Институт Философии
Российской Академии Наук




  2006 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор междисциплинарных проблем научно-технического развития » Научные результаты » 2006 год

2006 год

20132012, 2011, 2010, 20092008, 2007

 

Научный отчет сектора междисциплинарных проблемм

научно-технического развития ИФ РАН за 2006 год

 

Важнейшие результаты законченных исследований заклю­чаются в анализе 1) исследовательских программ методологии науки; 2) проблемы универсалий; 3) этических коллизий в от­ношениях человека к смерти и роли христианских традиций в их осмыслении; 4) ценностных риторик как стратегических нарративов публичной словесности; 5) коммуникативного ха­рактера научного знания в различных методологических про­граммах ХХ в. Особенностью исследований Центра является то, что увеличивается число работ, публикуемых на различных сай­тах Интернета, в том числе и на страницах интернетовского журнала ИФ РАН и Центра – «Vox» (отв.ред. С.С.Неретина).

Сотрудники Центра

дали анализ

– ряда методологических программ – от аналитической философии Венского кружка до постмодернизма, от индуктивизма и процедуры классификации в ХIХ в. до проблемы по­нимания;

– фундаментальной значимости проблемы универсалий как для философии языка, так и для построения целого ряда фило­софских систем. Этот круг проблем был рассмотрен как ядро философии и как основание систем категорий. Историко-фи­лософская реконструкция была осуществлена с помощью вы­деленных методологических и онтологических схем (от родо­видовой в Средние века до номинализма троп в современной философии). Вывление парадоксов класса (или типа), которое связано с соприсутствием свойств индивидов и классов) при­вело к формированию многообразия позиций в философии ХХ в. – от номинализма свойств до конструктивного номинализ­ма (О.В.Куайн, Н.Гудмен, К.Поппер) и реализма, допускающего существование классов самих по себе. Постмодернизм, отста­ивая «единичное множественное бытие» (выражение Ж.-Л.Нанси) и выступая против «логоцентризма» классической филосо­фии, стремится отказаться от существования универсалий даже в языке. Это же присуще и тем логикам, которые отождествля­ют универсалии с операторами (кванторами общности) и за­прещают «овеществлять» (реифицировать) структуры языка. И в современной философии существуют альтернативные пози­ции в осмыслении унивесалий.

выявили

– ряд антропологических характеристик, в том числе отно­шение человека к смерти, в понимании человека, его духовных практик и его идентичности в свете предлагаемой синергетической модели человека. Эта новая антропологическая модель сопряжена с традициями исихазма в истолковании как кризи­са классической этики, так и духовных (аскетических) практик, противостоящих потребительским ценностям современной цивилизации. Обращено внимание на феномен русского стар­чества, которое сочетает в себе почитание и понимание и мо­жет стать протообразцом антипотребительских установок че­ловека. Предложена новая модель человека, как сущего, троя­ко размыкающего себя, и раскрыто существо кризиса классической этики в антропологической перспективе;

– коммуникативный характер научного знания, роль пра­вил в коммуникациях внутри научного сообщества. Показаны не только различия, но и совпадения в научном и религиозном дискурсах о современности.

раскрыли

– антропологическое содержание как мифопоэтических пластов традиционной культуры, так и современных аксиоло­гических практик, определяющих личностный строй культуры, среду и образ жизни человека. Предложена культурно-ценно­стная модель современной публичной риторики, которая поз­воляет осмыслить целый ряд социальных и этнических процес­сов, применить методы культурно-экологического проектиро­вания в стратегического управления развитием общества;

– содержание различных концепций культуры в ХХ в., по­казав не только их смену, но и противоборство друг с другом.

 

I. Опубликованные книги

 

  1. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика на рубеже ХХ– ХХI вв. М.: ИНИОН РАН, 2006.
  2. Проблема субъектов социального проектирования и управления /Отв. ред. В.И.Аршинов, В.Е.Лепский. М.: Когито-Центр, 2006. 248 с. (19 у.л.).
  3. Проблемы субъективного российского развития: Материалы Междунар. форума: «Проекты будущего: междисциплинар. подход» / Отв. ред. В.И.Аршинов, В.Е.Лепский. М.: Когито-Центр, 2006. 232 с. (18 у.л.).
  4. Синергетическая парадигма / Отв. ред. Б.Г.Буданов. М.: Прогресс-Традиция, 2006 (30 у.л.).
  5. Креативность человека и общества: проектирование креативных систем /Отв. ред. В.А.Буров, В.В.Прохоров. М.–Александров: РосНОУ, 2006. 600 с. (31 у.л.).
  6. Российско-германский колледж 2004–2005 / Отв. ред. В.Г.Горохов. Карлсруэ, 2006. 653 с.
  7. Проблемы субъективного российского развития: Материалы Междунар. форума: «Проекты будущего: междисциплинар. подход» / Отв. ред. В.И.Аршинов, В.Е.Лепский. М.: Когито-Центр, 2006. 232 с. (18 у.л.)
  8. Розин В.М. Мышление и творчество. М.: ПЕРСЭ, 2006 (23 у.л.).
  9. Розин В.М. Понятие и современные концепции техники. М.: ИФ РАН, 2006. 255 с. (11,94 а.л.).
  10. Тарасенко В.В. Книга бизнес-перемен: 64 стратегемы. М.: Генезис, 2006. 324 с. (26,47 п.л.).

II. Статьи, разделы в книгах и другие публикации

  1. Буданов В. Г. Синергетика в диалоге культур // Культурный контекст социальной самоорганизации /Под ред. И.С.Добронравовой и В.Б. Евтух. Киiв, 2006. С. 134–146.
  2. Буданов В.Г. Задачи коллективного потребления с иерархией приоритетов: метод ритмокаскадов // Науч. вестн. МГТУ ГА. Прикладная математика и информатика. 2006. № 104. С. 51-60.
  3. Буданов В.Г. Методологические принципы синергетики // Новое в синергетики /Под ред. Г.Г.Малинецкого. М., 2006. С. 312-322.
  4. Буданов В.Г. Методология и принципы синергетики // Фiлософiя освiти. Киiв, 2006. № 1. С. 143-172.
  5. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании // Синергетическая парадигма. Синергетика в образовании /Отв. ред. В.Г.Буданов. М., 2006.
  6. Буданов В.Г. О методологии синергетики // Грани познания: Наука, философия, культура в XXI веке /Отв. ред. Н.К.Удумян. М., 2006.
  7. Буданов В.Г. Полилог в кругу проблем субъект-объектного единства. Материалы круглого стола // Филос. науки. 2006. № 9.
  8. Буданов В.Г. Полилог в кругу проблем субъект-объектного единства. Материалы круглого стола // Филос. науки. 2006. № 10.
  9. Буданов В.Г. Проблемы исторического прогноза и метод ритмокаскадов: моделирование будущего России // Новое в синергетике: Сознание, человек, общество /Под ред. Г.Г.Малинецкого. М., 2006.
  10. Буданов В.Г. Ритмокаскады истории: Россия и будущее цивилизации // Новые методы в социальных науках /Под ред. В.Г.Федотовой. М., 2006. С. 308-322.
  11. Буданов В.Г. Самоорганизация времени: эволюция партитуры // Синергетика времени /Под ред. В.И.Аршинова. М., 2006. С. 46-72.
  12. Буданов В.Г. Синергетика в образовании: возможности методологии. Материалы круглого стола // Фiлософiя освiти. Киiв, 2006. № 3.
  13. Буданов В.Г. Синергетическая методология //Вопр. философии. 2006. № 5. С. 79-94.
  14. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование в ХХ1 веке: проблемы становления // Будущее России в зеркале синергетики /Под ред. Г.Г.Малинецкого. М., 2006. С. 169–179.
  15. Буданов В.Г., Журавлев В.А., Харитонова В.А. Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования // Синергетическая парадигма: Синергетика в образовании /Отв. ред. В.Г.Буданов. М., 2006.
  16. Бургете М.Р. Рец. на кн.: Солис К., Сельес М. История Науки. Эспаса Кальпе. Мадрид, 2005. 1192 с. // Философия и эпистемология науки. 2006. № 3.
  17. Die Karlsruher Experimente von Heinrich Hertz und die Rolle von Ferdinand Braun f_r die Entstehung der Radiotechnik in Theorie und Praxis in Deutschland und in Russland // Deutsch-Russisches Kolleg Jahrbuch 2004/2005. Hrsg. von Prof. Dr. phil. habil. Vitaly G.Gorokhov. В.Г.Горохов. Эксперименты Генриха Герца в университете г. Карлсруэ и роль Фердинанда Брауна в становлении теоретической и практической радиотехники в Германии и в России // Российско-Германский колледж. Ежегодник 2004/2005 /Под ред. В.Г.Горохова. Aachen: Shaker Verlag, 2006 (1,5 а.л.).
  18. Горохов В.Г Специфика философского осмысления техники // «Альма матер» («Вестник высшей школы»). 2006. № 1. С. 46-51; № 2. С. 47-53 (1,0 а.л.).
  19. Горохов В.Г. Междисциплинарные исследования научно-технического развития и инновационная политика // Вопр. философии. 2006. № 4 (1,0 а.л.).
  20. Горохов В.Г. Проблема социальной оценки техники до и после Чернобыльской катастрофы // Глобальные проблемы безопасности современной энергетики (материалы междунар. науч. конф.): К 20-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС (Москва, 4-6 апр. 2006 г.). М., 2006. С. 510-520 (1,0 а.л.).
  21. Горохов В.Г. Становление радиотехнической теории: от теории к практике на примере технических следствий из открытия Г.Герца // Вопросы истории естествознания и техники. 2006. № 2. С. 62-98 (1,5 а.л.).
  22. Горохов В.Г. Философия техники как теория технической деятельности и проблемы социальной оценки техники // Филос. науки. 2006. № 1. С. 28-42; № 2. С. 26-44; № 3. С. 15-26; № 4. С. 35-53 (1,5 а.л.).
  23. Горохов В.Г. Философия техники П.К. Энгельмейера как технический оптимизм (к 150-летию со дня рождения российского инженера и философа техники Петра Климентьевича Энгельмейера) // Антропологическое измерение образования в изменяющемся мире. Дубна, 2006 (1,0 а.л.).
  24. ГороховВDiscussions about information and communication technologies in Russia: the history of the information revolution in the USSR and modern Russia // Transforming Economies and Civilizations: The Role of Technologies. Book of Abstracts. 33rd ICHOTEC-Symposium. Stamford Hall, University of Liecester, UK. 15-20 August 2006. Р. 39 (0,01 а.л.).
  25. ГороховВEntwicklung der Wissenschaftstheorie der Technikwissenschaften in der UdSSR, der DDR und der BRD. In: Bartikova, M.; Kiepas, A.; Petsche, H.-J.: Erdacht, gemacht und in die Welt gestellt: Technik-Konzeptionen zwischen Risiko und Utopie. Festschrift zum 60. Geburtstag von Gerhard Banse. Berlin: trafo Verlag 2006. С. 117-135 (1,0 а.л.).
  26. ГороховВTechnology Assessment in the Risk-Society. In: Technologies and Threats of the 21 -st Century physical, biological, informational and social aspects. Ed. by Anatoli S. Sidorenko. Chisinau: Alexander von Humbolt Stiftung, Himboldt Kolleg TTC-2006, 2006. Р. 67-73 (0,5 а.л.).
  27. Киященко Л. П. Дисциплинарная организация научного знания в перспективе этоса постнеклассической науки // Культурный контекст социальной самоорганизации. Киев, 2006. С. 163-184.
  28. Киященко Л.П. Участие в круглом столе «Полилог в кругу проблем субъект-объектного единства» // Филос. науки. 2006. № 9. С. 52-70; № 10. С. 95-107; № 11. С. 107-113.
  29. Киященко Л.П. Феномен трансдисциплинарности – опыт философского анализа // Вильнюс. Santalka. Filosofija. 2006. Т. 14, № 1. С. 17-38.
  30. Киященко Л.П.Участие в круглом столе «Синергетика: перспективы, проблемы, трудности» // Вопр. философии. 2006. № 9. С. 3-34.
  31. Лепский В.Е. Лефевр и «Алгебра совести» // Рефлексивные процессы и управление. 2006. Т. 6. № 1. С. 26–38 (0,6 а.л.).
  32. Лепский В.Е. Лефевр и рефлексия // Рефлексивные процессы и управление. 2006. Т. 6. № 1. С. 26-38 (0,6 а.л.).
  33. Лепский В.Е. Рефлексивный подход к управлению социально-экономическими системами // Диалог цивилизаций: Сб. материалов. Родос (Греция), 2006 (0,1 а.л.).
  34. Лепский В.Е. Стратегичность предприятий XXI века // Экономические стратегии. 2006. № 7. С. 110–118 (0,5 а.л.).
  35. Лепский В.Е. Субъектно-ориентированный подход – интеграция базовых идей Г.П.Щедровицкого и В.А.Лефевра // ММК и современная психология. 2006. (объем 1 а. л.). (1, 3 а.л.)
  36. Розин В.М. Искусство и личность в ситуации перехода и социальной трансформации // Искусство в контексте цивилизационной идентичности. Т. 2. М., 2006.
  37. Розин В.М. Как в настоящее время можно осмыслить концепцию искусственного интеллекта? // Искусственный интеллект: Междисциплинар. подход. М., 2006.
  38. Розин В.М. Методология: замысел и реализация // Право. Мировоззрение. Философия. Вып.: Предпринимательство. Этика. Техника. № 1 (11). М., 2006.
  39. Розин В.М. Образование в обновляющемся мире // ALMA MATER. М., 2006. № 6, 7.
  40. Розин В.М. Опыт реабилитации сознания в психотерапевтической практике // Мир психологии. М., 2006. № 2.
  41. Розин В.М. От романтической любви к креативной // Мир психологии. М., 2006. № 1.
  42. Розин В.М. Педагогика в ситуации перехода. Опыт гуманитарного исследования и преподавания // Филос. науки. 2006. № 2.
  43. Розин В.М. Полемика с эволюционным учением Дарвина // Эпистемология & Философия науки. 2006. № 3.
  44. Розин В.М. Социальная коммуникация: формирование предмета исследования // Философия социальных коммуникаций. 2006. № 1.
  45. Розин В.М. Социальная наука и социальное исследование // Науки о культуре – шаг в ХХI век. Т. 6. М., 2006.
  46. Розин В.М., Марача В. Диалог о социальном проектировании, консалтинге и корпоративности // Там же.
  47. Свирский Я.И. Выступление на круглом столе «Полилог в круге проблем субъект-объектного единства» // Филос. науки. 2006. № 9. С. 52-70.
  48. Свирский Я.И. Выступление на круглом столе «Синергетика: перспективы, проблемы, трудности» // Вопр. философии. 2006. № 9.
  49. Свирский Я.И. О двух парадигмах образования // Синергетическая парадигма образования. Киев, 2006.
  50. Свирский Я.И. Становление versus классическая рациональность // Постнеклассическая рациональность. Киев, 2006.