Институт Философии
Российской Академии Наук




  Степанова Галина Борисовна
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор методологии междисциплинарных исследований человека » Сотрудники » Степанова Галина Борисовна

Степанова Галина Борисовна

 

 Степанова Галина Борисовна

Год и место рождения                                              

  

 1954, г.Москва.                                                    

                                                                             

Образование


МГУ им.М.В.Ломоносова, факультет психологии, 1978.

 

 Ученые степени


Кандидат психологических наук, 1995. Диссертация «Влияние факторов макро- и микросреды промышленного города на психическое развитие детей дошкольного возраста», ВНИИТЭ.

 



 

ResearcherID: V-9066-2018
ORCID iD iconorcid.org/0000-0002-1291-7612
РИНЦ SPIN - 4376-3015AuthorID: 73183



Сфера научных интересов

Психология и междисциплинарные исследования человека, ценностные ориентации, самореализация, творчество, новые технологии, гуманитарное образование, технократическое мышление.

 

 

Профессиональная деятельность

Старший научный сотрудник сектора методологии междисциплинарных исследований человека Иф РАН.

 

Учебные и учебно-методические разработки

  • «Педагогическая диагностика в детском саду», учебно-методическое пособие. М., «Просвещение», 2002 (В соавторстве с Е.Г.Юдиной и Е.Н.Денисовой). Допущено Министерством образования РФ.
  • «Жизнь вокруг нас», учебно-методическое пособие. Ярославль, «Академия развития», 2003.
  • Программа курса "Педагогика и психология высшей школы",2018.

Преподавательская деятельность

Курс лекций по дисциплине "Педагогика и психология высшей школы" для аспирантов Института философии РАН

Научные публикации

  • Практики применения деятельностного подхода и реализация методологии междисциплинарности в 60‒70-е годы ХХ века. Философия науки и техники 2020. Т. 25. № 2. С. 119–133; DOI: 10.21146/2413-9084-2020-25-2-119-133.

  • Студенты о гуманитарных науках и технократическом мышлении. Знание. Понимание.Умение. №4, 2020. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.4.13

  • Ценности эргономики в истории человечества. Авиакосмическая медицина, психология и эргономика.2020 № 1. С.44-51 (соавтор Меденков А.А.).

  • Деятельностный подход к изучению человека и возможности его современного применения. Первые степинские чтения. Современный этап развития науки и кризис техногенной цивилизацию Материалы конференции с международным участием. Москва 5-6 ноября 2019г. Курск, ЗАО «Университетская книга». 2019. С. 235-238. ISBN 978-5-907270-80-0.
  • Зараковская школа психофиологического анализа и эргономической оптимизации деятельности. Психофизиологический анализ и оптимизация деятельности. Материалы научных чтений памяти Г.М.Зараковского. М. Полет, 2019. С.104-115. ISBN-5-88021-018-9.
  • Опыт междисциплинарного исследования в Институте человека РАН. Институт человека: идея и реальность / Отв.ред. Г.Л. Белкина,  М.: URSS   2018. С.197- 207.
  • Революция: личность и ее время. Революция, эволюция и диалог культур. Доклады к 100-летию русской революции на Всемирном дне философии в Институте философии РАН 14 и 16 ноября 2017 г. М.:ГНОЗИС, 2018. С.585-597.
  • Анализ движений глаз в исследованиях В.П.Зинченко. История российской психологии в лицах: Дайджест - 2018. №4, С.105-113.
  • Проблема здоровья в исследованиях Б.Г.Юдина. Человек, №4, 2018. С.110-124.
  • Эргономика в СССР: опыт междисциплинарных исследований. Человек. №1, 2017. С.94-103.
  • Качество жизни и человеческий потенциал: развитие концепции. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. М.: Изд-во ИП РАН, 2016, С. 240-253.
  • Человеческий потенциал студенчества в инновационном развитии России. М.: Изд-во МосГУ, 2015.- 192 с. (Ашмарин И.И.).
  • Самореализация человека: возможен ли выбор? Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып.7 [Текст/ Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв.ред. М.С.Киселева. - М.: ИФ РАН, 2013. С. 134–148.
  • Интернет как пространство выбора человека. Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. М.: ИФ РАН, 2012. Сю161-174.
  • Творческий компонент деятельности по разработке инновационного продукта. «Человек в интеллектуальном и духовном пространствах», М.: Прогресс-традиция, 2010.
  • Человеческий потенциал России в контексте глобализации. Коллект. моногр. "Россия в диалоге культур"отв. ред. А.А. Гусейнов, А.В. Смирнов, Б.О. Николаичев; М.: Наука, 2010, (Келле В.Ж., Ашмарин И.И.).
  • Институт человека: проблемы и перспективы. Философия в диалоге культур: материалы Всемирного дня философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2010.
  • Всемирный день философии в России. Человек, № 2, 2010.
  • Здоровье человека: факт, норма, ценность, М., Изд-во МосГУ, 2009, (Юдин Б.Г.).
  • Болевые точки здоровья россиян. Человек, №1, 2008.
  • Научные концепции и обыденные представления о здоровье. Сб. «Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты». М., ИЧ РАН, 2003.        
  • Здоровье человека в гуманитарном измерении. М., Изд.дом «Ключ», 2003. (Юдин Б.Г.).
  • Жизнь вокруг нас (Уч.-метод.пособие). Ярославль, «Академия развития», 2003. (Авдеева Н.Н.).
  • Педагогическая диагностика в детском саду. М., Просвещение, 2002. (Денисова Е.Н. Юдина Е.Г).

Научно-организационная работа

Секретарь секции Ученого совета "Философская антропология и науки о человеке" Института философии РАН.  

Основные научные результаты

Предложены методологический и концептуальный подходы к изучению  здоровья как системного объекта, обеспечивающего благополучие и самореализацию человека на разных уровнях (совместно с Б.Г.Юдиным). 

На практике осуществлялась отработка принципов и технологии проведения гуманитарной экспертизы в области оздоровительных практик. 

Исследовалось интернет-пространство с точки зрения его возможностей как средства, с помощью которого развивается креативность и формируются навыки выбора. 

Рассмотрена взаимосвязь самореализации, мотивации и выбора человека. Самореализация, являясь потребностью личности, сама в определенных ситуациях обладает мотивирующими свойствами и взаимосвязана с самодетерминацией личности, т.е. собственной активностью, способностью к выбору, а также особенностями реализации собственных возможностей.

Проанализирован опыт проведения междисциплинарных исследований в советской эргономике. Рассмотрен междисциплинарный подход в исследованиях здоровья, разработанный Б.Г.Юдиным. Показана выделенная им роль гуманитарной составляющей в понимании здоровья.

На примере литературного героя Б.Пастернака Юрия Живаго показано, что человек, переживая переломные события революции как личностный кризис, может существенно трансформироваться, перестаивая свой жизненный мир, перспективы, идеалы, стереотипы поведения.

Рассмотрены проблемы и перспективы деятельностного подхода, разработанного в советской философии и психологии ХХ века.