Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел философии науки и техники
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2009 » Отдел философии науки и техники

Отдел философии науки и техники

Научный отчет за 2009 год

 

Сектор философских проблем естествознания

Зав. сектором – доктор филос. наук Е.А. Мамчур

 

В основании единых теорий физических взаимодействий лежит фундаментальная идея о калибровочной природе физических полей. Формально, с точки зрения математики, калибровочные поля связываются с теми или иными симметриями «внутренних пространств», природа же этих пространств остается непроясненной. Сформулирована гипотеза о том, что калибровочные поля могут быть связаны с многомодусностью бытия, а «внутренние пространства» – с «бытием в возможности» (Севальников А.Ю. Интерпретации квантовой механики. В поисках новой онтологии. М., 2009).

В продолжающихся дискуссиях об условиях и способах финансирования фундаментальной науки сформулированы аргументы в поддержку тезиса о практической пользе фундаментальных наук: а) они выступают непосредственным источником технологических новаций; б) в процессе подготовки и проведения экспериментов стимулируют развитие новых технологий (создание новых приборов и материалов); в) реализуя на первый взгляд бесполезные в практическом отношении исследования, они готовят почву для будущих, возможно, очень значимых для человечества приложений (аргумент «отложенной» пользы) (Мамчур Е.А. О пользе фундаментальных наук // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2009. № 4).

Показано, что общепринятое отождествление смысла понятий «универсальный эволюционизм» и «самоорганизация» является некорректным. Процессы самоорганизации лишь одна из форм универсального эволюционизма (Казютинский В.В. Человек в контексте универсального эволюционизма // Человек, наука, гуманизм. М., 2009. С. 335–368).

Критически проанализирован богословский аргумент о том, что наука не отличается от религии, поскольку также основывается на вере. В этой связи предлагается дополнить традиционные эпистемологические соображения двумя компонентами – понятиями «доверие» и «экзистенциальная вера», до сих пор ошибочно отождествляемых с понятием религиозной веры (Крушанов А.А. Наука и вера в эпистемологическом контексте // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2009. № 4).

На основании философских (онтология М.Хайдеггера), логических (паранепротиворечивая логика Васильева) и физико-математических исследований вскрыт факт двойственной структуры времени: наличие во временном потоке эктропийного (созидательного) и энтропийного (разрушительного) компонентов времени (Антипенко Л.Г. Проблема физико-математического описания двойственной структуры времени» // Философия математики: актуальные проблемы: Тез. Междунар. научн. конф., Москва, 28−30 мая 2009 г.). М., 2009. С.190–192).

 

 

Сектор междисциплинарных проблем научно-технического развития

Зав. сектором – доктор филос. наук В.И. Аршинов

    

Обоснована роль фундаментальных исследований в развитии новейших технологий: исследованы проблемы наноэтики и ее место как в философской этической проблематике, так и в нанотехнонауке, показано изменение соотношения фундаментального и прикладного в науке и новых форм теоретического компьютерного эксперимента, проанализирована эволюция понятия «машина» от механического, электронного кибернетического устройства до нанобио-гибридной системы (Аршинов В.И., Горохов В.Г., Чеклецов В.В. Наноэтика – конвергенция этических проблем современных технологий или пролегомены к постчеловеческому будущему? // Эпистемология и философия науки. 2009. Т. ХХ. № 2; Gorokhov V. Nanoethics as a Combination of Scientific, Technological and Economic Ethics // The Social Sciences and Humanities: Research Trends and Collaborative Perspectives. Moscow: ISS RAS, 2009; Горохов В.Г. Нанаоэтика как комбинация научной, технической и хозяйственной этики // Общественные и гуманитарные науки: тенденции развития и перспективы сотрудничества. М., 2009; Горохов В.Г., Сидоренко А.С. Роль фундаментальных исследований в развитии новейших технологий // Вопр. философии. 2009. № 3; Горохов В.Г. Трансформация понятия «машина» в нанотехнологии // Вопр. философии. 2009. № 9; Gorokhov V., Lenk H. NanoTechnoScience as a Cluster of the Different Natural and Engineering Theories and Nanoethics // Silicon vs Carbon: Environmental and Biological Risks of Nanobiotechnology, Nanobionics and Hybrid Organic-Silicon Nanodevices. Freiburg–München: Springer, 2009).

Проведен сравнительный анализ становления философии техники и формулировки ее первой исследовательской программы в Германии и в России Показано, как из этого самоосознания общественной роли инженерного корпуса и вырастает философия техники как профессиональная рефлексия самих инженеров. (Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX столетий (сравнительный анализ). М.: Логос, 2009).

Определены методологические конструкты и форматы коммуникации постнеклассической науки и на их основе предложены новые компетенции и стратегии развития образования как аналитики и производства культурных образцов жизни (Буров В.А., Пищулин Н.П. Постнеклассическая парадигма и новые контексты образования. М.: ООО НИЦ «Инженер», 2009).

Показана и обоснована внутренняя сопряженность между постструктуралистской стратегией философствования и мировоззренческими вопросами, порождаемыми бурным развитием нанотехнологий (Свирский Я.М. Интерсубъективность в контексте постнеклассической парадигмы // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Мир, 2009).

Информация и интеллект рассмотрены в контексте ценностных трансформаций, происходящих в современном обществе. Статус информации как специфической ценности-ресурса, доступ к которой должен расширяться благодаря развитию компьютерных и телекоммуникационных технологий, соотнесен со статусом знания как классической ценности. Сформулирован вопрос о перспективах естественного интеллекта в информационном обществе, намечены подходы к его исследованию (Алексеева И.Ю. Информация и интеллект как ценности современной эпохи // Информационное общество. 2009. № 1. С. 42–49)

Обоснована перспективность использования теории рекурсивной сложностности как основного концептуального инструмента методологического осмысления специфики эмерджентных феноменов конвергенции современных высоких технологий (на примере рассмотрения так называемого NBIC-процесса). Показана перспективность сложностно-ориентированного подхода для оценки рисков и неопределенностей, порождаемых технократическими проектами «расширения человеческих возможностей» в контексте синергийной конвергенции нано-инфо-био-когно- технологий (Аршинов В.И. «Сетевой путь» современной нано-техно-научной практики // Постнеклассические практики и социокультурные трансформации. М., 2009. С. 60–72).

Постнеклассические практики рассмотрены с позиций синтетических квантово-синергетических онтологий телесности и деятельности человека. Предложено рассматривать синергетику как методологию коммуникативного конструктивизма (Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика как методология коммуникативного конструктивизма // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. М., 2009. С. 241–274).

Проведена реинтерпретация категорий семиотики (синтаксис, семантика, прагматика, знак, означаемое) с точки зрения процессуального и фрактального понимания знака и семодинамики, идей Л.С.Выготского и Ю.С.Степанова. Исследована концептуальная связь между положениями концепции автопоэзиса и фрактальной концепции в контексте философских проблем управления (Аршинов В.И., Тарасенко В.В. Автопоэзис, коммуникация, управление // Феномен человека в его эволюции и динамике. М., 2009 С. 109–137).

 

 

Сектор философских проблем истории науки

Зав. сектором – член-корреспондент РАН,
доктор филос. наук П.П. Гайденко

 

Осуществлен комплексный анализ семиотических учений в схоластике XVII в. Выявлена философская природа семиотики XVII в., определено ее место в общей структуре философских дисциплин (Вдовина Г.В. Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII в. М.: Изд-во Ин-та философии, теологии и истории св. Фомы, 2009).

Изучено и описано учение о божественных «генадах» или «единицах», представляющее собой отличительную черту философии позднего неоплатонизма. Показано, что это учение было разработано как попытка решить центральную для неоплатонизма проблему трансцендентного начала (Месяц С.В. Учение о генадах: Прокл, Сириан, Ямвлих // Диалог со временем. М., 2009. С. 1–28).

Рассмотрена известная проблема, связанная с тем, следует ли видеть в Оригене, упоминаемом в «Жизни Плотина» (VP), Порфирия, христианского мыслителя Оригена или некоего Оригена-платоника, жившего примерно в то же время, сделан и аргументирован выбор в пользу второй гипотезы (Серегин А.В. К вопросу о двух Оригенах // Богословские тр. Вып. 42. М., 2009. С. 44–86).

Изучены метафизические последствия введения Максимом в свою философско-богословскую систему божественных «логосов» как особого слоя реальности. Рассмотрен особенный подход к проблеме универсалий у Максима, который постулирует онтологическую взаимодополняемость и взаимозависимость общего и частного (Петров В.В. Трансформация античной онтологии у пс.-Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника // XIX Ежегод. богослов. конф. Православ. Свято-Тихонов. гуманитар. ун-та: Материалы. Т. 1. М., 2009. С. 16–25).

Показано, что язык экзистенции, как она понималась Кьеркегором, является языком особого рода – непрямым, символическим. Этим он радикально отличается от терминированного языка науки и философии, ориентированной на научное знание (Визгин В.П. Язык экзистенции в «Посткриптуме» Кьеркегора // Филос. науки. 2009. № 7. С. 34–52).

Дана интерпретация бинарной структуры творческого наследия французского философа Г.Башляра. Двунаправленность творчества этого философа (эпистемология и поэтическое воображение) объясняется личностью мыслителя, равно испытывавшего воодушевление и перед чудом современной науки, и перед загадкой поэтического воображения. При переходе от исследований научного духа к исследованиям поэтического образа Башляр переходил от эксплицитной эпистемологии к имплицитной онтологии (Визгин В.П. Между понятием и образом // Башляр Г. Избранное: Поэтика грезы. М., 2009. С. 389–434).

Показано, что тезис Карнапа об «отсутствии предиката существования» не является строгим и приводит к абсурду при описании вновь предсказанных явлений в физике и космологии. Показано также, что в неклассической логике имеются подходы (Гладких, Бержу и др.), которые непротиворечиво вводят оператор существования (Павленко А.Н. Обоснование научных теорий: логическая основа проблемы существования // 6-е Смирновские чтения. М., 2009. С. 132–134).

Показано, что процедура интерсубъективного обоснования научного и философского знания обладает рядом существенных недостатков: 1) она опирается на фактуальную эпистемологическую «общезначимость», а не на аналитическую эпистемологическую общезначимость; 2) фактуальная эпистемологическая общезначимость приводит к логическому кругу; 3) эти недостатки свидетельствуют о том, что интерсубъективная программа обоснования знания не является универсальной (Pavlenko A.N. Husserl, Wittgenstein, Apel: commutative expectations and communicative reality // Papers of the 32nd International Wittgenstein Symposium, Kirchberg am Wechsel. Vol. XVII. 2009. P. 332–334).

 

 

Центр методологии и этики науки

Руководитель центра – доктор филос. наук А.П. Огурцов

 

Дан анализ перехода исторической науки XX в. от методологических проблем объяснения к различным вариантам ее онтологического обоснования, что привело к осознанию своеобразия таких ее предметных областей, как социальное действие, событие, локальные культуры и цивилизации, память, смысл истории (Огурцов А.П. От методологии истории к метафизике истории // Наука: от методологии науки к онтологии. М., 2009. С. 168–234).

Предложена трактовка философии природы как онтологии естествознания, целью которой служит выявление и анализ онтологических схем – предметных и пространственно-временных структур, лежащих в основании классической физики (И.Ньютона, Р.Бошковича, Р.Декарта, Л.Эйлера) (Огурцов А.П. Философия природы как онтология // Философия природы сегодня. М., 2009. С. 52–85).

Показана роль понятия «интерсубъективность», которое, будучи шагом к объективности, характеризует признание тем или иным научным сообществом результатов научной деятельности и свидетельствует о коммуникативном характере научного открытия (Огурцов А.П. Интерсубъективность как проблема философии науки // Философия науки. Вып. 14: Онтология науки. М., 2009. С. 225–247).

Проанализировано современное искусство как схема понимания самой философии (Аронсон О.В. По ту сторону воображения. Н. Новгород: Центр совр. искусства, 2009. (в соавт.), формальная математика истолкована в контексте принципа деконструкции Ж.Деррида (Аронсон О.В. Возможна ли деконструкция в математике? // Наука: от методологии к онтологии. М., 2009. С. 123–139).

Рассмотрен феномен «антропологического времени» – темпоральность виртуальных практик, индивидуальные и социальные риски, возникающие при формировании темпоральных формаций времени в сознании человека (Хоружий С.С. Время как время человека: Темпоральность в призме синергийной антропологии // «Время конца времен». Время и вечность в современной культуре. М., 2009. С. 33–50). Предложена концепция синергийной антропологии как новой парадигмы гуманитарного знания и пути ее формирования как складывающейся эпистемы (Хоружий С.С. Синергийная антропология (На путях к новой конституции антропологического дискурса) // Спектр антропологических учений. Вып. 2. М., 2008. С. 3–15; Онтологическое размыкание человека // Спектр антропологических учений. Вып. 2. М., 2008. С. 16–32; Последний проект Фуко в призме синергийной антропологии // Человек.RU. Гуманитар. альманах. 2009. № 5. С. 1–44; Синергийная антропология. Томские лекции (Ч. 2) // Вестн. Томск. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2009. № 2(6). С. 97–132).

Раскрыта актуальность анализа логики рассуждения в конкретных коммуникативных контекстах, – логики, противостоящей ее формализации и ориентирующейся на создание теории смысла (Павлов К.А. Предметность философской логики // Владимир Соломонович Библер. М., 2009; На подступах к понятию логики // Вопр. философии. 2009. № 1; К тематизации понятия логики: формы познания и коммуникации // Наука: от методологии к онтологии. М., 2009. С. 67–98; О концепциях логики и смысле моделирования «логических рассуждений» // Филос. журн. 2009. № 2(3). С. 93–118; Вопрос о логике // Vox-journal. 2009. № 5).

Проанализированы методы стратегического мышления в различных областях социальной практики (в первую очередь, социогуманитарной, корпоративной и государственно-управленческой) (Генисаретский О.И. Вразумление души: вопросы о синергийно-антропологическом истолковании способностей ума, сознания и души // Феномен человека в его эволюции и динамике. М., 2009. С. 249–286; В рамках когнитивной семантики // Наука: от методологии к онтологии. М., 2009. С. 139–151; Между выживанием и развитием: возрастные состояния, мотивации и аффекты в структуре поколенческих практик // Человек.RU. Гуманитар. альманах. Новосибирск, 2009).

Выявлена зависимость будущих социальных и этнических общностей, с одной стороны, от глобальных процессов синергии цивилизаций, а с другой, от поиска Россией приемлемой цивилизационной и гражданской идентичности, прежде всего постнациональной социальности и этничности (Генисаретский О.И. Постнациональная этничность: цивилизационный смысл и проектно-стратегические намерения // Этнокультурная капитализация: проблемы, практики, перспективы. М., 2009. С. 15–34).

Трансцендентализм понят как явное или скрытое обоснование универсальности прав человека, составляющих необходимую норму человеческих отношений (Гутнер Г.Б. Права человека: локальная ценность или универсальная норма // Santalka. Filosofija. 2009. Т. 17. № 1. P. 12–19; Субъект постнеклассической науки // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009. С. 397–419).

Дан анализ понимания поздним М.Хайдеггером связи техники с поворотом новоевропейской мысли к «забвению бытия» и с осознанием себя как стремления к господству над сущим (Мурзин Н.Н. Хайдеггер о технике: существо вопроса // Электрон. журн. «Vox». 2009. № 7).

Раскрыты генезис и своеобразие метода «Да» и «Нет» Петра Абеляра и негативной диалектики Л.Валлы, которые провели различие между устоявшимся авторитетными мнениями Аристотеля и способностью к рассуждению и к формированию рационализирующих концептов, а не рациональных понятий (Неретина С.С. Предисловие к изд.: Уайтхед А.Н. Приключения идей. М.: ИФ РАН, 2009; Вещь как то, о чем речь // Философия и этика: Сб. научн. тр. к 70-летию А.А.Гусейнова. М., 2009. С. 184–199).

 

 

Центр био- и экофилософии

Руководитель центра – доктор филос. наук И.К. Лисеев

 

Раскрыты основные направления формирование новой философии природы, отвечающие многообразным требованиям сегодняшних дней, проанализирован статус философии природы в современном научном знании, показаны исторические трансформации представлений о природе от античности до современного понимания, обсуждена философско-антропологическая проблематика современной философии природы (Философия природы сегодня / Отв. ред.: И.К.Лисеев, В.Луговский. М., 2009).

Проанализировано изменение методологического и психологического базиса современного образование – переход от формально-логической дисциплинарной структуры к нарративно-интерпретационной модели (Баксанский О.Е. Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные.
М., 2009; Баксанский О.Е. Физика и математика: анализ оснований взаимоотношения. Методология современного естествознания М., 2009).

Исследовано влияние смены концептов природы на образ человека в конкретно-научных разработках. Показано, что сохранение существующего вектора геномных исследований необходимо ведет к внедрению «качественной демографии», т.е. грамотной евгенической политики (Хен Ю.В. Проблема природы человека в современных геномных исследованиях. М., 2009).

Проанализирован один из важнейших аспектов проблемы адаптации человека к окружающей среде – эволюционный. Сделан вывод о том, что специфика современных эволюционных тенденций состоит в том, что биологическая эволюция человека не ведет теперь к образованию новых видов homo sapiens, поскольку благодаря применению технических средств человек создает искусственную среду своего обитания и преодолевает изолированность экологических ниш как важного фактора видоизменения в органическом мире (Петрова Е.В. Адаптация человека как социоприродная проблема // Философия природы сегодня. М., 2009).

Проанализирована непосредственная связь универсалий современной культуры с теорией биологической эволюции. Исследованы разные типы социальных моделей, основанных на биологическом утопизме. Показана недостаточность ноосферной модели (Фесенкова Л.В. Специфика биологии в дискурсе общенаучных проблем // Философия науки. Вып. 14: Онтология науки. М., 2009).

Показано, что популяция и организм строятся на принципиально разных основаниях. Популяцию нельзя сложить из организмов. Следствием является необходимость изучения каналов связи между популяцией и организмами (Королёв А.Д. Жизнь: конструктор и режиссёр // Философские проблемы современной психологии. М., 2009).