собирается к нам присоединиться.

Хафизова Наталия

Когда попыталась определить, оценить для себя значимость школы, поняла всю сложность этого моего предприятия. Школа переживалась и переживается мною неким целостным событием, так что начинать анализировать ее «плюсы» и «минусы» кажется проблематичным с позиции опасности повредить эту целостность. У меня такое ощущение, что впервые в жизни я не могу ответить на вопрос: «Ну, как съездила, как поучилась?»,- подспудно понимая тщетность подробно описать какую-либо часть школы без потерь. Как будто при этом теряется какая-то связующая нить, и бледнеют оттенки этого небывалого для меня единства отношений, открытий, размышлений,…сосен, плескающихся рыб. На этой школе пережила чувство гармонии с собой – делала то, что хотела и могла («не могла иначе»), и впервые за последние годы захотелось написать что-то поэтическое, чтобы зарифмовать, передать ритм своего существования. Надеюсь, однако, на то, что понятое и открытое мною выльется в тексты, отношения и размышления породят полноценный диалог, а воспоминания о природных изысках будут наполнять романтикой ожидание будущей встречи со всеми вами. Спасибо сектору этики за ор-ганизацию этого праздника души, а всем – за то, что Вы появились в моей жизни, за то, что есть.

Юля Маликова

Прошло уже достаточно времени для того, чтобы возникла та естественная дистанцированность от непосредственных впечатлений, о которой летом говорил Рубен Грантович. Теперь впечатления улеглись и действительно, как заметила Наташа, школа представляется целостным событием. И мое впечатление - хорошим событием. Как я теперь поняла, для меня очень ценным оказалось возникновение в школе этического пространства, образовавшегося из замечательных людей, объединенных идеей школы, но также из интересных лекций, семинаров. Кроме того, у меня возник интерес к case study и narrative, которого, если говорить честно, до Голицыно не было. Я теперь постоянно мысленно прикидываю, смотря новости или читая газеты, что можно было бы использовать как case на тему мораль и политика, и хотя конкретных результатов еще нет, сам факт, что поиск меня увлекает, радует меня несказанно. Откровенно говоря, я не предполагала, что поиск методологии может быть интересным занятием. Именно школа расширила мои представления.

Яна Афанасенко

Привет всем!
Начавшись с "черешневого знакомства" в Подмосковном Голицыно, моя Школа не закончилась.
Спасибо Полине: дома я периодически устраиваю для своих друзей вечера просмотра самых неоднозначных с моральной точки зрения фильмов (типа "Догвилль", "Рассекая волны"). Как ни странно, но мы до сих пор открываем в них новые смыслы. Очень хотелось бы продолжить эту традицию на Школе.
Огромное спасибо нашим американским коллегам Роберту Холмсу и Ричарду Веренеру за их профессионализм, за мастер-классы, неожиданные с точки зрения совмещения в них моральной проблематики с живой экзистенцией (вопросы осознанности, свободы и ответственности).
Просто здорово, что у меня была возможность сравнивать отечественную этическую Школу с американской, украинской, эстонской (такой мультикультурализм только обогащает), общаться с нашими замечательными этиками А.А.Гусейновым, Р.Г.Апресяном. Особенно признательна за курс лекций по исламской этике Смирнову.
Не имея ни специального этического, ни философского образования, с большим интересом осваивала предлагаемые на Школе тексты и способы их анализа на групповом обсуждении.
Для кого-то Школа - это люди, для кого-то повышение профессионального уровня. Для меня она стала частью жизни, которая продолжается.

Андрей Сычев

Продолжу тему и соглашусь с тем, что, что школа не закончилась. Благодаря лекциям и консультациям мне удалось многое переосмыслить и в своей теме: без этого толчка многое осталось бы незавершенным. Для меня впечатления о школе стали не только приятными, но и результативными: в этом месяце мне удалось защитить диссертацию – и для меня это один из самых зримых итогов участия в школе. Я благодарен А.А.Гусейнову, Р.Г.Апресяну, всем организаторам школы за мощный творческий импульс и огромное количество идей, а также за возможность общаться с коллегами из других вузов, не отказавших мне в помощи (особое спасибо Сергею).

Ирина Абдрашитова

Андрей, поздравляю тебя в успешной защитой докторской!!!
К сожалению, не смогла присутствовать при твоем триумфе.
Остается только верить членам совета, что защита прошла блестяще.
Поздравляю!!!

Ирина Василевская

Для меня самый важный «эффект» Школы можно определить как «расширение горизонтов». С одной стороны, это произошло благодаря новой информации, новым знаниям, «открытию» иных возможностей в методах и подходах к преподаванию. Кроме того, благодаря возможности «обновить» свои взгляды на «излюбленные» разделы и вопросы этики, увидеть их в иных ракурсах. И, конечно, возник исследовательский «азарт», появился интерес к проблемам, раньше не обращавших на себя особого внимания.
С другой стороны, благодаря людям — и преподавателям, и участникам. Общение с теми, кто увлечены более или менее сходными вопросами, неравнодушны и говорят на одном языке, — это не только огромная радость и удовольствие, но и прекрасный стимул для «включения» в создание «команды», продуктивной работы в ней, а также для собственного развития и профессионального роста. Думаю, многие из участников Школы согласятся, что мы «варимся в собственном соку», вращаемся в рамках наших вузов, в довольно замкнутой среде, и обычно нет ни сил, ни времени целенаправленно расширять круг общения и искать «единомышленников», людей, близких по духу, вне повседневных контактов. А в Школе мы оказались в своего рода «оранжерее», «питомнике», где были созданы идеальные условия и для учебы, и для общения, и для получения нового опыта.
Огромная благодарность и восторг экспертам, преподавателям, медиаторам, административной группе — всем-всем-всем: прекрасная программа I Школы, отличная подготовка всех занятий, а также «личный пример» вернули меня в состояние очарованности этикой, разбудили желание заниматься ею как «строгой» (но справедливой) наукой...
Школа стала для меня очень мощным стимулом, помогла с большим оптимизмом взглянуть на перспективы, в том числе и собственной преподавательской деятельности, и научной работы.
Многие, наверное, помнят анекдот о том, что рабочий день сокращает жизнь на 8 часов. — Могу сказать, что благодаря Школе у меня вновь появился энтузиазм, исчезло ощущение рутины и «запрограммированности», и мне удается чувствовать «полноту жизни» даже в эти самые 8 рабочих часов.