Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные результаты
Главная страница » » Сектор философии исламского мира » Научные результаты

Научные результаты

Основные научные результаты, полученные сотрудниками сектора философии исламского мира      2015   2014   2013   2012   2011   2010   2009   2008

2015
 

 

            Предложено понимание субъект-предикатной склейки как ядерной формы сознания в его основных аспектах: самосознание, чувственное восприятие, дискурсивное мышление. Обоснована принципиальная возможность осмысления любой субъект-предикатной конструкции в двух логиках — субстанциально-ориентированной и процессуально-ориентированной, эксплицирована процессуальная логика смысла. Показана необходимость дополнения традиционных методов анализа до логико-смысловых, позволяющих учесть вариативность логик осмысления. На материале арабского языка и арабо-мусульманской культуры продемонстрирована эффективность анализа смысловых конструкций в процессуально-ориентированной перспективе на основе соответствующей логики (Смирнов А.В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015).

 

Концептуализированы ключевые темы суфийской философии, такие как: проблема само- и богопознания, соотношение единого божественного бытия и преходящего существования множественного мира при условии одновременной трансцендентности и имманентности Бога миру. Показана смысловая структура поэмы «Язык птиц» Фарид ад-Дина ‘Аттара, которая выстраивается автором как закономерная параллельность внешнего (поэтического) и внутреннего (философского) смысла и отражает фундаментальную, с точки зрения философского суфизма, истину мироздания — «параллельность» (зеркальность) Бога и мира, что позволяет ‘Аттару  утверждать единство бытия, при этом сохраняя разделение на два полюса: Бог и мир (Федорова Ю.Е. Маснави Фарид ад-Дина Аттара «Язык птиц» (Мантик ат-тайр): философское прочтение поэтического текста // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 4. С. 15-30.)

 

Впервые описана иранская традиция комментирования Шабистари (Лукашев А.А. История изучения поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны» // Litera. — 2015. - № 3. - С.91-113. DOI: 10.7256/2409-8698.2015.3.16478. URL: http://e-notabene.ru/fil/article_16478.html (1,05 А.Л.)), установлен комплексный характер понимания категориального отношения «истина-ложь» в суфийской мысли на материале творчества Махмуда Шабистари (Лукашев А.А. Истина–ложь как фундаментальная оппозиция системы философских взглядов Махмуда Шабистари// Ишрак: ежегодник исламской философии. №6. М., 2015. С.325–346).

 

Приведены новые доказательства в пользу тезиса о продолжении Абу Хамидом ал-Газали (1058–1111) рационалистической линии в исламской теологии (калам) (Насыров И.Р. К вопросу о критике философии ’Абу Хамидом ал-Газали. Философский журнал. 2015 Т. 8. № 3. С. 60–77).

 

Проанализирован оригинальный подход к экзегетике библейского текста, сочетающий принципы современной научной текстологии Библии с традиционными правилами еврейской герменевтики и разработанный в начале ХХ в. немецко-еврейским философом Оскаром Гольдбергом, который исходил из традиционного представления о том, что вся Тора представляет собой манифестацию одного божественного Имени и его модификаций. (Бурмистров К.Ю. Оскар Гольдберг и «числовая система» Пятикнижия // Число счет нумерология в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Ин-т славяноведения РАН, Центр «Сэфер», 2015. С. 32–41).

 

Освоение и введение в оборот фундаментальных первоисточников арабо-мусульманской и еврейской мысли идет в мировой науке опережающими темпами, и в ближайшее время такое состояние сохранится. Что касается выявления собственных теоретических моделей и категориального аппарата, развитого арабо-мусульманскими теоретиками, то решение этой первоочередной задачи пока не развернуто достаточно широко в мировой науке, что дает определенный приоритет работам отечественных ученых.

Публикации сотрудников сектора философии исламского мира за 2015 г.

 

в рамках плановой темы "Арабо-мусульманская и еврейская философия: фундаментальные источники, проблемные концептуализации и российский контекст"

 

  • Монографии и коллективные труды

 Смирнов А.В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. 712 c. (49,65 а.л.)

 Классические тексты и переводы

 [Насыров И.Р.] Ибн Араби. Избранные произведения. Том 1 / Пер. с арабского и комментарии И.Р.Насырова / Отв. ред. А.В.Смирнов. 2-е изд. М.: Языки славянских культур: ООО «Садра», 2015. 216 с. (13,5 а.л.).

 [Смирнов А.В.] Ибн Араби. Избранное. Т. 2 / Перевод с арабского, вводная статья и комментарии А. В. Смирнова. 2-е изд. М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2015. 400 с. (21,9 а.л.)

  •  Статьи 

  1. Бурмистров К.Ю. Оскар Гольдберг и «числовая система» Пятикнижия // Число счет нумерология в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Ин-т славяноведения РАН, Центр «Сэфер», 2015. С. 32–41 (0,7 а.л.).

  2. Лукашев А.А. История изучения поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны» // Litera. — 2015. - № 3. - С.91-113. DOI: 10.7256/2409-8698.2015.3.16478. URL: http://e-notabene.ru/fil/article_16478.html (1,05 а.л.) (РИНЦ).

  3. Лукашев А.А. Истина–ложь как фундаментальная оппозиция системы философских взглядов Махмуда Шабистари// Ишрак: ежегодник исламской философии. №6. М.,2015. С.325–346. (1,48 а.л.).

  4. Насыров И.Р. К вопросу о критике философии ’Абу Хамидом ал-Газали. Философский журнал. 2015 Т. 8. № 3. С. 60–77. (1,51 а.л.) (ВАК, РИНЦ)

  5. [Насыров И. (Nasyrov I.)]. On Criticism of Reason in Philosophy of al-Ghazali // Philosophy and Science in Cultures of East and West / Edited by Marietta Stepanyants. – (Cultural Heritage and Contemporary Change. Series IVA, Eastern and Central European Philosophical Studies, Volume 50). Washington, D. C., 2014. P. 297–306. (0,53 а.л.).

  6. Smirnov A. El cuidado de la vida en el pensamiento Islámico medieval: un enfoque lógico y de sentido // El cuidado de la vida: Del Medioevo al Reniciamiento. 1 ed. Buenos Aires, 2014. P. 263—280 (1,19 а.л.) (не вошло в отчет 2014 г.).

  7. Smirnov A. Care for life in medieval Islamic thought: a logic-and-meaning approach // Ishraq : Islamic Philosophy Yearbook : 2015. No. 6. Moscow, 2015. P. 236—250. (1,19 а.л.)

  8. Smirnov A. Towards an Understanding of Islamic Ornament: Approaching Islamic Ornament through Ibn ʿArabī’s Fuṣūṣ al-Ḥikam’s Notions of the Ẓāhir-Bāṭin Interplay and the Ṣūfī Ḥayra // Confluence: Online Journal of World Philosophies. Vol. 3. 2015. Pp. 60—84 http://www.verlag-alber.de/e-journals/confluence/ (1,39 а.л.)

  9. Федорова Ю.Е. Маснави Фарид ад-Дина Аттара «Язык птиц» (Мантик ат-тайр): философское прочтение поэтического текста // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 4. С. 15-30. (1,3 а.л.), РИНЦ, ВАК

  10. Федорова Ю.Е. Ибн Сина и Фарид ад-Дин ‘Аттар: две версии легенды о странствии души-птицы к Богу // Litera. — 2015. - № 3. - С.62-90. DOI: 10.7256/2409-8698.2015.3.17097. URL: http://e-notabene.ru/fil/article_17097.html, РИНЦ (1 а.л.)

  • публикации аспирантов 

  1. Корнеева Т.Г. Насир Хусрав: биография и творчество философа-исмаилита // Философия и культура. — 2015. - № 6. - С.830-842. (1,2 а.л.)

  2. Корнеева Т.Г. Обоснование концепции имамата в философии Насира Хусрава // Политика и Общество. — 2015. - № 7. - С.930-937. (0.6 а.л.)

  3. Корнеева Т.Г. Проблема перевода персоязычных текстов арабо-мусульманской философии // Философия и культура. – 2015. - №8. – С. 1175-1181. (0,56 а.л.)

 

Внеплановые публикации сотрудников сектора философии исламского мира за 2015 год, выполненные по теме гранта «Единство и множественность, часть и целое:

стратегии организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре», РГНФ 13-03-00414 

  1. Федорова Ю.Е. Модель "явное - скрытое" в поэтико-философском контексте: Си мург и Симург как соотношение "сложное единство - простое единство" // Рассыпанное и собранное: стратегии организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре / Отв. ред. А.В.Смирнов. М.: ООО «Садра», Языки славянской культуры, 2015. С. 139—164.
  2. Лукашев А.А. Понятия единого и множественного в поэме Махмуда Шабистари "Цветник тайны" // Рассыпанное и собранное: стратегии организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре / Отв. ред. А.В.Смирнов. М.: ООО «Садра», Языки славянской культуры, 2015. С.79—102.
  3. Смирнов А.В. Логика субстанции и логика процесса: тавхид и проблема божественных атрибутов // Рассыпанное и собранное: стратегии организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре / Отв. ред. А.В.Смирнов. М.: ООО «Садра», Языки славянской культуры, 2015. С. 15—52.
  4. Насыров И.Р. «Очищение—уподобление» (танзих-ташбих) как парадигма организации культурного пространства исламского мира (на примере Корана и сунны) // Рассыпанное и собранное: стратегии организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре / Отв. ред. А.В.Смирнов. М.: ООО «Садра», Языки славянской культуры, 2015. С. 195—213.

 

 
2014

Эксплицирована логика процесса в сопоставлении с субстанциально-ориентированным вариантом логики и с погружением в тексты (Смирнов А.В. (пер. и исслед). — Ибн Араби. Избранное. Т. 2 / М.: Языки славянской культуры, 2014).

 

Выявлены основные факторы, в том числе инокультурные (еврейский мистицизм, христианская каббала и пр.), определившие формирование мировоззренческих концепций в европейской религиозно-мистической мысли 18-20 вв.  (Burmistrov K. Topography of Russian Esotericism: from Moscow to Harbin and Asunción // Jean-Pierre Brach, Aurélie Choné, Christine Maillard (dir.), Capitales de l'ésotérisme européen et dialogue des cultures / Capitals of European Esotericism and Transcultural Dialogue, Paris, Orizons (série "Des textes et des lieux"), 41-49).

 

Разработана концепция парадигмы организации культурного пространства исламского мира на основе исследований, результаты которых нашли отражение в статьях «Проблема априорного ожидания в историко-философских исследованиях другой культуры» // История философии: вызовы XXI века. М.: 2014. С. 250-257 и «Взгляды Ибн ‘Ата’ ’Аллаха ал-Искандари в контексте учения Ибн ‘Араби // М.: Ишрак. № 5, 2014. С. 352-382. Подготовлен комментированный первой главы поэмы “Язык птиц” (Мантик ат-тайр) Фарид ад-Дина ‘Аттара Нишапури (XII-XIII вв.) с применением метода логико-смыслового анализа инокультурного текста (Приветствия птиц. Первая глава маснави “Мантик ат-тайр” Фарид ад-Дина ‘Аттара (XII-XIII вв.). Вводная статья, перевод и комментарий Федоровой Ю.Е. // Ирано-славика. № 1-2 (25). М., 2014. С. 24-27).  

 

На материале ранее не переводившегося на европейские языки сочинения иранского философа ХХ в. Али Шариати «Революционное самосовершенствование» проведен анализ особеностей языка современного философского дискурса в Иране. (Лукашев А.А. Философский текст на фарси: опыт перевода отрывка из Али Шариати// Ишрак. Ежегодник исламской философии № 5. С. 449-466).

 

 

 

 

Публикации сотрудников сектора философии исламского мира за 2014 г.

в рамках плановой темы "Арабо-мусульманская и еврейская философия: фундаментальные источники, проблемные концептуализации и российский контекст"

  • Ишрак : ежегодник исламской философии : 2014. № 5 = Ishraq : Islamic Philosophy Yearbook : 2014. No. 5. М. : Вост. лит., 2014. 485 с. (25,7 а.л.)
  • Ибн Араби. Избранное. Т. 2 / Пер. с арабского, вводная статья и комментарии А. В. Смирнова. М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014. 400 с. (Философская мысль исламского мира: Переводы. Т. 2.) (21,9 а.л.).
  • Burmistrov K. Topography of Russian Esotericism: from Moscow to Harbin and Asunción // Jean-Pierre Brach, Aurélie Choné, Christine Maillard, dir. Capitales de l'ésotérisme européen et dialogue des cultures / Capitals of European Esotericism and Transcultural Dialogue. Paris, Orizons (série "Des textes et des lieux"), 2014. P. 41–49.
  • Лукашев А.А. Философский текст на фарси: опыт перевода отрывка из работы Али Шариати «Революционное самосовершенствование» // Ишрак. Ежегодник исламской философии. М.: 2014. С. 449–466.
  • Насыров И.Р. Проблема априорного ожидания в историко-философских исследованиях другой культуры // История философии: вызовы XXI века. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 250–257.
  • Насыров И.Р. Взгляды Ибн ‘Ата’ ’Аллаха ал-Искандари в контексте учения Ибн ‘Араби // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №5. М.: Издательская фирма "Восточная литература РАН", 2014. С. 352–382.
  • Смирнов А.В. Обманчивая похожесть заимствований: история идей и смысловая логика // История философии: вызовы XXI века / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 246–250.
  • Смирнов А.В. Философия и вызовы XXI века // История философии: вызовы XXI века / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 295–302.
  • Smirnov A. V. Happiness as self-realization: two Islamic approaches // Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series ‘Philosophy’ (Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. 2014, № 1). 2014. № 1. P. 94–100.
  • Смирнов А.В. О методологии изучения незападных культур // Наука и социальная картина мира. К 80-летию акад. В.С. Стёпина / Ред. В.И. Аршинов, И.Т. Касавин. М., 2014. С. 712–720.
  • Smirnov A. V. Ibn Khaldūn and His ‘New Science’ // Ишрак: ежегодник исламской философии : 2014. № 5 = Ishraq : Islamic Philosophy Yearbook : 2014. No. 5. М., 2014. P. 217–237.
  • Смирнов А.В. Сознание как смыслополагание // Философский журнал. 2014. № 1(12). С. 35–57.
  • Федорова Ю.Е. Специфика философского анализа поэтического текста: на материале поэмы Фарид ад-Дина Аттара “Язык птиц” (XII в.). IV научная конференция «Письменные памятники Востока: проблемы перевода и интерпретации». Тезисы доклада опубликованы на сайте ФГБУН «Институт востоковедения РАН». URL: http://www.ivran.ru/attachments/044_%D0%A2%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%8B_%D0%9F%D0%90%D0%9C_2014.doc

 

Внеплановые публикации сотрудников сектора философии исламского мира за 2014 год, выполненные при поддержке грантов

  •  Терроризм как религиозно-политическое явление в исламском мире. Сборник статей участников межвузовской конференции «Восток-Запад: приоритеты эпох» / науч.ред., сост. Куделин А.А., Лукашев А.А. СПб.: Культ-информ-прес, 2014. 174 с. (5,4 а.л.).

  • Лукашев А.А. Категория Истины в поэме Махмуда Шабистари «Цветник тайны»// Восточные общества: традиции и современность. Материалы II Съезда востоковедов стран СНГ. Баку, 11–14 ноября 2013 г. М.-Баку: 2014. С. 535–541.

  • Лукашев А.А. Вместо предисловия. Проблема исламского терроризма. Краткий обзор // Терроризм как религиозно-политическое явление в исламском мире. Сборник статей участников межвузовской научной конференции. Москва, РУДН, 15 мая 2014 г. СПб.: Культ-информ-пресс, 2014. С.4–20.

  • Федорова Ю.Е. Приветствия птиц. Первая глава маснави “Мантик ат-тайр” Фарид ад-Дина ‘Аттара (XII-XIII вв.). Вводная статья, перевод и комментарий Федоровой Ю.Е. // Ирано-славика. № 1-2 (25). М., 2014. С. 24-27 (при поддержке Совета по грантам Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук. Проект МК-5558.2012.6 «Ресурс религиозной толерантности  в средневековом персидском суфизме и возможности его применения в условиях современной России»)

  • Федорова Ю.Е. Ислам в восприятии современного европейского сообщества:  стереотипы и реальность // NB: Философские исследования. 2014. № 7. С.99–125. DOI: 10.7256/2306–0174.2014.7.13036. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_13036.html (при поддержке Совета по грантам Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук. Контракт № МК-3478.2014.6. «Постхристианский мир и ислам: динамика культурных и цивилизационных различий»).

  • Федорова Ю.Е. Исламская культура и современное европейское общество: преодолим ли конфликт ценностных систем? // Культура в глобализирующемся мире: вызовы и перспективы. Материалы междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием. М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. С. 98–100.

 

2013

Создан концептуально новый учебник арабо-мусульманской философии. Философия показана как органичная часть арабо-мусульманской культуры, обусловленная характерным для нее стилем мышления и не редуцируемая к греческому влиянию. Обоснованы критерии деления на классический (VIII-XIV вв.), постклассический (XIV-XVIII вв.) и современный (XIX-XXI вв.) этапы, показана системообразующая проблематика каждого из них. Учебник не имеет аналогов в отечественной и зарубежной литературе с точки зрения полноты и концептуального единства (История арабо-мусульманской философии: Учебник / Под ред. А.В. Смирнова). Каждому разделу учебника поставлены в соответствие тексты (История арабо-мусульманской философии: Антология / Под ред. А.В. Смирнова).

 

Дана целостная экспозиция философской системы Ибн Араби, учитывающая новейшие исследования его текстов, показаны содержание и значение категории «Третья вещь», являющейся новацией Ибн Араби, опубликованы переводы ряда его важнейших произведений (Ибн Араби. Избранное. Т. 1 / Пер. с араб., вводная статья и коммент. И.Р. Насырова, отв. ред. А.В.Смирнов).

 

На основе комментированного перевода отдельных фрагментов поэмы “Язык птиц” Фарид ад-Дина ‘Аттара (XII-XIII вв.) впервые в отечественной историко-философской иранистике осуществлен философский анализ первой главы. На основе метода логико-смыслового анализа содержание текста эксплицировано в соответствии с принципом выстраивания его смысла по модели «явное-скрытое» (захир-батин). Исследованы основные поэтические конструкты поэмы, выявлены соответствующие им философские понятия (Федорова Ю.Е. «Птицы Взыскующие Истины»: анализ первой главы поэмы “Язык птиц” Фарид ад-Дина ‘Аттара (XII в.) // История философии. 2013. № 18. М.: Институт философии РАН. С. 227–247) и проанализировано одно из важнейших понятий суфийской философии понятие пути к Богу (Федорова Ю.Е. Понятие истинного пути в философской поэме “Язык птиц” Фарид ад-Дина ‘Аттара // Филология: научные исследования. 2013. №2. М.: Nota Bene. С. 102–108).

 

Проанализирована проблема соотношения части и целого в философии Махмуда Шабистари (Лукашев А.А. Соотношение часть-целое в поэме Махмуда Шабистари «Цветник тайны»// История философии №18. М.:2013. С.211-226).

 

Выделены основные принципы, характерные черты и этапы формирования еврейской философской мысли и еврейского мистицизма на протяжении всего периода их развития, показаны причины их трансформации в разные исторические периоды. На основе историко-философского и сравнительно-исторического анализа прояснено влияние ряда концепций еврейского мистицизма на мировоззрение европейских мыслителей XVI-XIX вв. (Бурмистров К.Ю. Еврейская философия и каббала. История, проблемы, влияния. М.: ИФ РАН, 2013. 266 с., 16 с. ил.). 

2012

 Впервые выделены и описаны основные темы арабского философского дискурса второй половины XX-начала XXI вв.: возрождение арабской культуры, отношение к западной мысли, подражание ей и отстаивание самобытности, оценка роли ислама в современном мире, понимание сущности таких течений, как исламизм и фундаментализм, а также видение будущности арабской культуры (Фролова Е.А. Дискурс современной арабской философии. Часть 1 / Отв. ред. А.В. Смирнов. М.: Языки славянских культур, 2012. 72 с. (Сер. «Философская мысль исламского мира»).

 

Дано понимание логико-смыслового подхода к исследованию культуры как пути, избегающего крайностей традиционного универсализма, придающего частному культурному опыту общечеловеческий характер, с одной стороны, и цивилизационного подхода, замыкающего культуру в жестких рамках ее отличительных черт, с другой. Логико-смысловой подход позволяет понять культуру как способ смыслополагания, а учет плюральности этих способов — интерпретировать универсализм как все-человеческое, а не обще-человеческое (Смирнов А.В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. М., 2012. С. 21–34).

 

Выделены основные принципы и этапы формирования современной еврейской философской мысли (18-21 вв.) и составлено энциклопедическое описание взглядов всех основных течений и представителей (Бурмистров К.Ю. Современная еврейская философия, раздел статьи «Еврейская философия» для электронной версии Новой еврейской энциклопедии на сайте ИФ РАН http://iph.ras.ru/elib/3672.html#13)

 

Выявлено расхождение социально-политических воззрений Ибн Халдуна и Аристотеля: для Аристотеля цель государства — утверждение справедливости и добродетели в жизни членов полиса (государства), тогда как для Ибн Халдуна государство служит средством установления господства сильнейшего с опорой на насилие // Ilshat Nasyrov. Views of Ibn Khaldun and Aristotle on State // Religious and Philosophical Texts: Re-reading, Understanding and Comprehending them in the 21st Century" (Dînî ve Felsefî metinler. Yirmibirinci Yüzyilda Yeniden Okuma, Anlama ve Algilama). Istanbul: 2012. Vol. 1. P. 67-75).

 

Проведено компаративное исследование фундаментальной проблемы исламской философии – соотношения категорий Единого и множественного. На материале работ Ибн Араби и Махмуда Шабистари удалось выявить существенные различия не только в выстраивании данными авторами категориальных отношений (Ибн Араби пишет о взаимном соответствии противопоставленных категорий без их слияния или отождествления, Шабистари же вовсе отвергает множественность как нечто, существующее вне человеческого сознания), но и в их представлениях о мироустройстве. Результаты исследования могут в перспективе создать условия для определения персоязычной философии как независимого явления в исламской мысли. (Лукашев А.А. Ибн Араби и Махмуд Шабистари: два подхода к решению проблемы соотношения единого и множественного // Ишрак: ежегодник исламской философии. № 3. М., 2012. С. 252–263.)

 

Выявлен и рассмотрен ресурс религиозной толерантности в средневековом персидском суфизме, опиравшийся, с одной стороны, на представления о структуре бытия, где каждая вещь была проявлением Единого Бога (в силу этого обстоятельства, поклонение идолам не препятствовало исповеданию единобожия), а с другой – на утверждение исключительной важности философских взглядов человека в вопросе о религиозной демаркации и, как результат – отказ от внешних признаков религиозной принадлежности как показателя религиозного статуса (Лукашев А.А. Ресурс религиозной толерантности в средневековом персидском суфизме (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // Восток и Запад: приоритеты эпох. Сборник статей участников ежегодной научной конференции. М.: 2012.  С. 347–353.)

 

Впервые предпринята попытка определения границ применимости отношения «явное-скрытое» как принципа построения категориальных отношений в персоязычной философской мысли (Лукашев А.А. Об ограниченной применимости принципа «явное-скрытое» в средневековой суфийской философской поэзии (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // VII  Международная конференция «Исторические источники Евразийских и Североафриканских цивилизаций: компьютерные подходы». Тезисы докладов. М., 2012. С. 70–71.)

 

Проанализированы структурные особенности философской поэмы "Язык птиц" (Мантик ат-тайр) Фарид ад-Дина Аттара, в которой он представил процессуальное понимание истины в контексте изложения суфийской концепции богопознания. Выявлено, что процессуальность является сущностной характеристикой истины, которая выявляется через соотношение понятий «явное» и «скрытое». В то же время процессуальность является и способом достижения истины, который в философии суфизма связан с понятием «путь [к Богу]» (тарик). Вся поэма «Язык птиц» выстраивается Аттаром таким образом, чтобы раскрыть содержание понятия "истина" (Федорова Ю.Е. Путь к Истине: структура философской поэмы “Язык птиц” Фарид ад-Дина ‘Аттара (XII в.) // «Философия и культура» №9 (57). М.: Nota Bene, 2012. С. 83-93.

2011

Выявлены логико-смысловые основания классической арабоязычной философии, позволяющие понять ее как не-западную (Смирнов А.В. «Возможна ли не-западная философия?»).

Продолжено исследование логико-смысловой архитектоники арабо-мусульманской культуры. Понимание логики отношения между «явным» (захир) и «скрытым» (батин) позволило уточнить соотношение между категориями «знание» и «вера» в исламской культуре (Смирнов А.В. «Cultural Diversity as Logic-and-Meaning Otherness: the Case of Knowledge and Faith») и показать общность смыслополагания в вербальной и невербальной сферах (Смирнов А.В. «Суфийский принцип “растерянности” и исламское искусство» — на перс. яз.). На этой же основе уточнены концептуальные основания исламского мистицизма (суфизма).

Исследование отношения между категориями «явное» и «скрытое» в работах Ибн Араби и Абу Талиба ал Макки выявило характерный для исламской культуры способ решения проблемы единства и противоположности физического и метафизического (работы И.Р.Насырова «The Problem of Faith and Knowledge in Qut al-qulub (The Food of Hearts)» и «Ибн ‘Араби. “О знании числа [божественных] тайн”… Пер. и исследование»).

Установлено, что тезис об отсутствии инаковости Бога и мира М.Шабистари трактует через идею о полном проявлении Первоначала в каждой отдельной вещи множественного мира (Лукашев А.А. Первые главы философской поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны»).


Опубликован первый перевод на русский язык части текста главного произведения основателя школы ишракизма ас-Сухраварди, исследованы его взгляды (Смирнов А.В. «Пер. с араб. и коммент.: Шихаб ад Дин Йахйа ас Сухраварди. Мудрость озарения (отрывок)»; «Светоносный мир: логико-смысловой анализ оснований философии ас Сухраварди»).

Изучена предложенная М.А.аль-Джабири, одним из наиболее известных современных арабских философов (Марокко), концепция преобразования общественного сознания как важнейшего условия нового возрождения арабского мира (Фролова Е.А. «Концепция эпистемологического разрыва у аль-Джабири»).

Выделены основные принципы и этапы формирования еврейской философской мысли и еврейского мистицизма и составлено энциклопедическое описание взглядов всех основных течений и представителей (Бурмистров К.Ю. «Еврейская философия», «Еврейский мистицизм. Каббала»).

2010

Разработана методология логико-смыслового анализа культуры, понимаемой как способ смыслополагания. Предложенный подход предполагает исследование культуры как архитектоники сознания. Показана возможность двух архитектоник, субстанциальной и процессуальной, организующих магистральное русло смыслополагания. Теоретические положения применены к анализу различных сегментов арабо-мусульманской культуры, демонстрирующей процессуальное смыслополагание. (Смирнов А.В. Смыслополагание и инаковость культур // Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. М.: Языки славянских культур, 2010, стр.15-123)

 

Впервые в отечественной науке реконструирована целостная история арабской философии, начиная с ее возникновения и кончая XXI веком, описаны и проанализированы основные направления, фигуры и проблематика, показаны экспликации философии в смежных направлениях культуры (науке и литературе). В научный оборот введен обширный оригинальный материал, касающийся становления и развития новой философии в арабских странах (конец XIX – начало XXI вв.) (Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. М.: Языки славянских культур, 2010).

 

Выявлены перспективы диалога западной и исламской культур в условиях глобализации. Показано, что исследование фундаментальных понятий исламской культуры сегодня должно быть осуществлено на основе анализа онтологических и гносеологических взглядов представителей ведущих религиозно-философских направлений ислама классического периода (Насыров И.Р. Исламская концепция справедливости в контексте глобализирующегося мира // Феномен глобализации в контексте диалога культур / Ответ. редакторы И. К. Лисеев, Р. С. Сейфуллаев, Гезалов А. А.-оглы. – М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2010, сс. 145 – 156).  На основании перевода оригинальных текстов дано философское осмысление проблемы религиозной терпимости в ее связи с учением о бытии в поэтических сочинениях средневековых суфийских философов (Лукашев А.А. Проблема Иноверия и онтологические интуиции средневекового персидского суфизма // Ишрак: ежегодник исламской философии. № 1. М.: Языки славянских культур, 2010. с. 451 – 471).

 

Выявлены основные концепции еврейской каббалы, воспринятые русскими мыслителями конца 18 – начала 19 в. (Н.И. Новиков, И.Г. Шварц, И.В. Лопухин, И.П. Елагин и др.), особенности их трансформации в сочинениях русских авторов, установлены основные модели интерпретации этих каббалистических   идей в религиозной философии и эзотеических школах в России конца XIX - первой трети XX в. (Бурмистров К.Ю. Kabbalah and Secret Societies in Russia (Eighteenth to Twentieth centuries) // Boaz Huss, Marco Pasi & Kocku von Stuckrad, eds. Kabbalah and Modernity. Interpretations, Transformations, Adaptations. Leiden: Brill 2010. P. 79-106).

 

2009

Выдвинуто и обосновано положение о субстанциальной и процессуальной архитектонике, характерной (соответственно) для западной и арабо-мусульманской культур. Дана общая постановка вопроса и проанализированы отдельные сегменты культур: язык; религиозная доктрина; право; философия; изобразительное искусство (Смирнов А.В. Как различаются культуры? // Философский журнал. № 1(2), 2009. М., 2009, С. 61-72; Смирнов А.В. О подходе к сравнительному изучению культур. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009).

 

Выявлены источники возникновения в рамках ислама самобытной мистической традиции (суфизма) и причины ее дальнейшей эволюции в сторону философского суфизма. Развитие суфизма показано как последовательная смена способов решения ключевых задач, составляющих единое проблемное поле для каждого нового поколения суфиев (Насыров И.Р. Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция. М.: Языки славянской культуры, 2009.)

 

Реконструированы учения персидского философа Махмуда Шабистари (XIV в.) о познании и бытии. Изучены отношения между онтологическими категориями в системе его философских взглядов, впервые дано непротиворечивое объяснение его трактовке проблемы религиозной инаковости. (Лукашев А.А. Соотношение существования и несуществования в философской поэме-трактате Махмуда Шабистари «Гулшан-и раз» («Цветник тайны») // История философии. №14. М, 2009. С. 64 – 84; он же.Онтологические основания соотношения веры и неверия в персидской суфийской поэзии (по произведениям Шабистари, Баба Кухи Ширази) // Известия академии наук республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение. № 1. Душанбе, 2009. С. 16 – 25.)

 

Выявлены основные положения каббалистической алхимии, показаны причины ограниченного распространения каббалистико-алхимических идей в еврейской мысли и их активного восприятия в европейской («христианской») алхимии (Бурмистров К.Ю. «Ибо Он как огонь плавильщика»: каббала и алхимия. М.: ИФ РАН, 2009.). Выявлены универсалистские тенденции в каббале, которые могли способствовать восприятию отдельных ее концепций европейскими мыслителями конца 17–18 вв. (Бурмистров К.Ю. The Christian Kabbalah and Jewish Universalism // От Библии до постмодерна. Статьи по истории еврейской культуры. М., 2009. С. 150-176.). Рассмотрены попытки адаптации учения о самосокращении Божества, предшествовавшем творению (ивр. цимцум), некоторыми христианскими богословами и философами (Кнорр фон Розенрот, Ф.М. ван Гельмонт, Ф.К. Этингер, Ф.В.Й. Шеллинг, Ф.Й. Молитор) в направлении решения ряда важнейших проблем, связанных с возможностью сотворения несовершенного и ограниченного мира абсолютным, совершенным и вездесущим Творцом (Бурмистров К.Ю. «Он сжал Себя в Самом Себе»: Каббалистическое учение о «самоудалении» Бога (цимцум) и его интерпретации в европейской культуре // История философии. № 14. М.: ИФ РАН, 2009. С. 3-44.)

 

Исследованы инновации в области религиозного образования российских мусульман, предложенные российским мусульманским реформатором Ризаитдином Фахретдином (1859-1936) (Насыров И.Р. Уроки толерантности // Просветительские традиции ислама в Урало-Поволжье: 1-е Фахретдиновские чтения. Сб. мат. Всеросс. науч.-прак. конф. / Под ред. Асадуллина Р.М. Н.Новгород, 2009. С. 102 – 103).

 

2008

Продолжено исследование логико-смысловой архитектоники арабо-мусульманской философской мысли как на уровне понятия, так и на уровне целостного учения. Вскрыта логика построения категории «вера» как процессуального единства «знания» и «действия», показан логический контраст с выстраиванием соотношений между «знанием» и «верой» в западной мысли. Обосновано понимание логически-контрастирующих традиций мысли как взаимно-инаковых при невозможности описать их взаимоотношение как соотношение общего и специфического (А.В.Смирнов. Специфика или инаковость? Проблема соотношения знания и веры и логико-смысловая архитектоника культуры // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М.: Вост. лит., 2008, стр. 139-154). Показано, что в основе категориальной системы Ибн Халдуна лежит принцип выстраивания оппозиций в соответствии с логикой взаимного обусловливания и их процессуального объединения, что определяет основные положения учения (А.В.Смирнов. Ибн Халдун и его «новая наука» // Историко-философский ежегодник 2007. М.: Наука, 2008, стр.159-186). Применительно к сфере невербального этот подход реализован в А.В.Смирнов. La Ḥayra [perplessità] Ṣūfī e l’Arte islamica: La contemplazione della decorazione attraverso i Fuṣūṣ al-Ḥikam // Atrium: Centro Studi Metafisici e Tradizionali. Lavarone: Anno X (2008), № 2, pp. 110-123, где продемонстрировано архитектоническое единство исламского орнамента и суфийского гносеологического принципа хайра «растерянность» как процесса перехода между «явным» и «скрытым» как взаимно-обусловленными противоположностями.

 

Доказано, что абсолютная веротерпимость в философском суфизме обоснована архитектоникой ежемгновенного процессуального перехода между Богом и миром как скрытой и явной сторонами миропорядка (А.В.Смирнов. II concetto di ‘essere’ nel sufismo: quanto puo essere illimitata la tolleranza universale? II problema del fondamento onto-logico della tolleranza religiosa // Atrium. Centro Studi Metafisici e Tradizionali. Rivista Trimestrale. Lavarone, Anno IX (2007), Numero 4, pp.101-134 (на итал. яз.)

 

Показано, что учение видного суфийского мыслителя Абу Талиба ал-Макки (ум. 996 г.) о бытии основано на положении, что множественный мир есть условие реализации полноты абсолютного бытия как единого и единственного. В учении о познании эзотерическое («сокрытое») знание и экзотерическое («явное») знание представляют два вида знания, которые не могут обходится друг без друга. Впоследствии эти идеи были развиты крупнейшим мусульманским мыслителем Абу Хамидом ал-Газали (ум. 1111 г.). (И.Р.Насыров. Проблема веры и знания в суфийском трактате Абу Талиба аль-Макки «Кут аль-кулуб» («Пища сердец»)  // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М.: Вост. лит., 2008, стр. 180-186).

 

Обоснован подход к пониманию сравнительной философии как самостоятельной философской дисциплины, выявляющей архитектонику логически контрастирующих культур (А.В.Смирнов. Сравнительная философия как философская дисциплина // Актуальные проблемы развития мировой философии. Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2008, с. 37-43), показаны истоки проработки такого подхода в отечественной мысли (А.В.Смирнов. Глобализация и национальная культура. Чему нас может научить Н.Я. Данилевский сегодня? //  Научный вестник Сучжоуского Университета. Серия «Философские и общественные науки». 2007, №5, с. 1-4 (на кит. яз.).)

 

Вскрыты некоторые особенности аверроистской гносеологии, касающиеся соотношения материального, активного и спекулятивного интеллектов человеческой души, выдвинута идея об имманентно-трансцендентом характере активного интеллекта. Показана роль Аверроэса в утверждении статуса  философии при решении им проблемы соотношения веры и знания, светского и духовного (Н.В.Ефремова. Ибн Рушд. БРЭ. М., 2008. Т.10; Н.В.Ефремова. О единстве философии и религии согласно Ибн-Рушду // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М.: Вост. лит., 2008, стр. 172-179).

 

Раскрыты религиозно-философские взгляды Зайн Аллаха Расулева (1833-1917), представителя российской мусульманской интеллигенции XIX – начала XX вв. Показано, что они выражали идеологию практического суфизма, в котором мистическое учение сочетается с нормативным исламом. Расулев стоял на позициях умеренного консерватизма, но благосклонно относился к некоторым инициативам мусульманских реформаторов в области религиозного образования (И.Р.Насыров. Духовное наследие башкирского религиозного мыслителя и суфийского шейха Зайн Аллаха ар-Расули (Расулева) в диалоге прошлого и настоящего // Материалы международного научно-практической конференции«Зайнулла Расулев – выдающийся башкирский мыслитель-философ, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира» 5-7 июня 2008 года. Уфа, БГУ).      

 

Проанализированы подходы современных арабских философов к вопросу о соотношении веры и разума (Е.А.Фролова. Концепция веры и разума в современной арабской философии // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М.: Вост. лит., 2008, стр. 187-195).

 

Выявлены универсалистские тенденции в каббале, которые способствовали восприятию отдельных ее концепций европейскими авторами конца 17 – 18 вв., а также обусловили интерес к ним и породили специфические их интерпретации в культуре русского символизма начала 20 в. (К.Ю.Бурмистров. Каббала и русский символизм: к постановке проблемы // Спивак М.Л. (ред.). Андрей Белый в меняющемся мире. М.: Наука, 2008. С. 237-252).

 

Подбор, перевод и анализ доктринальных и философских текстов позволил продемонстрировать две линии, собственную и заимствованную (аристотелевско-неоплатоническую), в трактовке проблематике блага и зла (А.В.Смирнов. «Благо» и «зло» в исламской традиции и философии (к постановке вопроса). Избранные тексты // Этическая мысль. Выпуск 8 / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2008, стр. 154-193). Перевод фрагментов ал‑Мукаддимы Ибн Халдуна показал эффективность передачи философской терминологии на основе принципа тезауруса (логики внутренних связей между терминами), а не принципа «телефонной книги» (поиск иноязычных эквивалентов для каждого отдельного термина) (Ибн Халдун. Введение (ал‑Мукаддима) / составл., пер. с араб. и примеч. А.В. Смирнова // Историко-философский ежегодник 2007. М.: Наука, 2008, стр. 187-217).