Научный отчет за 2006 год
Основным направлением научной работы Отдела было продолжение исследований развития западноевропейской и российской социально-философской и политической мысли в XVII–XX вв., а также формулирование новых социально-философских и политико-философских концептов, адекватных современной эпохе глобализации и межцивилизационного взаимодействия. Исследовательскими коллективами Отдела выдвинуты и обосновываются три альтернативные (конкурирующие) модели социально-политического развития в связи с посткоммунистическими трансформациями и глобальными изменениями в мире. 1) В ряде исследований получило дальнейшее развитие то направление в социальной и политической философии, которое доказывает плодотворность и неисчерпанность культурно-циавилизационных поисков российской идентичности в контексте европейской цивилизации. Углубляется и развивается историософский подход мыслителей XIX–XX вв. (в том числе русских эмигрантов – Г.Флоровского, Ф.Степуна, Г.Федотова, В.Вейдле, С.О.Португейса и др.), который является органической частью европейской цивилизационной парадигмы и уходит от жесткого противопоставления таких идейно-политических категорий, как «европеизм» и «русская самобытность». 2) Продолжена разработка модели «многополярного мира», в котором сосуществуют цивилизационно особые модели либерализации и демократизации. Формулируется новая концепция общественного прогресса, который утрачивает сегодня черты «догоняющего развития» и представляет собой развитие на основе собственного понимания демократии и рынка незападными народами, вступившими на путь прогресса, – Китай, Индия, Бразилия, Индонезия и др. «Запад» становится при этом одной из локальных цивилизаций, чей опыт и экономический механизм перенимается в условиях собственной культуры. 3) Продолжены исследования в рамках модели, противопоставляющей «либеральные» («современные») государства – государствам «традиционным». Доказывается принадлежность российского государства (в связи с его особой онтологической природой) к государствам «традиционного типа» и обосновывается принципиальная невозможность его трансформации в государство чисто либерального типа. При этом, однако, реалии эпохи глобализации и межцивилизационного взаимодействия открывают перспективы создания «синтетической» модели государственного устройства России.
Cектор социальной философии
1. Осуществлен анализ новых идей в социальной философии. Рассмотрен новый статус социальной философии в связи с посткоммунистическими трансформациями и изменениями в мире, демонстрируются новые способы концептуализации. Предложены новые решения проблемы общественного богатства, прогресса, демографии, информационного общества и других. Уделено внимание концепту «социальная реальность» как теоретически эксплицируемому фрагменту реальности и вместе с тем ограниченному реальными социальными состояниями. Дается пример микросоциально-философского анализа – дисциплинарная матрица коммуны Макаренко. Участники проекта – В.Г.Федотова, Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская, В.В.Денисов, С.А.Королев, И.А.Крылова, А.С.Ахиезер, В.Б.Власова и др. (Коллективная монография «Новые идеи в социальной философии». М.: ИФ РАН, 2006 / Отв. ред. В.Г.Федотова. 18 п.л.). 2. Систематизированы и представлены взгляды русских мыслителей XIX в. по философии истории (Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Русская историософия. Антология. М.: Росспэн, 2006. 25 п.л.). 3. Раскрыты новые явления в экономике, политике, идеологии, культуре России и глобализирующемся мире (Сборник «Повестка дня для России». Материалы круглых столов Фонда «Единство во имя России» за 2005 г. М.: Форум, 2006 /Отв. ред. Н.Б.Биккенин. 584 с. 49,7 п.л.). 4. Установлено, что в основе социокультурной динамики российского общества лежит смена нравственных циклов, смена господства трех основных типов культуры (нравственности). Показано, что на протяжении истории имело место четырнадцать этапов, из которых четыре завершились имманентными национальными катастрофами, исчезновением государства, территориальным распадом. Исторический процесс рассматривается на фоне неуклонного усложнения подлежащих формулировке и разрешению все более сложных проблем, возникающих перед обществом на всех его уровнях (Ахиезер А. С. Специфика российской истории // Ахиезер А. С. Труды. С. 21–155). Показано, что история любой страны несет в себе определенный меняющийся социокультурный потенциал социальной энтропии, а также потенциал массовой способности противостояния этому процессу. В основе этого противостояния лежит массовое, неоднозначное, противоречивое нравственное содержание, развитие массовой способности (достаточной или недостаточной) противостоять развитию опасных, негативных процессов. Эффективность противостояния этим опасностям зависит от развития массовых способностей, неотделимых от соответствующих форм нравственности, вступать в диалог друг с другом, преодолевать реальные и потенциальные конфликты, разрешать все более сложные проблемы (Ахиезер А.С. Катастрофы в природе и обществе как нравственная проблема // Ахиезер А.С. Труды. М., 2006. С. 157-332). В книге акцентируется внимание главным образом на направлениях философствования, которые в той или иной степени нацелены на развитие массовых способностей формулировать и разрешать все более сложные проблемы. Речь идет прежде всего о развитии философского наследия осевого времени, об углублении традиций диалектического разума, а также традиций диалогизации философствования (Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования // Ахиезер А. С. Труды. С. 333-479). 5. Дан анализ проблемы миграции с позиций конфликтности. Это рассматривается на примере Центрального, Дальневосточного и Южного федерального округа России. Проводится анализ некоторых ситуаций, в которых миграционные процессы оказывают неблагоприятное воздействие на социальное согласие. Даются рекомендации по смягчению имеющейся напряженности (Дмитриев А.В. Миграция: Конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006. 27 п.л.). 6. Дается новая концепция прогресса, который утратил черты догоняющего развития, и представляет собой развитие на основе собственной рыночности незападных народов, вступивших на путь прогресса – Китай, Индия, Бразилия, Индонезия и др. Запад становится при этом одной из локальных цивилизаций, чей опыт и экономический механизм перенимается в условиях собственной культуры и реальности. Это новое время многообразия реальностей и развития на собственной основе с использованием западных технологий и экономических механизмов (Федотова В.Г. Прогресс в контексте реальных социальных трансформаций // Космополис. 2006. №1(15) 1 п.л.; Федотова В.Г. Будущее российского капитализма // Политический класс. 2006. №3. 0,5 п.л.; Федотова В.Г. Будущее капитализма в исторической перспективе // Политический класс. 2006. №8. 1 п.л.).
Сектор философии российской истории
Ведущей темой исследований сотрудников сектора является изучение проблем формирования и развития российской культурно-цивилизационной идентичности, прежде всего в контексте взаимоотношений России и Запада. В работах В.М.Межуева исследована проблематика культуры как предмета философского знания, основные этапы в развитии философии культуры (классический и постклассический), место философии культуры в системе наук о культуре, приоритеты русской философии культуры (культура как деятельность, понятие национальной культуры, цивилизационная и культурная идентичность России, культура в эпоху глобализации, диалог культур). Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М., 2006 (25 п.л.). Межуев В.М. История культурологии (с соавт. с А.Огурцовым, С. Неретиной, Ф.Т.Михайловым): Учебник для системы послевуз. Профессионал. образования. М., 2006 (24 п.л.). Межуев В.М. Диалог между цивилизациями и Россия // От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции. Наброски проблемного анализа. М., 2006 (2,5 п.л., на русс. и англ. яз.). Межуев В.М. От диалога цивилизаций к цивилизации диалога // Космополис. М., 2006. № 1 (1 п.л.). Межуев В.М. Культура как деятельность (из истории отечественной культурологии) // Личность. Культура. Общество. М., 2006. Т. VIII. Вып. 1 (29) (1.5 п.л.). В работах А.А. Кара-Мурзы проанализировано то направление в российской историософии XIX–XX вв., которое является органической частью европейской цивилизационной парадигмы и уходит от жесткого противопоставления таких идейно-политических направлений, как «европеизм» и «самобытничество». Кара-Мурза А.А. Интеллектуальные портреты. Очерки о русских политических мыслителях 19–20 вв. М.: ИФРАН, 2006 (13 п.л.). Кара-Мурза А.А. Иван Павлович Алексинский // Посев. М., 2006. № 10-12 (2 п.л.). В работах В. С.Малахова анализируются судьбы национального государства в условиях глобализации, связанной с активным формирования транснациональных движений и институтов. Малахов В.С. Государство в условиях глобализации. М.: Книжный дом Университет (план: январь 2007). Малахов В.С. Настоящее и будущее «национальной политики» в России // Прогнозис: журнал о будущем. 2006. № 3 (7). Осень (1 а.л.) Малахов В.С. Национальные государства перед лицом культурного плюрализма // Логос: филос.-лит. журн. 2006. № 2 (53). С. 84-93 (1 а.л.). Малахов В.С. Современный русский национализм // Мыслящая Россия: Картография совр. интеллект. направлений. М., 2006. С. 141-157 (1 а.л.). Малахов В.С. The Category of "Minorities" in the Russian Federation: Reflection on Uses and Misuses (with A.Osipov) // International Obligations and National Debates: Minorities around the Baltic Sea / Editor-in-Chief Sia Spiliopoulou Akermark. Marienhamn, Aland, Finland: Alands Islands Peace Research Institute, 2006. P. 497-544 (2 а.л.).
Сектор истории политической философии
Врамках общей темы исследований сектора на 2006–2008 гг. «Политическая философия XX века» было сформулировано несколько более узких направлений философско-методологического плана. Объектом одного из таких исследований выступает базовая нормативная категория политического анализа – легитимность. В ходе работы над этой темой был представлен комплексный анализ современного кризиса политических знаний и смыслов политической активности на основе критической реконструкции трех наиболее признанных в XX в. политико-философских стратегий (агрегативной, делиберативной и агонистической). Данный подход, сочетающий в себе политико-философский нормативный анализ и комплексный интерпретационный подход, опирается на новую типологию рационалистической реконструкции содержания политических теорий, которая состоит из 3 уровней – идея, система и смысл. Результатом проведения анализа явился вывод об относительно жесткой взаимосвязи современных демократических доктрин, которые представляют собой весь веер современных либерально-демократических доктрин. По данной теме И.А.Ероховым успешно защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата полит. наук «Кризис идеи легитимности в современных либерально-демократических теориях политики» и подготовлена к печати индивидуальная монография. Еще одно направление исследований, также завершившееся успешной защитой диссертации, подготовкой серии статей и индивидуальной монографии – политико- философский анализ категории толерантности (С.Г.Ильинская). В результате теоретических изысканий в этом направлении были существенно развиты и дополнены научные представления о толерантности, расширено и проблемно-теоретическое поле благодаря «операциональному» подходу к этой категории. Было доказано, что толерантность – это не просто ценность-в-себе и не только историческая разновидность политической практики: терпимость как таковая является добродетелью и значима лишь тогда, когда содействует другим важным целям человека, которых нельзя достичь иначе как при условии примирения с существованием различия. Вместе с тем было доказано, что особенностью России несмотря на внешние признаки современного государства является сохранение традиционной ценностной матрицы с такими ее атрибутами, как 1) восприятие власти как собственности; 2) снисходительное отношение к нарушению законов (широкое поле «терпимой противозаконности»); 3) восприятие терпимости не как отношений между группами, а как государственной политики в адрес групп, являющейся произвольно даруемый привилегий, но не права. В монографии И.И.Мюрберг «Аграрная сфера и политика трансформации» исследуется политическая релевантность проблематики современной аграрной сферы в тех ее концептуализациях, которые присутствуют в 1) историко-философском наследии классиков политической мысли зрелого модерна, ответственной за отождествление аграрной сферы с аграрным производством; 2) в конкретных научных дисциплинах, причастных к разработке аграрной сферы как поля сугубо экономических проблем; 3) в политико-философском дискурсе современности, вскрывшем недостаточность наличного теоретического инструментария, используемого при поиске ответов на выявляемые культурно-социологическим анализом вопросы. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о неадекватности данным исследовательским целям понятия аграрного производства и предпочтительности концепта «аграрной сферы». Последнее играет роль посредующего звена между частнонаучным и философским способами анализа современных аграрных реалий. Раскрывается современное значение типично аграрной идеологии как носителя консервативного (в отличие от традиционалистского) политического послания.
Сектор философских проблем политики
Смысл полученных выводов, их теоретическая новизна состоит в следующем. 1. Дана трактовка понятия «жизнеспособность государства» как философского. Это означает, что природу российского государства можно вывести из рассмотрения российской цивилизации как целостного социального организма, представляющего собой неразрывное единство природы-народа-культуры-государства. Другими словами, месторазвитие социального организма есть способ культурно-исторического освоения им природного ареала, в котором он живет и развивается и который определяет направленность, канал исторической эволюции социального организма, и, следовательно, особую, а именно, сильную вертикаль власти, строго централизованную конструкцию государства, высших институтов власти и управления. 2. Обоснован вывод о том, что изучение онтологических основ социального организма как целостности с необходимостью приводит к созданию определенного рода антропологии. Непродуктивно обсуждать перспективы российского государства, не решив вопроса о сущностных основах жизни российского человека. Жизнеспособность государства напрямую связана с выдвижением на первый план духовно-нравственных начал в жизни общества как важнейшего условия для утверждения здоровой и ценностно-осмысленной жизни человека. Однако сложность проблемы состоит в понимании природы российской духовности, которая в решающей степени обуславливается пониманием настоящей и тем более будущей роли России на исторической арене в XXI в., ее всемирно-исторического предназначения. 3. Для решения проблемы жизнеспособности государства ключевое значение приобретает изучение особенностей многовекового развития России как периферийного государства мировой капиталистической системы. Россия не просто отставала и отстает от Центра системы. Она не смогла и не может стать частью Центра, прежде всего, именно в силу того, что объективные экономические законы всячески содействовали и содействуют ее нахождению в мировой капиталистической системе именно в качестве периферии. С методологической точки зрения необходимо принять во внимание факт выборочной модернизации и, следовательно, выборочной европеизации страны. Это обстоятельство играло и продолжает играть решающую роль в понимании институтов власти российского государства, принципиальной невозможности его трансформации в западный тип государства. (Сборник Жизнеспособность российского государства как философско-политическая проблема. М., 2006 (8 п.л.).
Сектор философии хозяйства
Ведущей темой исследований сектора является изучение мировоззрения русского земледельца, рассматриваемого в контексте проблемы российского самосознания. Анализ ведётся по следующим направлениям: «Мировоззрение русского земледельца в отечественной философии и классической литературе XIX–XX вв.», «Россия как традиционное аграрное общество», «Социальная память крестьянства», «Духовные основания деятельности» и «Теоретическое россиеведение». На материалах русской философии и классической литературы рассматриваются основные взгляды, принципы, верования и ценности, составляющие существо мировоззрения русского земледельца. Для этого выделяется ряд существенных отношений: земледелец и природа; семья; культура; усадьба; город; религия; нравственность; право. Доказывается, что по крайней мере некоторая часть из них имеет фундаментальный характер, развивающийся в истории (С.А.Никольский. Рукопись книги «Мировоззрение русского земледельца (ХVIII – cередина ХIХ вв.», 23 а.л. Рекомендована к изданию Ученым Советом ИФРАН (в соавторстве с В.П.Филимоновым). Исследуется история появления и развития свободного земледельческого сословия на протяжении трех столетий российской истории. Показывается сущность и значимость российских аграрных реформ для освобождения крестьянства от крепостной зависимости, а также новое «закрепощение» в социалистический период. Рассматриваются актуальные проблемы современных российских аграрных реформ, в том числе – незавершенность земельной реформы, государственные ограничения на развитие свободного рынка (С.А.Никольский. Нелюбимый класс. Судьба свободного земледельца в России // Политический класс. 2006. № 5. С. 9-96. (0,8 а.л.) Одним из аспектов философии хозяйства является изучение сопутствующих хозяйственной деятельности типов и форм социального взаимодействия. В традиционной модели «отсутствующего Другого» межличностные отношения неизбежно акционируются в систему общедеревенского разрешения, конфликт двух превращается во всеобщую драму, а локальная конфликтная ситуация инвертируется в структуру «дуалистического» мифа. Отношения двух в модели трудового типа социальности, обращенного к природным формам, т.о. выводятся за пределы «себя», превращаясь в архетипическую структуру «космического» порядка (С.Д.Домников. Отсутствующий и пространство «Другого» в феноменологии традиционного текста // Пространство и время: физическое, психологическое, мифологическое. М., 2006. С. 7-9. (0,25 п.л.). На примере крестьянской памяти изучаются социальные функции прошлого. Предложена модель исторической памяти крестьянства. Параметры «измерения» памяти – земля, хозяйство, общность, власть, рассмотренные в аспекте народной религиозности. Доминантами памяти являются крупнейшие события XX в. – крестьянская революция, коллективизация, война. В символическом смысле – «труд», «справедливость», «хлеб», «деньги». Трансформация памяти совпадает с основными этапами социальной истории крестьянства в XX в. В содержательном плане в ней усилился момент выживания, изменились приоритеты от трудовой памяти к памяти потребления. Сохраняя историю раскрестьянивания, память является и реакцией на раскрестьянивание: она удерживает значимые для сельской общности социокультурные крестьянские образцы (И.Е.Кознова. Историческая память русских крестьян в XX веке // «20 сэйки Росиа ноумин си» («История российского крестьянства ХХ века»). Токио, 2006. С. 59–83 (1 п.л.) – на япон. яз. Представлена новая философская концепция российской государственности в контексте двух идей – «среднего» и «правды»; эта концепция создана в ходе сравнительного анализа государств – западных и восточных. Новизна содержится в структуре и содержании книги, в выводах относительно серединного характера России, имеющей своё двуединое начало: синтез «правды среднего» (Симуш П.И. Философия современного государства. М.: ВИУ, 2006. 246 с. (14 п.л.). Впервые в литературе проанализирована оригинальная трактовка Н.А.Бердяевым сути морали с точки зрения христианского экзистенциализма: мораль как наиважнейший онтологический акт есть стремление привести мир к совершенству и тем самым – «закончить» его. Проанализирована концепция морали С.Кьеркегора. Мораль в философии Кьеркегора предстаёт как неустранимая забота человека, неразрывно связанная с его высшим назначением. Мораль не может не захватить всего человека, и только её экзистенциальная трактовка органично сочетает индивидуальный и универсальный аспекты нравственности (Кузьмина Т.А. Рукопись «Мораль. Религия. Культура» (главы монографии) «Мораль в эсхатологической перспективе (Н.А.Бердяев)» (1 а.л.); «Мораль как страсть существования (С. Кьеркегор)» (2 а.л.). |
|||||
|