Институт Философии
Российской Академии Наук




  Основные труды
Главная страница » » Сектор античной и средневековой философии и науки » Основные труды

Основные труды

 

 

2016


 

Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 3 / Отв. ред. М.С. Петрова. М.: Аквилон, 2016. С. 287-331. – 336 с. 

Научное периодическое издание, подготовленное сектором Античной и средневековой философии и науки совместно с Центром гендреной истории Института всеобщей истории РАН, посвящено проблемам изучения истории идей. На обшироном историческом материале авторы демонстрируют, как сосуществовали и влияли друг на друга разные традиции, как они усваивались, трансформировались и веидоизменялись. В сборник вошли ряд статей и переводов, посвященных 2400-летнему юбилею Аристотеля: перевод Vita Aristotelis Marciana, выполненный М.В. Егорочкиным, статья Н.П. Волковой "Ум и умопостигаемое как предмет науки о душе" и работа М.С. Петровой "Прояснение смысла и содержания фрагмента Об опьянении, приписываемого Аристотелю". Сборник также включает статьи из истории науки и религиозной мысли. 

  2015

 

 

 

МЕРА ВЕЩЕЙ. Человек в истории европейской мысли / Под общей редакцией Г.В. Вдовиной. — М.: Аквилон, 2015. — 944 с. (Гуманитарные науки в исследованиях и переводах, т. V).

 Коллективное историко-философское исследование, не ограничиваясь антропологическими идеями в узком смысле, реконструирует широкую картину реальности, которую мыслит, которой является и в которой живёт человек на протяжении многих столетий непрерывной европейской традиции. В книге освещаются вопросы античной этики и аксиологии; античная и средневековая теории мышления и познания; аспекты христианской теологии, значимые для средневековых концепций интеллектуальной и, шире, духовной жизни человека; проблемы языка и речи; некоторые существенные характеристики европейской культуры, определяющие мироощущение европейца. Книга содержит как авторские исследования, так и переводы классических философских текстов, выполненные специально для этого издания.

 

 

2014


 

 

Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 2 / Отв. ред. М.С. Петрова. — М.: Аквилон, 2014. – 376 с. 

Научное периодическое издание, подготовленное сектором Античной и средневековой философии и науки совместно с Центром гендреной истории Института всеобщей истории РАН, посвящено проблемам изучения истории идей. На обшироном историческом материале авторы демонстрируют, как сосуществовали и влияли друг на друга разные традиции, как они усваивались, трансформировались и веидоизменялись. В сборник вошли статьи: А.В. Серегина "Трактат Филона О нетленности мира" вместе с переводом соответствующего сочинения, Н.П. Волковой "Понятие просто материи у Плотина", С.В. Месяц "Гёте и Ньютон: спор о цвете" и В.В. Петрова "Бытие и логика в философской прозе Сигизмунда Кржижановского"

Киссель М.А. Великое восстановление веры. Британский Платон. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. 256 с. 

В книге во многом по-новому рассмотрено учение Ф. Бэкона (1561-1626). На передний план выдвинута не его методология науки, хорошо изученная в литературе, а система его философии. Автор решительно возражает против укоренившегося представления о Бэконе как «основоположнике эмпиризма» противосоявшего рационализму Декарта. Обильным цитированием собственных высказываний философа автор доказывает мысль, что Бэкон стоял на позициях рационалистического эмпиризма, или эмпирического рационализма. Среди прочих нетривиальных суждений, встречающихся в книге, стоит отметить «бэконовскую педагогику научного труда», особенно актуальную в наши дни, когда профессия ученого стала массовой. В монографии бэконовские идеи постоянно сопоставляются с проблемами и задачами науки наших дней. В приложении поднимается и обсуждается проблема перевода философских текстов в связи со спецификой английского языка XVII века. Автор заново перевел тексты Бэкона и широко использовал зарубежную комментаторскую литературу. Книга обращена к широкому кругу читателей, включая специалистов и учащуюся молодёжь.


 

2013


 

 

ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма / Под общ. ред. В. В. Петрова. — М.: Кругъ, 2013. — 880 с. (Гуманитарные науки в исследованиях и переводах [Т. III]: изд. с 2010 г.). ISBN 978–5–7396–0256–5

 

Работы сборника посвящены изучению платоновской традиции на различных этапах ее развития. В книге анализируется учение самого Платона (генология, метафизика, космология, этика), рассматриваются концепции Плутарха, Плотина, Ямвлиха, Сириана, Прокла, Макробия, Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника. В просопографических исследованиях реконструируются биографии платоников — язычника Марциана Капеллы и христианина Оригена. Предложен опыт феноменологического прочтения теорий Иоанна Скотта (Эриугены). Исследуется вопрос о знании Платона и его диалогов в России начала XX века. В книгу включены беседы с известными французскими специалистами по античной и средневековой философии. Публикуются переводы сочинений Плутарха Херонейского (О возникновении души вТимее’. Часть I), неоплатоника Порфирия (Подступы к умопостигаемому), книг 10–11 Комментария на Евангелие от Матфея’ Оригена.

  

 

 

  

 

 

Стамп Э. Аквинат / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. К.В. Карпов / Ин-т философии РАН. М.: Языки славянских культур, 2012. - 352 с. 


Элеонор Стамп - американская исследовательница философии и теологии Фомы Аквинского, автор многочисленных статей и книг, посвященных проблемам философской медиевистики и философской теологии. Монография "Аквинат", опубликованная в 2003 г., признана одной из лучших работ о философии св. Фомы, вышедших в свет в последнее десятилетие. На русский язык переводится впервые.

 


 

2012

 

Прокл Диадох. Комментарий к «Тимею». Кн. I / Пер. с греч., предисловие, реферат и вступительная статья С.В. Месяц

 

Прокл Диадох. Комментарий к «Тимею». Кн. I / Пер. с греч., предисловие и реферат С.В. Месяц. М: ГЛК, 2012. 375 с.


Издание содержит перевод Книги I Комментария к «Тимею» Прокла Диадоха Ликийского, афинского неоплатоника V в.н.э. (412–485). Книга представляет собой построчный комментарий к драматическому зачину платоновского диалога Тимей (17a–27b), включающему в себя краткий пересказ диалога Государство и историю об Атлантиде. Определяя предмет Тимея как «всеобщее учение о природе», Прокл видит в драматическом зачине диалога иносказательное повествование о причинах и устройстве физического космоса, которое предваряет научное рассмотрение природы ее образным и символическим описанием. В переводе предпринята попытка сохранить стилистические особенности греческого текста без ущерба для ясности его философского содержания и аргументации. Перевод дополнен развернутым рефератом, позволяющим читателю лучше сориентироваться в структуре этого сочинения, а также подробными примечаниями, поясняющими основные категории и доктрины философии неоплатонизма.


 

 

 

Месяц С.В. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете (часть 1). М: Кругъ, 2012. xxxii+464 с. (илл.)

 

Иоганн Вольфганг Гёте (1742‒1832), великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель, посвятил изучению цветовых явлений более 40 лет своей жизни. Центральной и самой значительной из его работ, затрагивающих проблемы цвета, является трактат «К учению о цвете» (Ζur Farbenlehre, 1810), состоящий из трех частей: «Дидактической» (1), где Гёте излагает собственные представления о цветовых явлениях; «Полемической» (2), в которой он опровергает теорию цвета Исаака Ньютона; и «Исторической» (3), в которой собраны материалы, освещающие историю науки о цвете от античности до конца XVIII в. В настоящем издании впервые публикуется полный русский перевод первой части трактата, называемой также «Наброском учения о цвете». Книга знакомит читателя с оригинальной цветовой теорией Гёте, а также с более гармоничным и целостным подходом к изучению природы, позволяющим связать науку о цвете с философией, математикой, физикой и живописью. Издание представляет интерес для историков науки, художников, психологов, философов и всех интересующихся теорией цвета и цветовосприятия.

 


 

  

Де Андиа И. Восточные и западные мистики / Перевод с французского А.В. Серёгина. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012.
 
  
В книгу известной современной исследовательницы христианской мысли Изабель де Андиа вошли ее эссе и статьи, посвященные различным аспектам христианской мистической традиции. В исследовании подробно рассматривается мистический опыт и богословская мысль восточных и западных духовных писателей (Василий Великий, Исаак Сирин, Тереза Авильская, Хуан де ла Крус, Эдит Штайн и др.), освещаются многие центральные темы христианского вероучения (Преображение, Страсти Христовы, отрицательное богословие и т.п.). Книга будет интересна как специалистам по истории религии, богословия и философии, так и всем интересующимся историей христианской культуры.
 
 
  
 
 
 
2011

Бруно, Джордано. О причине, начале и едином

 

 

Бруно, Джордано. О причине, начале и едином / Пер. с ит., вступ. статья и комм. А.А.Россиуса. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2011.


Новый русский перевод ключевого метафизического диалога Джордано Бруно (так же как и тесно связанного с ним диалога «О бесконечном, вселенной и мирах») выполнен в рамках большого международного проекта, осуществляемого Международным центром изучения Бруно (Неаполь). Перевод основан на тексте оригинала (включенного в данное издание), реконструированном выдающимся историком и текстологом Джованни Аквилеккьей, что позволило добиться беспрецедентной филологической точности перевода и передачи оттенков мысли оригинала. Обширные комментарии и вступительные статьи учитывают весь объем посвященных Бруно научных исследований, опубликованных за последние два столетия.

 

 

 

Бруно, Джордано. О бесконечном, Вселенной и мирах

 

 

 

Бруно, Джордано. О бесконечном, Вселенной и мирах / Пер. с ит. А.В.Серегина, вступ. статья и комм. А.А.Россиуса. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2011.


Новый русский перевод ключевого метафизического диалога Джордано Бруно (так же как и тесно связанного с ним диалога «О бесконечном, вселенной и мирах») выполнен в рамках большого международного проекта, осуществляемого Международным центром изучения Бруно (Неаполь). Перевод основан на тексте оригинала (включенного в данное издание), реконструированном выдающимся историком и текстологом Джованни Аквилеккьей, что позволило добиться беспрецедентной филологической точности перевода и передачи оттенков мысли оригинала. Обширные комментарии и вступительные статьи учитывают весь объем посвященных Бруно научных исследований, опубликованных за последние два столетия.

 

 

Нуччо Ордине. Граница тени. Литература, философия и живопись у Джордано Бруно

 

Нуччо Ордине. Граница тени. Литература, философия и живопись у Джордано Бруно / Пер. с итал. СПб.: Изд-во СПГУ, «Академия исследования культуры», 2008, (2-е издание — Москва, 2011). 

 

В выносимой на суд отечественного читателя книге Н.Ордине впервые предлагает целостную реконструкцию литературного и философского замысла, который Джордано Бруно воплотил в серии своих итальянских сочинений, опубликованных в промежутке между 1582 и 1585 гг., до сих пор во многом загадочных и необъясненных. Вычленяя ряд повторяющихся мотивов в произведениях на поверхностный взгляд столь несхожих, как несхожи парижская комедия "Подсвечник" и лондонский диалог "Изгнание торжествующего зверя", Н.Ордине находит ключ к пониманию их как частей продуманного плана: это неизменное соединение образов и функций философа и художника в одном лице, живопись как иллюстрация к философии и философия как комментарий к творениям живописи, всюду присутствующая метафора поиска границы тени, не только возрождающая античный миф о происхождении изобразительных искусств, но и оборачивающаяся неожиданным прочтением платоновского мифа о пещере.  

    

 

 

 

 

 


Этьен Жильсон. Дух средневековой философии : Гиффордовские лекции / Пер. с французского Г.В. Вдовиной - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. - 500 с. 

Гиффордовские лекции Этьена Жильсона, прочитанные в университете Абердина в 1931-1932 гг. и опубликованные на французском языке в 1932 г. под заглавием «Дух средневековой философии» (второе издание 1969 г.) - одна из самых известных и фундаментальных книг замечательного французского философа и медиевиста. По убеждению Жильсона, определяющей чертой средневековой философии было то, что она развивалась в рамках, заданных христианским откровением, и это обстоятельство не только не сковывало движения философской мысли, но и послужило мощным импульсом к ее расширению и углублению. Поэтому, считает Жильсон, мы можем говорить об этой философии как сущностно христианской. На русский язык книга переведена впервые.

Киссель М.А. Идеалы разума и тайна бытия

 

Киссель М.А. Идеалы разума и тайна бытия. С-Пб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011.

В центре внимания автора - специфика западноевропейской мысли Нового времени, противостояние и взаимодействие философии самосознания и философии бытия, рационалистической критики сущего и христианского традиционализма. Особый интерес вызывает "феноменология революционного сознания", то есть сопоставление абстрактных принципов Просвещения с реальностью Французской революции 1789-1794 гг. В каждом разделе книги встречаются нетривиальные идеи (например, сближение интенционального анализа Гуссерля с гегелевской диалектикой). Книга обращена к широкому кругу читателей, включая специалистов и учащуюся молодежь. 

 

 

 

 

 

 

  

 

  2010

 

Космос и душа (выпуск второй). Учения о природе и мышлении в Античности, Средние века и Новое время: исследования и переводы

 

Космос и душа (выпуск второй). Учения о природе и мышлении в Античности, Средние века и Новое время: исследования и переводы / Сборник под редакцией Серёгина А.В. М.: Прогресс-Традиция, 2010.

 

В Сборнике «Космос и душа» (Выпуск второй) рассматриваются античные, средневековые и новоевропейские учения о природе, Боге и сознании (например, платоновское учение об идеях-числах, представления Плотина об умопостигаемой материи и причине зла, трактовка естествознания в средние века, понятие бесконечности в философии Дунса Скота, семиотические аспекты схоластики XVIIв. и др.). Книга включает в себя современные исследования по истории философии и науки, а также новые, сопровождаемые комментариями переводы текстов Оригена, Плотина, Теодориха Шартрского, Роджера Бэкона, Уртадо де Мендосы.

 

 

 

 
 

2009


 

Вдовина Г.В. Язык неочевидного. Учение о знаках в схоластике XVII в. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. - 648с.

  

Учение о знаках, соответствующее позднейшей семиотике, составляет одну из новых областей схоластической философии XVII в. – почти не изученного явления в истории европейской мысли. Схоласты XVII в. исследуют понятие знака, его сущность, типологию знаков, природу и характер знаковой репрезентации, особенности функционирования знаков в различных областях познания и практической жизни. Среди наиболее оригинальных достижений семиотики этого периода – теория «морального бытия», исследование в семиотической перспективе понятия истины, концепция речевых актов, интенциональной причинности и т. д. Эта книга представляет собой попытку целостной реконструкции и анализа семиотического дискурса XVII в. Ее итогом становится тот вывод, что расхожие представления о схоластике века Декарта абсолютно не соответствуют действительности. Это зрелая и живая философия, и разработанные в ней учения о знаках убедительно подтверждают это.

 

 


 

2007


Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. / В.В. Петров. М.: Институт Философии РАН, 2007. – 200 с.

 

В книге исследуется метафизика и диалектический метод Максима Исповедника (582-662) – одного из наиболее глубоких и сложных византийских мыслителей. Реконструируется понятийная система Максима и источники его построений в предшествующей античной и христианской традиции. Рассматриваются соответствующие концепции Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла, а также учения христианских философов – Оригена, Григория Нисского и пс.-Дионисия Ареопагита. Многие тексты впервые переведены с греческого языка.  





 

2006 


 

Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П.П. Гайденко.  М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 464 с. 

 

В книге подвергнуто теоретическому анализу понятие времени: выявлены место и роль категории времени в системе таких философских понятий как тождество и различие, единство и множество, число, непрерывное и неделимое, бытие и становление, изменение, движение, эволюция. Поскольку время имеет три измерения: прошедшее, настоящее и будущее, - было рассмотрено философское значение этой троичности времени и в особенности смысл  настоящего («теперь»), имеющего парадоксальную природу. Логико-теоретический анализ времени был дополнен сравнительным историческим анализом, в результате чего было показано, что каждой крупной эпохе в развитии мысли присущи некоторые общие подходы к исследованию времени. Так, в классической античности время рассматривалось в связи с жизнью космоса (Платон, Аристотель); в эпоху эллинизма оно представлялось как форма жизни мировой души (Плотин), а у отцов Церкви – как форма жизни души индивидуальной (Августин). В Средние века на первый план выходит тема «время – вечность» (не чуждая, впрочем, и предшествующим эпохам). В новоевропейской философии и классической науке подчеркивается относительность и субъективность времени, имеющего, однако, объективную основу – длительность, еще не утратившую связь с вечностью (Декарт, Ньютон, Лейбниц). Наконец, в постметафизической философии 19-20 вв., где на первый план  вышла «философия процесса», время объявляется последней онтологической реальностью, утрачивая свою онтологическую укорененность в вечности. Параллельно в философии науки того же периода – в учениях о времени Маха и Пуанкаре – пересматриваются представления классической физики. Этот пересмотр подготовляет концепцию времени в теории относительности А. Эйнштейна.  

 

 

 

2005


Космос и душа: учения о вселенной и человеке в античности и в средние века. 2005

 

Космос и душа: учения о вселенной и человеке в античности и в средние века / Cборник под ред. П.П.Гайденко и В.В.Петрова, М.: Прогресс-Традиция, 2005. 

 

В сборнике «Космос и Душа» рассматриваются античные и средневековые учения о человеке, мире и Боге. Книгу составили исследования ведущих специалистов в области истории философии и науки. Публикуются новые переводы трактатов Аристотеля, Фемистия, Плотина, Оригена, Максима Исповедника, Фомы  Аквинского, Роберта Гроссетеста. Все они подробно откомментированы.

Для историов философии, богословия, науки, студентов гуманитарных специальностей, всех, интересующихся историей античной и средневековой культуры и мысли.

 

 

 

 

 

Серёгин А.В. Гипотеза множественности миров в трактате Оригена «О началах». М., 2005. – 200 с.

 

Ориген Александрийский (185–254 гг. н.э.) – один из наиболее значительных и спорных мыслителей в истории раннехристианской церкви. Принадлежащий его перу трактат «О началах», дошедший до нас преимущественно в латинском переводе 4 в., содержит в себе ряд метафизических и космологических гипотез неортодоксального характера. В данном исследовании подробно рассматривается одна из этих гипотез, предполагающая существование множества миров до и после нынешнего мира. Для анализа философского содержания данной гипотезы, а также решения вопроса о степени ее аутентичности, привлекаются тексты Оригена, сохранившиеся в греческом оригинале




 

2003

 

 

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 528 с. 

 

Тема научной рациональности стала одной из ключевых не только в современной философии науки, но и в философиикультуры и в социальной философии. В книге П.П. Гаиденко рассмотрен процесс рождения науки Нового времени, прослежены те факторы — религиозные, общекультурные, социальные, — которые содействовали формированию принципов научной рациональности. Автор проводит сравнительный анализ античного и новоевропейского типов рациональности, обсуждает попытки ряда мыслителей XX в. преодолеть зауженные представления о рациональности и найти выход из кризисов, порожденных индустриально-технической цивилизацией. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами философии, науки и культуры. 

 

 

 

 

2001

 

 

Прокл. Начала физики. Предисловие, перевод и комментарии С.В. Месяц. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. - 115 с.

Трактат знаменитого неоплатоника V в. н.э. Прокла Ликийского «Начала физики» долгое время не привлекал к себе должного внимания, которое он сам по себе более чем заслуживает. Не смотря на то, что трактат представляет собой краткое изложение аристотелевского учения о движении, жанр его представляется весьма необычным для античности. Никто кроме Прокла не пытался представить физическое учение перипатетиков в виде системы сопровождаемых доказательствами теорем. Единственное произведение, которым можно было бы соотнести «Начала физики», - это знаменитые «Начала» Евклида. Трактат состоит из двух частей и включает, в общей сложности, 52 теоремы. Каждая часть открывается списком утверждений, принимаемых без доказательства. Прокл собрал и упорядочил в своем трактате все, что может быть изложено с математической точностью в VI и VIII книгах аристотелевской «Физики» и I книги его трактата «О небе».

 



 

2000


Философия природы в античности и в средние века. 2000

 

Философия природы в античности и в средние века. Общ. ред. П.П. Гайденко, В.В.Петров. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 608 с. ISBN 5-89826-067-6

 

Сборник посвящен памяти Ивана Дмитриевича Рожанского (1913–1994) – выдающегося исследователя античной науки и философии. Книгу составили статьи современных ученых и переводы философских трактатов поздней античности и раннего средневековья. Целиком публикуются переводы трактатов Плутарха, Александра Афродисийского, Плотина, Прокла, Фомы Аквинского, в отрывках – трактаты Симпликия, Макробия, Беды Досточтимого, Иоанна Скотта (Эриугены), анонимных каролингских ученых. Все они подробно откомментированы.

Для историков философии, науки и всех интересующихся историей античной и средневековой культуры и мысли.

 

 

1995

 

 

Иоанн Скотт Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. / На латинском и русском языках. Вступительная статья, пер. с латинского, примечания В.В. Петрова. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995. - 352 с.

  

Книга представляет собой двуязычное издание последнего законченного произведения выдающегося богослова, философа и поэта Иоанна Скотта (Эриугены) - мыслителя IX в., работавшего при дворе короля франков Карла Лысого. Во вступительной статье дается историко-культурный очерк эпохи, подробно разбираются сочинения Эриугены, анализируются философское содержание и художественные особенности Гомилии, признаваемой самой совершенной работой Иоанна Скотта. Издание снабжено примечаниями, обширной библиографией и указателями.