Forbes

3 июня 2013

 

А. РубцовАлександр Рубцов

Кандидат философских наук, руководитель Центра философских исследований идеологических процессов Института философии РАН

 

 

Как «Единая Россия» оказалась на «фронте»

Фото РИА Новости

Через неделю состоится съезд обновленного Общероссийского народного фронта. Зачем — уже более или менее ясно

Имя

По общим оценкам, название намерены расширить. Наиболее котируется: «Общероссийский народный фронт — за Россию!». Фронтовые инсайдеры комментируют это таким образом: этим расширением мы не просто заявляем, что мы есть, но и сообщаем, что намерены что-то реально делать. Это ценное добавление, потому что до сих пор Фронт формально был, а по жизни как бы и не был. Иначе говоря, он стоял в засаде, как резерв главного командования (Новая гвардия в стадии первоначального формирования с бойцами на квартирах). И если его спешно комплектуют и бросают в бой, значит исход сражения под вопросом и пора собирать последние силы.

На флоте есть поговорка: как назовешь, так и поплывет; особенно это относится к нетонущим субстанциям. Тавтологию можно простить, хотя «общероссийский» — и вдруг «за Россию!» — это уже перебор. Но дело не в названии, а в уровне гуманитарной, да и вообще умственной подготовки тех, кто брошен на украшение парада перед последним боем. Погром сурковской школы явно сказывается, хотя и там упражнялись в идеологической стилистике далеко не гении мысли и пера.

Из имени следует суть. Вообще говоря, слово «общероссийский» в контексте партстроительства выглядит нормально: подчеркивается, что статус организации не местный или региональный, а на всю страну.

Однако на фоне обычного помпезного самозванства этих людей здесь читается другое: те, кто с нами, — Россия, а нет, так нет.

Тем более не надо было добавлять последнее «за»: получается, что все, кто не на фронте и не по эту его линию, либо против России, либо на ее судьбу плевали. И данный вывод не спекуляция, не псевдологическая накрутка: именно это мы и слышим от этих людей открытыми текстами. То Москва за ними, то Кадырова критикуют только враги России...

В этом также есть прямое отнесение к слову «фронт»: идет война, по ту линию фронта враг, с которым ведется интеллигентная полемика на поражение с использованием любых средств, включая недозволенные, как у известных фанатиков в отношении к неверным. Вроде войска регулярные — а методы сугубо партизанские, провокационно-диверсионные, с постоянными утренними рейдами по тылам, включая близких и родных политического противника. Некоторые приемы по стилю и манере просто приближаются к террористическим. Плюс заградотряды: на эту войну многих сравнительно приличных людей сгоняют, причем так, что не дезертируешь без неприемлемых потерь в деле и по жизни.

Состав наступления

Главное здесь — взаимоотношения с «Единой Россией». Понятно, что проект призван, с одной стороны, аккуратно откреститься от ПЖиВ, а с другой — возродить, по сути, тот же самый политический ресурс в якобы новом качестве. Отчасти (или даже в главном) этим объясняется проблема с коллективным членством: если входить целыми организациями, то на первый план опять выйдет ЕР, все остальные окажутся мелкими прилипалами и смысл маневра потеряется. Да и Медведев формально политически поднимется, слегка оторвавшись от плинтуса, что никому не нужно, включая его самого.

К тому же появляется возможность выставить на линию огня сравнительно приличных людей из доверенных лиц. Сами они отстреливаться не будут, а вот оппозиция, нападая на них, будет невольно и отчасти, но совершенно определенно дискредитировать себя в глазах рядовых отечественных любителей культуры и искусства, включая кино. Это уже даже не заложники, а строй женщин и детей перед наступающим войском, позволяющий приблизиться к противнику с меньшими потерями. Тактика уважаемая и себя не раз оправдывавшая, правда в несколько иных условиях.

Да и ярлык «Партии жуликов и воров» прилип к старой структуре, как жвачка к кошке, и отдирается только с визгом. 

Хотя и это не решение проблемы (а если и решение, то лишь временное). Главное же — суть. Придет новый Навальный, назовет это дело, например, «Фронтом дезертиров и мародеров» — и вся история начнется сначала, да еще с веселыми корреляциями. В оппозиции народ злой и изобретательный, и такими простыми решениями можно только лишний раз подставиться, причем фатально.

За что?

«За Россию» — это понятно. А кто против? Важнее понять, за что конкретно. А так «за Россию» можно и получку получать.

Классический (и клинический) случай массового движения «за все хорошее против всего плохого». В отличие от других партий, хоть как-то обозначавших идеологический сектор, уже «ЕР» не была толком ни правой, ни левой, даже ни центристской, в отличие от своих политических предшественников. «Фронт», как и «ЕР», а точнее как ее инобытие и реинкарнация, тоже ни за Третий Интернационал, ни против, а «за Ленина», в данном случае за Путина. И все.

Поэтому, в частности, так упорно прорабатываются организационно-кадровые вопросы с лидерством во «Фронте» на местах, в региональных организациях. Предлагают ввести требование обязательной ротации (например, трехлетней) для руководства на местах и даже варианты коллегиального руководства, например из трех особо выдающихся, но равноценных товарищей. Если верить уважаемой и даже сравнительно благосклонной прессе, инициаторы этих новаций открыто заявляют, что это нужно для исключения даже намека на какую-либо конкуренцию с Путиным, хотя бы и потенциальную.

Фронт — движение лично Путина. Точка.

Получается интересная конструкция. Внизу и по всей вертикали — разгул внутрипартийной демократии, не позволяющей никому «использовать Фронт в личных целях». Наверху — сугубо единоличный и в принципе несменяемый Вождь организации, созданной исключительно для реализации его приватных политических проектов. И никакой другой сколько-нибудь убедительной идеологии.

Схема знакомая: Путин и есть для фронтовиков «вся Россия». Кто против него, тот против Страны, против Родины, против Отечества. Ровно тот же сюжет, как у Чаплина с Кадыровым.

Проблемы две — с политическим пространством и с человеческим временем. Такие упрощенные, скорее даже примитивные, модели теперь работают только на особо заведенных энтузиастов, воспринимающих весь этот политический макияж как в зеркале: главное, чтобы нравиться самому себе. Но уже более спокойные сторонники начинают тяготиться такой однозначной персонификацией и отсутствием собственно проектных предложений. Тут весь интернет набит откровениями про то, что протест буксует, поскольку у него нет программы. А у власти есть (хотя вот она-то уж просто обязана)? От исчерчивания страны прихотливыми и явно искусственными линиями фронтов становится не по себе уже и людям, до сих пор занимавшим нейтральную позицию (сколько упертых врагов режима навербовала одна только кампания против НКО!).

И наконец, самое деликатное. Если Фронт один за Россию, а все остальные против, и при этом Путин в понимании фронтовиков и есть Россия, это открытая заявка на несменяемость персоналистской власти с отчетливой перспективой перехода к политической династии. Иначе Фронт так же не вечен, как и Путин, и тогда организационный замах явно не по оставшемуся отрезку времени.

Бывают и такие проекты, даже вопреки духу и букве действующей конституции. Но гораздо хуже, что людей зовут на борьбу за такие планы, как на фронт, — уже почти не метафорически.

 

Источник: http://www.forbes.ru/mneniya-column/vertikal/240018-kak-edinaya-rossiya-okazalas-na-fronte