Институт Философии
Российской Академии Наук




  Хорьков М.Л. Единство, множество, троичность: некоторые особенности развития средневековой метафизики в Рейнском регионе в XIV-XV вв.
Главная страница » Периодические издания » Историко-философский ежегодник » Историко-философский ежегодник. 2008. №2007 » Хорьков М.Л. Единство, множество, троичность: некоторые особенности развития средневековой метафизики в Рейнском регионе в XIV-XV вв.

Хорьков М.Л. Единство, множество, троичность: некоторые особенности развития средневековой метафизики в Рейнском регионе в XIV-XV вв.

Предметом данной статьи является как можно более детальное исследование преемственности развития основных тем и понятий средневековой метафизики в рейнском регионе. Осуществляя такое исследование, автор обращается к двум репрезентативным метафизическим моделям рейнского средневековья: метафизике единства (unitas) Майстера Экхарта (ум. 1328 г.), доминиканского монаха и теолога, работавшего в Эрфурте, Париже, Страсбурге и Кёльне, и метафизике троичности (trinitas), представителем которой был Геймерик де Кампо (1395-1460 гг.), занимавший пост профессора теологии в университетах Кёльна и Лувена. Каждый из них был последователем Альберта Великого, однако их метафизические системы демонстрируют не только общность альбертистских позиций. Основное внимание в статье концентрируется на анализе трех основных понятий: единство, множество, троичность. Целью анализа является реконструкция систематических различий взглядов двух мыслителей. Статья показывает, как последовательная адаптация метафизики Альберта Великого в сочинениях Экхарта и Геймерика де Кампо сделала возможной интерференцию их позиций, результатом которой стала концепция coincidentia oppositorum Николая Кузанского: ее истоки восходят к метафизическим философским моделям этих мыслителей. В приложении к статье публикуются русские переводы латинской проповеди 29 «Бог один» Экхарта и «Основополагающие теоремы относительно всего универсума» Геймерика де Кампо, впервые сделанные автором статьи.