Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел историко-философских исследований
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2008 » Отдел историко-философских исследований

Отдел историко-философских исследований

 

Научный отчет за 2008 год

 

Сектор истории западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук Н.В. Мотрошилова

 

Энциклопедический словарь «Античная философия» (Отв. ред. М.А.Солопова) посвящен классической философской традиции Греции и Рима. Главный замысел словаря – отразить в компактной форме все аспекты исторического бытия античной философии с 6 в. до н.э. по 6 в. н.э. и познакомить с последними достижениями отечественного и зарубежного антиковедения.

Словарь «Античная философия» – первое специализированное справочное издание подобной тематики на русском языке. В последние годы появились новые специализированные словари по античной философии на европейских языках, предназначенные для читателей разного уровня подготовки.

В сравнении с ними выделяется энциклопедический характер представления материала в словаре «Античная философия»: его статьи посвящены как отдельным персоналиям, так и наиболее значительным произведениям, понятиям и философским школам. В нем предпринята попытка проследить основные линии влияния античной философии на христианскую мысль, в словарь включен ряд статей, посвященных христианским авторам. Словарь снабжен рядом справочных материалов. В работе над словарем приняли участие отечественные исследователи из ведущих научных центров России: Института философии РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, РГГУ, СПбГУ, Новосибирского университета.

Фрагменты ранних стоиков. Т. III. Ч. 1. Хрисипп: Этические фрагменты (перевод и комментарии А.А.Столярова).

Данный том является непосредственным продолжением выпущенных в 1998–2002 гг. I–II томов издания, впервые предлагающего отечественному читателю тексты Ранней Стои на уровне современных академических критериев, сложившихся в мировой историко-философской науке. В научный обиход введены многочисленные практически не известные отечественному читателю тексты, совокупность которых на русском языке представлена впервые. В данном томе решаются следующие теоретические задачи: разработка методики перевода и интерпретации стоических текстов по этике – в особенности это относится к редким и оригинальным терминам. Предложены принципы перевода малоизвестной в отечественной литературе этической терминологии. Специальное теоретико-методологическое значение издания заключается в решении проблемы адекватной передачи смысла фрагментарного текста (какими в значительной мере представлена античная философия) на основе выделения критериев, позволяющих считать лексический или семантический неологизм философским термином (в числе первичных критериев – наличие развернутого и надежно засвидетельствованного определения, частота употребления, высокая степень инвариантности значения).

Проведено исследование действительной роли Канта в истории философии не просто как предшественника Гегеля, а как гениального самобытного мыслителя, поставившего проблемы, которые не были понятны Гегелю, а частью даже были им искажены (Ойзерман Т.И. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования).

Исследована рецепция философии Ницше в России в конце XIX – начала XXI столетий. Выполнен подробный анализ наиболее популярных аспектов отечественного ницшеведения – религиозного, культурного, политического. Религиозная тематика связана с идеей сверхчеловека у Ницше и ее истолкованием отечественными философами. Ницшевская концепция культуры, опирающаяся на диаду апполонийского и дионисийского начал, рассматривается сквозь призму дихотомии иерархичности и стихийности культуры, распространенной в Российской интеллектуальной среде. Проанализировано использование творчества Ницше в политической практике применительно к отечественной традиции. Большое внимание уделено ницшевскому проекту объединения Европы (Синеокая Ю.В. Три образа Ницше в русской культуре).

 

 

Сектор современной западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук А.М. Руткевич

 

Опубликована работа «Философы Франции. Словарь». Словарь представляет собой первое в отечественной литературе издание энциклопедического характера, освещающее процесс формирования и развития философской жизни Франции сквозь призму учений наиболее ярких её мыслителей. В Словарь включены более 250 имён философов, начиная с опытов XII в. и до начала текущего столетия. Авторы уделили особое внимание новейшим публикациям, посвящённым их творчеству, и переводу их работ на русский язык, которые нередко датируются 2007–2008 гг. Авторы Словаря – ведущие специалисты в изучении французской философии Института философии РАН и Московского государственного университета (Философы Франции: Словарь).

Впервые в отечественной литературе предпринято изучение французской феноменологии как целостного явления, в центре внимания которого – вопросы человека, культуры как среды его обитания, проблемы эстетики, этики и политики, придающие философии гуманистическую направленность. Исследованы ведущие феноменологические учения Франции, созданные М.Мерло-Понти, М.Дюфреном, Э.Левинасом, П.Рикёром и значительно обогатившие феноменологическое мышление (Вдовина И.С. Феноменология во Франции. Историко-филос. очерки).

Впервые в отечественной историко-философской литературе исследованы различные аспекты современного и классического психоанализа в его связи с современными философскими антропологическими учениями: феноменологией, герменевтикой, «философией диалога»; проанализировано социальное направление в психоанализе (на примере творчества Эриха Фромма); рассмотрено отношение психоанализа к религии (критика фрейдовской концепции религии), трактовка психоанализом художественного творчества (сопоставление «регрессивного» [Фрейд] и «прогрессивного» [Рикёр] подходов к истолкованию проблем творчества и произведений искусства), попытки современных психоаналитических мыслителей выйти на уровень герменевтики культуры (концепции Б.Килборна, К.Хорни, Э.Фромма, В.Тэхкэ) (Старовойтов В.В. Современный психоанализ: грани развития).

 

 

Сектор восточных философий

Зав. сектором – доктор филос. наук М.Т. Степанянц

 

Опубликованная в 2008 г. «Индийская философия. Энциклопедия» (гл. ред. М.Т.Степанянц) является первым в мировой литературе энциклопедическим изданием такого тематического профиля, отвечающим международным стандартам. Оно представляет собой серьезный прорыв российского философского востоковедения в деле освобождения от предвзятости господствующих по сей день западно-центристских стереотипов. В Энциклопедии дана максимально полная и адекватная экспозиция классической индийской философии во всем ее разнообразии, уделено внимание философии Нового времени, а также современному состоянию индийской философской мысли (основные тенденции, виднейшие персоналии). В Энциклопедию включено практически все, что необходимо для понимания философии в контексте породивших ее культуры и цивилизации. Представлены материалы по автохтонным религиозно-философским течениям, включая брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм, их понятиям, категориям, направлениям, школам, реалиям и персоналиям. Предпринята попытка ввести индийскую мысль в рамки западного философского, религиоведческого и культурологического дискурса. Для этой цели предлагается ряд тематических статей, в которых индийский материал рассматривается в свете таких универсальных понятий как Абсолют, Время, Пространство, Душа, Бессмертие и др. В создании Энциклопедии участвовали философы-индологи из Москвы, Санкт-Петербурга и Улан-Удэ (Индийская философия: Энцикл).

Проанализированы ключевые идеи и понятия индийского буддизма, а также трансформации буддийского категориального аппарата в контексте дальневосточной культуры (конфуцианства, даосизма, синтоизма и др.). Выработаны подходы, позволяющие составить расширенный индекс буддийских философских терминов, отражающий представления инокультурной среды (статьи М.В.Анашиной, Л.Б.Кареловой, В.Г.Лысенко, Н.А.Канаевой, М.Т.Степанянц на японском языке в журнале «Тоё гакудзюцу кэнкю»).

 

 

 

Сектор философии исламского мира

Зав. сектором – член-корреспондет РАН, доктор филос. наук А.В. Смирнов

 

Продолжено исследование логико-смысловой архитектоники арабо-мусульманской философской мысли как на уровне понятия, так и на уровне целостного учения. Обосновано понимание логически-контрастирующих традиций мысли как взаимно-инаковых при невозможности описать их взаимоотношение как соотношение общего и специфического (Смирнов А.В. Специфика или инаковость? Проблема соотношения знания и веры и логико-смысловая архитектоника культуры). Применительно к сфере невербального продемонстрировано архитектоническое единство исламского орнамента и суфийского гносеологического принципа хайра «растерянность» как процесса перехода между «явным» и «скрытым» как взаимно-обусловленными противоположностями (Смирнов А.В. La Ḥayra [perplessità] Ṣūfī e l’Arte islamica: La contemplazione della decorazione attraverso i Fuṣūṣ al-Ḥikam).

Доказано, что абсолютная веротерпимость в философском суфизме обоснована архитектоникой ежемгновенного процессуального перехода между Богом и миром как скрытой и явной сторонами миропорядка (Смирнов А.В. II concetto di ‘essere’ nel sufismo: quanto puo essere illimitata la tolleranza universale? II problema del fondamento onto-logico della tolleranza religiosa).

Показано, что учение видного суфийского мыслителя Абу Талиба ал-Макки (ум. 996 г.) о бытии основано на положении, что множественный мир есть условие реализации полноты абсолютного бытия как единого и единственного. В учении о познании эзотерическое («сокрытое») знание и экзотерическое («явное») знание представляют два вида знания, которые не могут обходится друг без друга (Насыров И.Р. Проблема веры и знания в суфийском трактате Абу Талиба аль-Макки «Кут аль-кулуб» («Пища сердец»).

Обоснован подход к пониманию сравнительной философии как самостоятельной философской дисциплины, выявляющей архитектонику логически контрастирующих культур (Смирнов А.В. Сравнительная философия как философская дисциплина), показаны истоки проработки такого подхода в отечественной мысли (Смирнов А.В. Глобализация и национальная культура. Чему нас может научить Н.Я.Данилевский сегодня?).

Вскрыты некоторые особенности аверроистской гносеологии, касающиеся соотношения материального, активного и спекулятивного интеллектов человеческой души, выдвинута идея об имманентно-трансцендентом характере активного интеллекта. Показана роль Аверроэса в утверждении статуса философии при решении им проблемы соотношения веры и знания, светского и духовного (Ефремова Н.В. Ибн Рушд; Ефремова Н.В.О единстве философии и религии согласно Ибн-Рушду).

Раскрыты религиозно-философские взгляды Зайн Аллаха Расулева (1833–1917), представителя российской мусульманской интеллигенции XIX – начала XX вв. Показано, что они выражали идеологию практического суфизма, в котором мистическое учение сочетается с нормативным исламом (Насыров И.Р. Духовное наследие башкирского религиозного мыслителя и суфийского шейха Зайн Аллаха ар-Расули (Расулева) в диалоге прошлого и настоящего).

Проанализированы подходы современных арабских философов к вопросу о соотношении веры и разума (Фролова Е.А. Концепция веры и разума в современной арабской философии).

Выявлены универсалистские тенденции в каббале, которые способствовали восприятию отдельных ее концепций европейскими авторами конца XVII–XVIII вв., а также обусловили интерес к ним и породили специфические их интерпретации в культуре русского символизма начала XX в. (Бурмистров К.Ю. Каббала и русский символизм: к постановке проблемы).

 

 

Сектор истории русской философии

Зав. сектором – доктор филос. наук М.Н. Громов

 

Выпущена книга «Космологические произведения в книжности Древней Руси. Ч. II: Тексты плоскостно-комарной и других космологических традиций» В.В.Мильков, С.М.Полянский), являющаяся продолжением издания «Космологические произведения в книжности Древней Руси. Ч. I: Тексты геоцентрической традиции. Второй том двухтомника содержит исследование и публикацию текстов, характеризующих плоскостно-комарную космологическую традицию в богословии, а так же различные апокрифические версии космоустроения. В обоих книгах публикуются выявленные в книгохранилищах страны тексты космологического, натурфилософского и естественнонаучного содержания, причем значительная их часть вводится в научный оборот впервые. Они представляют уникальный и почти неисследованный пласт идейного наследия древнерусской эпохи, который впервые в качестве специального тематического издания предлагается вниманию широкого читателя. Памятники вводятся в оборот на языке оригинала, с переводами на современный русский язык и подробными комментариями. Они группируются тематически и помещаются в качестве особых текстовых приложений к детальному философско-мировоззренческому исследованию древнерусских концепций бытия. На конкретных материалах рукописных текстов представлен полный спектр разнообразных концепций мироздания, которые были известны и в том или ином виде оказались востребованными древнерусскими мыслителями и книжниками. Космологические концепции рассматриваются авторами в контексте основных направлений идейной жизни Руси XI–XVII вв.

 На материале истории русской философии ХХ в. предпринята попытка выявить и проанализировать персоналистическую сторону философского знания, а также ее роли в деле воспитания личности и духовного развития. Впервые публикуемые в приложении к книге «О русской философии» архивные материалы (письма Н.С.Трубецкого к П.Н.Савицкому) представляют собой ценнейший источник для понимания не только идеологии и философии евразийства, но и для выявления мотивационных основ идеологии эпохи (Соболев А.В. О русской философии).