Институт Философии
Российской Академии Наук




  История восточной философии
Главная страница » Книги » Академические серии ИФ РАН » История восточной философии

История восточной философии

 

Железнова Н.А. Дигамбарская философия от Умасвати до Немичандры: историко-философские очерки 

 

Железнова Н.А. Дигамбарская философия от Умасвати до Немичандры: историко-философские очерки / Н.А. Железнова; Ин-т востоковедения РАН. – М.: Вост. лит., 2012. – 431 с. – (История восточной философии; осн. в 1993 г.). – ISBN 978-5-02-036516-2 (в пер.)

В книге впервые в российской индологии подробно исследуется философское наследие четырех учителей дигамбарской ветви джайнизма: Умасвати (III–IV вв.), Кундакунды (III–IV вв.), Амритачандры Сури (IX–X вв.) и Немичандры Сиддханты Чакравартина (X–XI вв.). Каждому из них посвящен один из самостоятельных разделов книги, включающий в себя переводы сочинений данного учителя. Отдельно помещен также перевод небольшого, по философски чрезвычайно важного трактата Акаланки Бхатты, сыгравшего огромную роль в становлении джайнской логики.

 

Карелова Л.Б. Учение Исиды Байгана о постижении «сердца» и становление трудовой этики в Японии

 

Карелова Л.Б. Учение Исиды Байгана о постижении «сердца» и становление трудовой этики в Японии / М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2007. – ISBN: 5-02-018516-7

В монографии исследуется формирование базовых ценностей трудовой этики в Японии на основе идейного комплекса традиционной дальневосточной философии. В качестве репрезентативной модели представлено учение японского мыслителя Исиды Байгана (1685–1744). Важным результатом работы стало выявление мировоззренческой парадигмы, характеризующей японское общество на пороге модернизации. Особое внимание уделено анализу категории «сердце» как одной из ключевых категорий японской культуры. В Приложении даются комментированные переводы основных сочинений Исиды Байгана, которые публикуются на русском языке впервые.

 

Железнова Н.А. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма

 

Железнова Н.А. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма / М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. – ISBN: 5-02-018454-3.

В книге впервые в отечественной инодологии исследуется философско-религиозная доктрина одного из наиболее авторитетных представителей джайнизма – Кундакунды, или Кундакундачарьи (III–IV вв.). При изучении доктрины Кундакунды автор опирается на анализ четырех базовых трактатов: «Правачанасара» («Суть изложения [учения]»), «Панчастикая-сара» («Суть [учения о] пяти протяженных субстанциях»), «Нияма-сара» («Суть [учения о] воздержании») и «Самая-сара» («Суть наставления»). Тексты, авторство которых традиция приписывает Кундакунде, хотя они могли принадлежать разным авторам и составляться в разное время, рассматриваются как единое целое – Corpus Cundacundae. К исследованию прилагается комментированный перевод самих текстов, а также перевод избранных глав «Таттвартха-адхигама-сутры» Умасвати, словарь терминов, указатели имен и текстов, библиография.

 

Прашастапада. Собрание характеристик категорий («Падартха-дхарма-санграха»). Собрание характеристик категорий («Аадартха-дхарма-санграха»)

 

Прашастапада. Собрание характеристик категорий («Падартха-дхарма-санграха»). Собрание характеристик категорий («Аадартха-дхарма-санграха») / М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. – ISBN: 5-02-018434-1.

«Собрание характеристик категорий» индийского философа VI в. Прашастапады – основополагающий текст философской школы вайшешика. Первый полный перевод памятника на русский язык публикуется вместе с классическим комментарием «Цветущее дерево метода», составленным Шридхарой (X в.). Всё, что существует в этом мире, Прашастапада распределяет по категориям, которые исследует по отдельности и в их взаимодействии, открывая общие принципы бытия. В своих исследовательских комментариях автор перевода стремится ввести читателя в мир представлений средневековой индийской мысли о человеке и его месте во Вселенной, о познании, добродетельном поведении и освобождении от страданий. Перевод сопровождается обширным справочным материалом, примечаниями, указателями имен, названий текстов и санскритских терминов.

 

Садр ад-Дин аш-Ширази (Мулла Садра). Престольная мудрость

 

Садр ад-Дин аш-Ширази (Мулла Садра). Престольная мудрость / Предисловие, примечания и перевод с арабского Яниса Эшотса. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2004. – ISBN 5-02-018357-1.

«Престольная мудрость» – одно из основных произведений арабоязычного персидского автора XVII века Садр ад-Дина аш-Ширази (Муллы Садры), содержащее квинтэссенцию его философских взглядов. В этом сочинении, впервые издающемся на русском языке, осуществлен синтез основных течений мусульманской философской мысли: богословия, восточного перипатетизма, иллюминативизма и монизма. Высокий уровень комментариев, которыми снабжен перевод, увеличивает его научную ценность.

 

 

Шохин В.К. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н.э. – II в.н.э.)

 

Шохин В.К. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н.э. – II в.н.э.) / М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2004. – ISBN: 5-02-018390-3.

Первое в индологии исследование раннего этапа истории всех школ индийской философии от эпохи первых философов (середина I тыс. до н.э.) до периода классической философии даршан (со II в.н.э.). Будучи логическим продолжением учебника того же автора «Первые философы Индии» (М., 1997), книга может быть рекомендована для всех учебных центров, в которых изучается история восточной мысли, в качестве учебного пособия, специально посвященного индийской философии. В первой (исследовательской) части книги, которая может использоваться как лекционный материал, рассматриваются философские направления обозначенного периода – эристика локаяты, материализм ранней чарваки, джайнизм, все школы и «подшколы» традиционного буддизма («семейств» махишасаки, стхавиравады, махасангхики), санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта, философия грамматистов. Вторая часть содержит тексты древних и средневековых индийских учебников философии, переведенные с санскрита автором книги, и предназначена для семинарских занятий.

 

Лысенко В.Г. Универсум вайшешики (по «Собранию характеристик категорий» Прашастапады)

 

Лысенко В.Г. Универсум вайшешики (по «Собранию характеристик категорий» Прашастапады) / М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003. – ISBN: 5-02-018252-4.

Вайшешика – одна из основных школ индийской философии. На материалах классического текста этой школы «Собрание характеристик категорий» («Падартха-дхарма-санграха», или «Прашастапада-бхашья») Прашастапады (VI в. н.э.), с комментарием «Ньяя-кандали» Шридхары автор исследует представления вайшешиков об устройстве мироздания – о формирующих вещный мир атомах земли, воды, огня, ветра; о принципах его пространственно-временной организации; о том, каким общим этико-космическим законам он подчиняется (дхарма, карма и сансара). К исследованию прилагается перевод тех фрагментов сочинения Прашастапады с комментарием Шридхары, в которых преобладает натурфилософская тематика. Книга снабжена библиографией. указателями имен, текстов, терминов и реалий, а также выборочным списком сутр из базового текста вайшешики «Вайшешика-сутры».

 

Икбал Мухаммад. Реконструкция религиозной мысли в исламе

 

Икбал Мухаммад. Реконструкция религиозной мысли в исламе / Перевод с англ., предисловие и комментарии М.Т.Степанянц. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. – ISBN: 5-02-018308-3.

«Реконструкция религиозной мысли в исламе» Мухаммада Икбала (1873–1938) – самая серьезная попытка осмысления мусульманского духовного наследия с учетом политических и социально-экономических вызовов XX в., современных достижений науки и философского знания. Перевод и исследование творчества Икбала призваны содействовать ломке сложившихся в отношении ислама стереотипов, недооценивающих присущие исламской культуре потенции к развитию, адаптации и совершенствованию.

 

 

Канаева Н.А., Заболотных Э.Л. Проблема выводного знания в Индии

 

Канаева Н.А., Заболотных Э.Л. Проблема выводного знания в Индии / М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. – ISBN: 5-02-018206-0.

Издание объединяет две работы по истории индийской логики. В одной (Н.А.Канаева) представлены впервые осуществленный перевод с санскрита на русский язык и исследование логического текста Шантаракшиты – буддиста, жившего в Индии в VIII в.; в другой (Э.Д.Заболотных) детально проанализирована буддийская теория вывода, разработанная в VI в. Дигнагой и развитая в последующие века Дхармакирти и Дхармоттарой. Книга в целом содержит информацию, проливающую свет на историю логики и теоретического мышления в Индии. 

 

 

Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства

 

Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства / М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. – ISBN: 5-02-01863-7.

Первая в отечественной литературе обобщающая работа, в которой освещены все основные аспекты зарождения и развития одного из важнейших духовных явлений китайской культуры – неоконфуцианства (X – начало XX в.), философии, на протяжении тысячелетий идейно доминировавшей в Китае и не отказавшейся от претензии на это до сих пор. В качестве центральной модели представлено учение самого оригинального традиционалиста – Ван Янмина (1472–1529), предшественники которого рассмотрены логико-исторически, а последующие мыслители – историко-логически. Проанализированы все принципиально различающиеся определения и концепции неоконфуцианства, специально разработаны его понятийный аппарат и соотношение с современным постконфуцианством.

 

 Универсалии восточных культур

 

Универсалии восточных культур / М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – ISBN: 5-02-018233-8.

Коллективная монография посвящена исследованию культурных оснований, обеспечивающих специфику индийской, арабо-мусульманской и китайской цивилизаций. «Восточные» категории и понятия рассматриваются не замкнуто в контексте той или иной культуры, а в сопоставлении с соответствующими категориями западной философии.

 

  

 

От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре

 

От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре / М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. – ISBN 5-02-017886-1.

В книге исследуется фундаментальная категория китайской философии культуры – дэ (от второй половины II тысячелетия до н. э. до наших дней).

 

  

 

Средневековая арабская философия: проблемы и решения

 

Средневековая арабская философия: проблемы и решения / Отв. ред. Фролова Е.А. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998.

Книга содержит новый взгляд на основные философские проблемы арабского средневековья, на то, что следует понимать под термином «средневековая арабская философия» – комментирование античного наследия или последовательное развитие философской мысли в нескольких сменивших одна другую философских школах. Одна из центральных проблем – тема единства бытия – раскрывается через осмысление мистической философии (суфизма) как пантеизма. Анализ понятий общего и особенного позволяет увидеть место индивидуального, индивида, личности в универсальном, в социальной общности. В учении о разуме (ноологии) особый интерес представляет концепция деятельного разума, понимание его природы.

Особый интерес для читателя представляют комментированные переводы с арабского классических текстов по каламу и суфизму, а также словарь терминов средневековой арабской философии.

 

Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма

 

Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма / М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. – ISBN 5-02-017770-9.

Книга серии «История восточной философии» включает две самостоятельные части и посвящена «неортодоксальным» традициям индийской философии – буддизму и джайнизму. Исследуются философские аспекты раннего буддизма (до возникновения хинаяны и махаяны), и сделана попытка определить его значение в общем комплексе буддийской догматики и религиозной практики. Раздел по джайнской философии – первый опыт рассмотрения на русском языке наследия этого влиятельного направления индийской мысли.

   

Шохин В.К. Брахманистская философия

 

Шохин В.К. Брахманистская философия / М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. – ISBN 5-02-017672-9.

Главной задачей этой книги является заполнение того пробела в отечественной индологии, который образовался из-за отсутствия реальной разработки истории определяющей традиции индийской философии. Интересно, однако, что основные периоды историй индийской мысли, которым посвящена книга, оказались фактически не исследованы и в зарубежной науке.

 

 

 

Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии

 

Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии / М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1993. – ISBN 5020174076.

Монография посвящена комплексному решению ряда историко-философских и синологических задач: воспроизведению в качестве целостной системы «учения о символах» (сян шу чжи сюэ) – универсальной и общепринятой формальной методологии философского и научного знания в традиционном Китае, или оригинальной концепции китайской нумерологии как особой методологической теории символизационных пространственно-числовых структур, установлению ее стандартной содержательной интерпретации, выяснению ее происхождения и основных этапов исторической эволюции, анализу взаимодействия с альтернативной методологической системой – протологикой, сопоставлению с аналогичными явлениями в европейской философии, т.е. аристотелевско-стоической формальной логикой и пифагорейско-платонической нумерологией, или структурологией (аритмологией).