Институт Философии
Российской Академии Наук




  2006
Главная страница » Книги » Отдел подготовки рукописей к изданию » Публикации Отдела подготовки рукописей к изданию » 2006

2006

Публикации Отдела подготовки рукописей к изданию за 2006 год

 

2024    2023    2022    2021   2020    2019   2018    2017   2016    2015   2014   2013    2012    2011    2010    2009    2008

 

2007    2006    2005    2004    2003    2002    2001    2000    1999    1998    1997    1996    1995    1994    1993

 

 

 

 


 

Горелов А.А. Индивидуальность и эволюция / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2006. – 162 с. – ISBN 5-9540-0049-2.
Анализируется роль становления индивидуальности в эволюции природы и общества в свете современной естественнонаучной картины мира, отказавшейся от представления о вечных неизменных законах, управляющих развитием мира. Обосновывается идея, что индивидуальные объекты и субъекты (от кварка до человека), обладающие оригинальными свойствами и взаимодействующие между собой, выходя за пределы собственной индивидуальности (трансцендируя себя), формируют законы самоорганизации природы и общества.

 

Полный текст (PDF)

 

 

 

Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества)

 

 

Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества) / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2006. – 251 с. – ISBN 5-9540-0050-6.
В монографии рассматривается развитие философской, политической и социологической мысли во Франции XVIII века от концепции просвещенного абсолютизма до теорий гражданского общества и правового государства. В качестве материала для анализа выбраны главные работы трех выдающихся деятелей французского Просвещения — Вольтера, Монтескьё и Руссо. Объясняется, почему для Вольтера наиболее приемлемым государственным устройством стал просвещенный абсолютизм, для Монтескьё — ограниченная законодательным собранием монархия, а для Руссо — республика. В ходе исследования уточняется содержание понятий «гражданское общество» и « правовое государство», в связи с чем особое внимание уделяется принципам разделения властей, всеобщего и равного голосования, а также частной собственности как основанию гражданского общества. В поле зрения попадают «Общественный Договор» Руссо и возникшие на его базе в конце XVIII века демократические Декларации. Значение либеральных и демократических идей великих мыслителей прошлого раскрывается в контексте понимания демократического развития в XX веке, в том числе и в России; идеи прошлого соотносятся со взглядами крупных современных философов — таких, как Ю.Хабермас и В.Библер.

 

Полный текст (PDF)

 

 

 

Жизнеспособность Российского государства как философско-политическая проблема

 

 

Жизнеспособность Российского государства как философско-политическая проблема / РАН. Ин-т философии; Ред. В.Н.Шевченко. – М.: ИФ РАН, 2006. – ISBN: 5-9540-0059-Х.

В монографии с философских позиций рассматривается одна из самых острых тем, которая обсуждается сегодня как в выступлениях государственных деятелей, политиков, так и в средствах массовой информации, публицистике. Поставлен вопрос о сущностных, онтоло­гических основах российской государственности, в том числе о его ду­ховных основах, знание которых дает возможность найти оптималь­ное политическое решение вопросов государственного устройства России. В книге рассмотрены различные пути и способы реформиро­вания современного Российского государства, возможности и преде­лы его жизнеспособности на каждом из разбираемых в книге путей его реформирования и развития.

 

Полный текст (PDF)

 

 

 

 

 

Кара-Мурза А.А. Интеллектуальные портреты: Очерки о русских политических мыслителя XIX–XX вв. / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2006. – 180 с. – ISBN 5-9540-0061-1.
Книга известного философа и политолога, доктора философских наук А.А.Кара-Мурзы представляет собой сборник оригинальных интеллектуальных биографий крупных политических мыслителей России XIX–XX вв. – Александра Герцена, Бориса Чичерина, Ивана Аксакова, Николая Хомякова, Павла Милюкова, Александра Корнилова, Петра Струве, Михаила Осоргина, Георгия Федотова, Владимира Вейдле, Семена Португейса. Важной задачей автора является выстраивание «интеллектуальной родословной» либерально-центристской (либерально-консервативной) традиции в истории русской политической и философской мысли.

 

Полный текст (PDF)

 

 

 

Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Осмысление фихтеанства русскими философами конца XIX – начала XX в.

 

 

Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Осмысление фихтеанства русскими философами конца XIX – начала XX в. / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2006. – 221 с. – ISBN 5-9540-0043-3.
Как и в двух изданных им ранее книгах об этических исканиях в Германии и России автор проводит систематическое сопоставление нравственно-религиозных установок в обеих странах. Раскрывается преимущественно конструктивное содержание фихтеанского учения, особенно позднего, и творческое его восприятие такими отечественными мыслителями как С.Булгаков, И.Ильин, С.Франк, Б.Вышеславцев, выразившими общую направленность: отстранить ошибочные тенденции этого учения, чтобы уяснить глубокую мысль, скрывающуюся за ними, и сомкнуть предельные напряжения этического идеализма немецкого философа с русской мыслью.

 

Полный текст (PDF)

 

 

 

Модернизация общества и экология. Ч. I

 

 

Модернизация общества и экология. Ч. I / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. О.Е. Баксанский. – М.: ИФ РАН, 2006. – 244 с. – ISBN 5-9540-0046-8.
Основной предмет изучения — анализ специфики современных экологических ориентаций познания, моделирующих указанные когнитивные репрезентации. В качестве основополагающих принципов последних рассматриваются коэволюция как концепция кооперативного сосуществования различных форм жизни, но не их конкуренции; экология как концепция взаимодействия объекта и окружающей его среды; синергетика как концепция самоорганизации биологических форм; холотропизм как концепция целостности и системности жизни; эволюционная теория познания как концепция описания и объяснения когнитивных процессов. Значительное внимание уделяется экологическим императивам современной культуры, напрямую связанной с прогрессом общественного развития. Настоящая книга будет интересна философам, социологам, экологам, специалистам, занимающимся анализом методологических аспектов научной и обыденной моделей мира, а также широкому кругу читателей.

 

Полный текст (PDF)

 

 

 

Мюрберг И.И. Аграрная сфера и политика трансформации

 

 

Мюрберг И.И. Аграрная сфера и политика трансформации / РАН. Ин-т философии.– М.: ИФ РАН, 2006. 174 с. – ISBN 5-9540-0058-1.
Монография представляет собой опыт политико-философского анализа становления сельского хозяйства развитых стран с акцентом на тех чертах истории современного земле­делия, которые являются существенно важными для разви­тия отечественной аграрной политики. Реализация данного замысла предполагает отказ от сложившегося стереотипа рас­смотрения аграрной проблематики исключительно в эконо­мическом ключе. Предлагаемый философский анализ наце­лен на выявление «собственной логики» земледелия как од­ной из основных форм жизнедеятельности человека. Этим объясняется преимущественный интерес автора к наиболее «зрелому» (западному) аграрному опыту.

 

Полный текст (PDF)



Новосёлов М.М. Беседы о логике

 

 

Новосёлов М.М. Беседы о логике / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2006. – 158 с. – ISBN 5-9540-0060-3 (978-5-9540-0060-3).

Указанная монография, не углубляясь в технические детали современной логики, освещает некоторые ее проблемы с их идейной стороны. При этом речь идёт как о понятиях, участвующих в формировании логической теории в целом (исторический аспект развития логики и ее связь с теорией аргументации), так и о понятиях частного порядка (например, идейный аспект теории «нормальных форм»). Вместе с тем главная цель автора – обсудить справедливость (достаточность) традиционного определения логической дедукции как движения мысли «от общего к частному», по крайней мере, в той части логики, которую называют «логикой высказываний». В этой связи автор показывает, что дедукция, равным образом, как и эксперимент, демонстрирует характерные черты верификации, что вполне объясняет, почему именно Декарт поставил дедукцию на второе место (в порядке исследования) после интеллектуальной интуиции.

 

Полный текст (PDF)

 

 

Новые идеи в социальной философии

 

 

Новые идеи в социальной философии / РАН. Ин-т философии; Ред. В.Г.Федотова. – М.: ИФ РАН, 2006. – 324 с. – ISBN 5-9540-0051-4.
Коллективная монография посвящена осмыслению задач социальной философии, раскрытию ее актуальной проблематики. Сущность социального выявляется сегодня из анализа новых ситуаций, а также посредством реинтерпретации классических социальных теорий. К числу таких глав относятся те, которые посвящены универсальности, общественному богатству, эволюции капитализма и развитию эконо­мической науки в контексте этой эволюции. Анализируются сравни­тельно новые понятия о внеэкономическом капитале, позволяющие дополнить реинтерпретации классики новыми аргументами. Авторы обращаются к проблемам не только самого общего уровня, но и сред­него, и микроуровня. В монографии отмечается значительное усложнение подлежащих формулировке и разрешению проблем и обсуждаются новые методологические принципы.

 

Полный текст (PDF)

 


Ориентиры… Вып. 3

 

 

Ориентиры… Вып. 3 / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. Т.Б.Любимова. – М.: ИФ РАН, 2006. – 268 с. – ISBN 5-9540-0045-Х.
Третий выпуск сборника «Ориентиры…» посвящен проблемам метафизики и антропологии. В нем затрагиваются и вопросы самого общего философского плана, и более конкретные вопросы метафизики человека в философских концепциях Востока и Запада, соотношения метафизики и религии, значения метафизических и антропологических идей в русской философии и литературе. Затрагиваются также некоторые моменты взаимодействия культур и единства различных культурных традиций.

 

Полный текст (PDF)

 

 

Проблема зла и теодицеи: Материалы междунар. конф. Москва, 6-9 июня 2005 г.

 

 

Проблема зла и теодицеи: Материалы междунар. конф. Москва, 6-9 июня 2005 г. / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2006. – 239 с. – ISBN 5-9540-0054-9.
В сборнике впервые за историю отечественной послереволюционной философской литературы тематизируется проблема зла в контексте теодицеи. Публикация докладов одноименной международной конференции (Москва, ИФ РАН, 6–9 июня 2005 г.) демонстрирует разнообразие подходов к проблеме в формате аналитических естественно-теологических и религиозно-философских исследований с одной стороны, и историко-теологических и историко-философских – с другой. Англо-американские христианские философы развивают модели универсалистской теодицеи и партикуляристской апологии, отечественные историки философии выявляют способы решения проблемы «Бог и мировое зло» на широком пространстве мысли от Тертуллиана до Лейбница (рассматривая одну из неевропейских версий теодицеи).

 

Полный текст (PDF)

 

 

Розин В.М. Понятие и современные концепции техники

 

 

Розин В.М. Понятие и современные концепции техники / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2006. – 255 с. – ISBN 5-9540-0044-1.
Автор, российский методолог и философ, продолжает обсуждение, начатое в книге «Философия техники» (2001). В предлагаемой работе сделаны акцент анализе основных концепций техники (Э.Каппа, П.Энгельмейера, М.Хайдеггера, Б.Кудрина, Х.Сколимовски), новом понимании техники как опосредования, более подробном рассмотрении социальных функций техник Одно из главных направлений преодоления кризиса техногенной цивилизации В.Розин видит в разведении смыслов техники и социальности, а также задании новых представлений о природе, социальном действии и самой технике. Книга предназначена для философов, ученых, педагогов и всех, кого интересует природа техники и поиски преодоления кризиса современной цивилизации.

 

Полный текст (PDF)

 

 

Семенов В.М. Власть в этноисторическом пространстве России

 

 

Семенов В.М. Власть в этноисторическом пространстве России / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2006. – 117 с. – ISBN 5-9540-0067-0 (978-5-9540-0067-2).
В центре внимания автора – анализ специфики властно-подвластных взаимоотношений субъектов власти и объекта управления в рамках единой этносоциальной системы (общности), выявление роли и значимости геоландшафтных, этнокультурных и этнопсихологических факторов в становлении и воспроизводстве особого характера режимов власти в историческом генезисе России. В книге рассмотрено своеобразие одной из самых драматических этноисторических фаз – фазы этнического надлома, – в развитии российского (советского) суперэтноса в ХХ в. Книга рассчитана на внимание читателя, интересующегося проблемами этнологии, истории и социальной философии.

 

Полный текст (PDF)

 

 

Спектр антропологических учений

 

 

Спектр антропологических учений / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. П.С. Гуревич. – М.: ИФ РАН, 2006. – 215 с. – ISBN 5-9540-0048-4.
Данный труд раскрывает многообразие философских учений, которые связаны с постижением феномена человека. Авторы показывают зарождение философии человека в античной культуре и возникновение философской антропологии в XVIII в. Особое внимание они обращают на философскую антропологию как философское направление, возникшее в начале ХХ в. Она представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована О.Касманом), сколько опирающуюся на труды М.Шилера философскую концепцию. Философские антропологи (А.Гелен, Х.Плесснер, другие) вернулись к идее Канта охватить реальное человеческое существование во всей его полноте, определить место и отношение человека к окружающему миру. В книге представлена также социальная и религиозная антропологии, особое внимание уделено новейшим антропологическим концепциям.

 

Полный текст (PDF)

 

 

Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания

 

 

Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. И.П. Меркулов. – М.: ИФ РАН, 2006. – 234 с. – ISBN 5-9540-0052-2.
В книге представлен ряд новых результатов исследований современных российских философов – сотрудников Института философии РАН – по проблеме сознания. В силу тесной интеграции всех без исключения когнитивных способностей человека сознание в истории философской мысли обычно отождествлялось с разумом и мышлением людей, с их коллективным мировоззрением, с культурной информацией или совместным (общим) знанием и т.д. Лишь в последние десятилетия благодаря выдающимся открытиям в нейробиологии, нейрофизиологии, генетике и когнитивной науке, а также успехам в создании высокотехнологичной экспериментальной техники, позволяющей исследовать функционирование человеческого мозга в реальном времени, появились возможности внести существенные коррективы в сложившиеся философские представления о природе сознания, видах сознания и т.д. В книге исследуется весьма широкий круг вопросов – эволюция представлений о сознании в философии сознания, информационная и эволюционная природа сознания, типы и уровни сознательной активности, архаическое сознание, сознание с точки зрения логического функционализма и эпистемологического конструктивизма и т.д.

 

Полный текст (PDF)

 

 

Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность: Учеб. пособие

 

 

Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность: Учеб. пособие / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2006. – 199 с. – ISBN 5-9540-0057-3.
Философия арабо-исламского Востока поражает своим богатством и разнообразием. Наряду с религиозной мыслью существовала философия, обращенная к земной, «светской» стороне обширной империи. В книге показаны зарождение, расцвет и упадок классической арабской философии, приходившейся на период средневековья и представленной такими направлениями как калам (рационалистическая философия), философия исмаилизма, исламская мистика (суфизм), ишракизм, а также социально-политическим учением Ибн Халдуна – провозвестника социальной науки Нового времени. Философская мысль прошлого находит продолжение в движении «возрождения» в XIX в. и в новых учениях XX в., обращенных к вопросам современности: научно-техническому развитию, поискам путей преодоления отставания, реформированию ислама в виде возврата к его истокам или модернизации, принятию западной модели развития или отказу от нее и сохранению «самобытности».

 

Полный текст (PDF)

 

 

Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. – Вып. 2

 

 

Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. – Вып. 2 / РАН. Ин-т философии; Отв. ред.: В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская. – М.: ИФ РАН, 2006. – 239 с. – ISBN 5-9540-0056-5.
Сборник содержит материалы по ряду актуальных и мало исследованных проблем истории и теории эстетики. В нем анализируется современный художественно-эстетический опыт России в контексте мирового состояния эстетической теории и арт-практик, предпринимается попытка выведения на теоретический уровень новой для эстетики категории виртуальной реальности. Большое внимание уделяется недостаточно изученным страницам эстетики Серебряного века русской культуры: эстетическим взглядам Д. Мережковского, Вл. Соловьева, театральной эстетике М. Волошина, представлениям об искусстве лидеров «Мира искусства». В разделе «Живая эстетика» поднимается ряд актуальнейших вопросов современной эстетической теории: кризиса искусства, хронотипологии художественно-эстетического сознания XX в., экзистенциальных основ искусства, неклассической эстетики, современной коррекции предмета эстетики и некоторые другие.


Полный текст (PDF)

 

 

История философии. № 10

Этическая мысль. Вып. 7 / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. А.А.Гусейнов. – М.: ИФ РАН, 2006. – 213 с. – ISBN 5-9540-0055-7.
В 7 выпуске «Этической мысли» представлены статьи, в которых анализируются теоретические, нормативные, историко-этические, аксиологические проблемы, а также этические проблемы, актуальные для современного общества и шире — для современной культуры в целом.

 

Полный текст (PDF)