Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел эпистемологии и логики
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2009 » Отдел эпистемологии и логики

Отдел эпистемологии и логики

Научный отчет за 2009 год

 

Сектор теории познания

Зав. сектором – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский

 

Показано, что современная эпистемология претерпевает радикальные трансформации, связанные с интенсивным развитием специальных когнитивных наук. Обоснован тезис о том, что в этой связи по-новому стоят проблемы взаимоотношения концептуального анализа и обобщения фактов в эпистемологии, взаимоотношения эпистемологии и философии сознания, конструктивизма и реализма. Проанализирован т. н. «натуралистический поворот» в эпистемологии, а также социально-конструкционистская интерпретация познания. Исследованы современные трактовки языка как способа действия и интерсубъективного феномена (Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке / Под ред. В.А.Лекторского. М., 2009; Проблема сознания в философии и науке / Под ред. Д.Дубровского. М., 2009; Lektorsky V. Mediation as a Means of Collective Activity // Learning and Expanding with Activity Theory. Cambridge. 2009.).

Обоснован тезис о том, что новая методология гуманитарных наук должна отказаться от жесткого разведения естественнонаучного и гуманитарного познания и исходить из того, что единый поиск объективности выполняется в разных познавательных областях разными, но взаимносоизмеримыми и «взаимнопереводимыми» средствами. В этой связи введено понятие открытой структуры как новая модификация старого понятия структуры, призванная, с одной стороны, реабилитировать исторический образ структурализма (точнее, разных структурализмов), а с другой – способствовать прояснению дальнейших перспектив гуманитарных исследований (Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон – Бахтин – Лотман – Гаспаров. М., 2009).

Введены представления о рефлексивных преобразованиях деятельности и о рефлексивной симметрии и показано, что на основе этих понятий можно с единой точки зрения описать широкий круг значимых социальных явлений, включая социальную мимикрию (Розов М.А. Мотивы научного творчества и явление социальной мимикрии // Эпистемология & Философия науки. 2009. Т. XIX. № 1). Разработана исследовательская программа для историков и философов науки, основанная на идее сведения всех когнитивных явлений к социальным эстафетам и эстафетным структурам (Розов М.А. Философия науки в новом видении // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009).

Показана возможность объяснения явлений субъективной реальности с позиций нейронауки, что в последнее десятилетие приобрело особую актуальность в связи с успехами в расшифровке мозговых кодов психических явлений (Дубровский Д.И. Еще раз о психофизиологической проблеме, функционализме и субъективной реальности // Полигнозис. 2009. № 1).

Предпринято целостное исследование проблемы свободы воли. Различены свобода возникновения и свобода воплощения воли. На модели, названной этическим квадратом, свобода воплощения воли рассмотрена в единстве с тремя другими состояниями индивида: патернализмом, покинутостью и несвободой. Рассмотрены переходы от одного из этих состояний к другому (Левин Г.Д. Трактат о свободе. М., 2009).

Сформулирован тезис о нетождественности понятий «знание» и «истина» и в этой связи дана новая интерпретация понятиям веры, мнения, обоснования в их отношении к знанию (Черткова Е.Л. Тождественны ли понятия «знание» и «истина» // Эпистемология и философия науки. 2009. № 3).

Выдвинута гипотеза, что на протяжении истории цивилизации в человеческой популяции сохраняется определенный баланс эгоистических и альтруистических интенций, который обусловлен генетическими факторами (Дубровский Д.И. Размышления об альтруизме, эгоизме и природе человека // Философия и этика: Сб. научн. тр. к 70-летию акад. А.А.Гусейнова. М., 2009).

Предложена модель формирования индивидуального самосознания посредством надындивидуальных механизмов культуры (Абрамова Н.Т., Воронин А.А., Михайлов Ф.Т. Самосознание и культура. М., 2009).

Показано, что современное общество перенасыщено информацией, что приводит к новым вызовам при конструировании стабильной идентичности человека (Труфанова Е.О.«Онлайновый» человек: новый тип идентичности в современном обществе // Материалы III Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации». М., 2009).

Показано, что философия России второй половины XX в. была своеобразным ренессансом философской мысли в нашей стране, что в это время были сформулированы идеи, которые сохраняют своё значение в современном мировом философском контексте (5 книг из серии «Философия России второй половины XX века»: М.К.Мамардашвили, В.С.Библер, Г.С.Батищев, С.Л.Рубинштейн, И.Т.Фролов. М., 2009; Лекторский В.А. О философии России второй половины ХХ в. // Вопр. философии. 2009. № 7; Лекторский В.А. Философия в России: прошлое и настоящее // Российская постсоветская философия: опыт самоанализа (совм. с А.А.Гусейновым). München–Berlin, 2009; La philosophie en Russie: histoire et état actuel // Diogène. Paris. № 222. Avril 2008 (совм.с А.А.Гусейновым); Институт философии (заметки к юбилею) // Вопр. философии. 2009. № 6 (совм. с А.А.Гусейновым).

 

 

Сектор эволюционной эпистемологии

Зав. сектором – доктор филос. наук Е.Н. Князева

 

Проведено исследование феномена телесности в эволюционно-эпистемологическом, логико-методологическом, культурно-историческом, клинико-психологическом аспектах. Показано, что интенсивно развивающийся ныне телесно ориентированный подход в эпистемологии и когнитивных науках обеспечивает новый уровень понимания феноменов восприятия и мышления. Обосновано, что только осознание того, что телесное – не просто форма выражения ментального и не просто средство обеспечения ментального, но что ментальное и телесное – разные формы одного и того же единого начала, а именно, жизни как процесса непрерывного познания, выводит нас на надлежащий уровень в решении классической проблемы души-тела (the mind-body problem), получающей сегодня новое прочтение (Телесность как эпистемологический феномен / Отв. ред. И.А.Бескова. М.: ИФ РАН, 2009. 12 а.л.).

Обосновано, что в современной эпистемологии происходит эндофизический поворот. Эндофизика концентрирует свое внимание на эффектах, обусловленных присутствием в мире наблюдателя. Показано, что эндофизика часто прибегает к метафоре интерфейса. Мир, как он доступен нашему восприятию и ментальному представлению – это только срез мира как целого, интерфейс, т.е. связующее звено, сопрягающее человека и мир. Наше тело и наше сознание открывают нам только определенное окно в мир, которое в эволюционной эпистемологии называется мезокосмическим (Князева Е.Н. Эндофизический поворот в эпистемологии, или Попытка увидеть мир изнутри // Философия и культура. 2009. № 5. С. 80–91. – соавт. А.Л.Алюшин).

Рассмотрены ключевые проблемы логического исследования понятия детерминизма. Установлена связь понятия детерминизма с понятием времени. Построена новая логическая теория детерминации, позволяющая провести ясное различие между разными версиями «принципа детерминизма». Исследована возможность сведения понятия каузального детерминизма к понятию причинности. Логика детерминизма рассмотрена как раздел современной философской логики (Ивин А.А. Детерминизм и причинность // Полигнозис. 2009. № 1. С. 12–24).

Исследована фундаментальная для теории познания проблема формирования абстракций в технологии научного мышления и прикладная роль интервальной теории абстракций в решении некоторых проблем научной методологии. Осуществлен интервальный анализ известных парадоксов на основе разработанной классификации абстракций, а также развита интервальная концепция научного объяснения. Показано, что абстракция может быть аргументом как для объяснения того или иного парадокса, так и для его элиминации (Новосёлов М.М. Абстракция и логика объяснения // Вопр. философии. 2009. № 1).

Впервые к анализу ряда мифов ведийской мифологии были применены когнитивно-информационный и хтонический (т. е. с позиций представлений о Земле) подходы. Это позволило высказать гипотезу о крупной природной катастрофе в Центральной Азии во времена пребывания там древних Ариев.Сформулирована идея новой комплексной дисциплины – мифоархеологии (Майданов А.С. Реальность в мифологическом и научном видении // Философия и культура. 2009. № 6. С. 33–49).

 

 

Сектор социальной эпистемологии

Зав. сектором – член-корреспондент РАН,
доктор филос. наук И.Т. Касавин

    

Теоретически переработана и существенно обновлена основная совокупность категорий и понятий теории познания и философии науки; критически проанализированы их основные направления и течения, определяющие современный (неклассический) этап развития; подведены итоги и указаны перспективы эпистемологических исследований в России (Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. член-корр. РАН И.Т.Касавина. М., 2009).

Исследованы основные современные теоретические проблемы, возникающие в эпистемологическом и аксиологическом диалоге между наукой и религией, а также историко-философские аспекты этого диалога. Проанализированы проблема истины и обоснования в социально-гуманитарных науках и в теологии; взаимосвязь научных и вненаучных форм познания в современной науке; роль и место ценностей и веры в социально-гуманитарных науках; онтологическая абсолютность и конвенциональность в религиозных и светских ценностях; историко-философские аспекты аксиологии; феноменология и эпистемология религиозного опыта; специфика современных квазирелигиозных учений; отношения научных и духовных ценностей в истории русской науки и культуры (Ценностный дискурс в науках и теологии / Под ред. И.Т.Касавина, В.П.Филатова, М.О.Шахова. М., 2009).

Показано, что раскрытие эпистемологического содержания коммуникативной рациональности требует комплекса средств, куда входят как логико-семантические (прагматико-ориентированные) методы анализа значений и смыслов, так и критико-рефлексивные методы исследования процессов обмена информацией, возникновения и закрепления системы эпистемических ценностей. Анализ коммуникативной рациональности ведет к пониманию необходимости реформирования понятийного аппарата эпистемологии вообще и теории рациональности, в частности (Коммуникативная рациональность. Эпистемологический подход / Под ред. И.Т.Касавина, В.Н.Поруса. М., 2009).

Разрабатывались междисциплинарно-методологические основания системно-коммуникативной теории общества. Понятия коммуникативной рациональности, сознания, знания, смысла, сложности, пространства и времени, личности и общности рассматривались как с теоретико-познавательной, так и с социологической точки зрения. Социология выступила в качестве дисциплины, внутри которой традиционные философские и эпистемологические понятия допускают свою «натуралистическую» интерпретацию (Антоновский А.Ю. История немецкой социологии 20 века. М., 2009. (в соавт.)).

Проанализирован эвристический потенциал феноменологической эпистемологии и определен ее предмет. Показано, что феноменологическая эпистемология не только проясняет неявные смыслы фундаментальных понятий когнитивных наук, но и способствует устранению скрытых противоречий в их философских основаниях (Смирнова Н.М. Социальная феноменология в изучении современного общества. М., 2009).

 

 

Сектор логики

Зав. сектором – доктор филос. наук А.С. Карпенко

 

Проведено исследование по поиску возможных оснований логики на уровне абстрактных знаковых систем. Построена протологика – система правил знаковых преобразований – аналогов логических умозаключений (Шалак В.И. Протологика // Вестн. ВятГГУ. 2009. № 1(1). С. 12–17).

Построен особый вариант теории недетерминированной вычислимости, в которой возможна постановка и обсуждение проблемы креативности (Анисов А.М. Абстрактная недетерминированная вычислимость // Credo new. 2009. № 1. С. 81–102).

Проведен анализ развития логических форм представления рассуждений от силлогизмов Аристотеля до формальных систем современной логики (Быстров П.И. Развитие форм логического анализа рассуждений // Уч. зап. Таврич. Нац. ун-та им. В.И.Вернадского. Сер. «Философия. Социология». 2009. Т. 22. № 3).

Описан ряд классов логических матриц с многоэлементным множеством-носителем, в которых множество логических законов совпадает с множеством законов классической пропозициональной логики, однако отношение логического следования не является классическим. (Девяткин Л.Ю. N-значные матрицы для классической логики высказываний // Логические исследования. Вып. 15. М., 2009. С. 94–105).

Найден оптимальный пропозициональный базис (логика высказываний) для построения неклассической теории истинности (Карпенко А.С. Эндоморфизмы в качестве операторов истинности и модальная логика V2 // Тр. научно-исслед. семинара логического центра Ин-та философии РАН. Вып. XIX. М., 2009. C. 54–63).

Установлены соотношения между модифицированной семантикой Фреге с единственным денотатом и рядом многозначных (2, 3, 4) интерпретаций сентенциальных логик (Павлов С.А. Модификация семантики Фреге и многозначные интерпретации // Тр. научно-исслед. семинара логического центра Ин-та философии РАН. Вып. XIX. М., 2009).