Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел историко-философских исследований
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2007 » Отдел историко-философских исследований

Отдел историко-философских исследований

Научный отчет за 2007 год 

 

Сектор истории западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук Н.В. Мотрошилова

 

Предложена новая систематическая социально-философская концепция и выработано фундаментальное понятие цивилизации и варварства; показано, что варварство – это не только доцивилизационная история человеческого рода, но и «наследственный код», сохраняющийся на всех более поздних стадиях развития цивилизации, включая современную эпоху, и находящий проявление в насильственных, разрушительных действиях индивидов, социальных объединений и целых стран, а также в опасностях, сегодня угрожающих самому существованию человечества и его цивилизации. Данная концепция применена к анализу кризисных явлений социально-исторического развития современного мира, в том числе к исследованию глубинных истоков противоречивого развития России на рубеже XX и XXI вв. (концепция представлена в монографии Н.В.Мотрошиловой «Цивилизация и варварство в современную эпоху» (М.: ИФРАН, 2007).

В рамках серии работ, посвященных философии Канта, выполнены:

А) коллективное современное исследование, которое осмысливает творения Канта как нетленное наследие, обнаружившее свою историческую стойкость, ставшее предметом многосторонней историко-культурной, историко-философской рефлексии, и, одновременно, как злободневный проект, чаще других классических учений вовлекаемый в современный дискурс, в самые острые и насущные дискуссии, касающиеся проблем человека и его познания, учения о методе, моральной философии, учения о ценностях, вопросов «вечного мира» и союза государств (Иммануил Кант: наследие и проект: По материалам Междунар. кантовского конгр., Москва, 24–28 мая 2004 г. М.: Канон+, 2007.).

Участие сотрудников сектора нашло свое выражение:

– в оригинальном осмыслении кантовской концепции вещи самой по себе как метафизического и гносеологического обоснования идеи свободы (статья В.А.Жучкова. «Понятие вещи в себе у Канта как условие спасения свободы»);

– в доказательстве того, что интерпретация второй формулы категорического императива, предложенная В.С.Соловьевым, открывала кратчайший путь для философско-правового развёртывания кантовской этики (статья Э.Ю.Соловьева. «Вторая формула категорического императива в морально-правовом учении В.С.Соловьева»);

– в актуальном анализе учения Канта о предметности в свете современного понимания «принципа конструктивизма» (статья Т.Б.Длугач. «Принцип конструирования и проблема предметной данности в философии И.Канта»);

– в анализе учения Канта о «вечном мире» и союзе государств как кульминационного пункта синтезирующей метафизической, философско-правовой, этической теории, обнаружившей огромную теоретическую и прогнозирующую силу (статья Н.В.Мотрошиловой «Концепция ‘вечного мира’ и союза государств И.Канта: актуальное значение»);

– в пересмотре традиционных марксистских оценок философии Канта (статья Т.И.Ойзермана «Марксизм и философия И.Канта»).

Б) Опубликованная в Германии на немецком языке книга «Kant im Spiegel der russischen Kantforschung heute» (Stuttgart, Bad-Cannstatt. Fromman-Verlag. 2007.) впервые знакомит зарубежных читателей с идеями, подходами, достижениями и дискуссиями современного российского кантоведения.

В книге опубликованы статьи трех сотрудников сектора (Н.В.Мотрошиловой, Э.Ю.Соловьева, В.А.Жучкова). Помимо этого, Н.В.Мотрошилова – один из ответственных редакторов книги (совместно с Норбертом Хинске, ФРГ).

В) Переведенная на русский язык книга выдающегося немецкого кантоведа Н.Хинске. (Между просвещением и критикой разума. /Отв. ред., вступ. ст. Н.В.Мотрошиловой; научн. ред. Т.Б.Длугач. М.: Культур. революция, 2007) впервые знакомит отечественных читателей с так называемым «логическим корпусом Канта» и с соответствующей проблематикой, очень мало исследованной в отечественной литературе.

В рамках проекта, посвященного философии позднего Гуссерля, подробно освещены смысл и современное значение концепции «жизненного мира», имеющей глубокий теоретический и практический смысл, но до сих пор не разъясненного в истории отечественной философии (цикл статей Н.В.Мотрошиловой).

 

Сектор современной западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук А.М. Руткевич

 

Проведено исследование философских взглядов Поля Рикёра. «Поль Рикёр – философ диалога» (9 а.л.). В книге анализируется проводимое Рикёром различение этики и морали и обоснование этики как стремления к совершенной жизни (к «благой жизни» – Аристотель), находящейся на более высоком уровне, чем мораль; исследуется историко-философская концепция Рикёра, в которой представлен диалог французского мыслителя с философскими учениями прошлого и современности: Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, с персонализмом, экзистенциализмом, феноменологией, психоанализом и др.; прослеживается путь становления и развития учения Рикёра о человеке, являющегося центральной темой его исследований; рассматривается трактовка Рикёром бергсоновской концепции памяти, на идеи которой он опирается при разработке своей концепции «человека могущего», одной из важнейших черт которого он считает способность помнить; отечественному читателю представляются главные идеи трёхтомного произведения Рикёра «Время и рассказ», целью которого является изучение повествования как способа освоения времени человеческой жизни и человеческого действия; анализируется понимание французским философом переводческой деятельности как средства духовного общения между людьми и культурами.

Выполнен анализ одной из форм современного натурализма в решении кардинальных для философии проблем свободы, детерминизма, морали и ответственности, представленной известным американским философом Д.Деннетом. Результаты исследования опубликованы в книге: Юлина Н.С. Философский натурализм. О книге Дэниела Деннета «Свобода эволюционирует» (12,6 а.л., М., Канон+). Эксплицирована одна из форм современного натурализма в решении кардинальных для философии проблем сознания, свободы, детерминизма, морали и ответственности. Показано, что в англоязычной философии сознания, какой она сложилась к началу ХХI в., характерный для ХХ в. «лингвистический крен» все больше сменяется «натуралистическим креном», а прежние формы натурализма (например, эволюционизм К.Поппера) трансформируется в новые теоретические формы, в которых феномен сознания (Я, свободы воли) объясняется ссылками на те или иные научные данные (физики, нейрофизиологии и др.). Эти новые тенденции ранее не получали освещения в отечественной литературе. Книга Деннета «Свобода эволюционирует» является знаковой для этой новой тенденции. В ней предпринята попытка определить место человеческой свободы в мире детерминизма и доказать их совместимость с помощью «дарвиновского мышления», идеи природно-культурной коэволюции и распространения эволюционных алгоритмов «мира Жизни» на все проявления жизнедеятельности человека, в том числе на сферу морали, свободы и ответственности.

Монография И.А.Михайлова «Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Ч. 1: 1914–1939 гг.» – первое отечественное исследование, специально посвященное основателю одного из наиболее влиятельных философских течений современности. В книге анализируется ранний этап формирования идей Франкфуртской школы социальных исследований (1914–1919) на основе материалов лекций и посмертно опубликованных семинарских протоколов школы, рецензий и дневниковых записей М.Хоркхаймера, которые в отечественной литературе ранее не иследовались. Идеи Хоркхаймера представлены в широком контексте философских, социологических, психологических, литературных и политических течений начала XX в., а также в сопоставлении с теориями его коллег и друзей: В.Беньямина, З.Кракауэра и Т.Адорно.

 

Сектор восточных философий

Зав. сектором – доктор филос. наук М.Т. Степанянц

 

Опубликован труд «Знание и вера в контексте диалога культур» в серии «Сравнительная философия». (М.: Вост. лит., 2007. 24 а.л.). Традиционная для философии проблематика рассматривается с учетом современных тенденций: кризис рационального знания и религиозной веры; глобализация и поиск снятия конфронтации между цивилизациями посредством диалога культур. Впервые в мировой научной литературе соотношение знания и веры представлено в разнообразии подходов китайской, индийской, мусульманской и западной цивилизаций. В отличие от сравнительных исследований прошлого (направленных преимущественно на выявление общего, на синтез посредством своеобразной конвертируемости категорий и понятий) утверждается несостоятельность планов мирового синтеза культур, целесообразность признания и сохранения культурного многообразия.

Завершено исследование японской трудовой этики как одного из наиболее интересных направлений в рамках дальневосточной философии позднего средневековья и нового времени. Основными теоретическими результатами являются: определение мировоззренческой парадигмы, характерной для Японии накануне ее модернизации; раскрытие влияния социокультурной ролевой модели японского общества на формирование нового представления о труде и выработку трудовых ценностей; установление идейных истоков японской трудовой этики, послужившей прообразом национальной корпоративной этики бизнеса и составившей самобытную духовную основу японской экономической жизни. Анализ категории «сердца» в трудах виднейших представителей японской трудовой этики показал, как общее для всей дальневосточной философии учение о постижении собственного «сердца», связанное с опытом просветления, было трансформировано в практическую философию, ориентированную на эффективную деятельность во внешнем мире, в том числе и в сфере экономики. В ходе исследования в научный оборот были введены совершенно новые источники, ранее недоступные для отечественного читателя (Карелова Л.Б. Учение Исиды Байгана о постижении «сердца» и становление трудовой этики в Японии. М.: Вост. лит., 2007. 20 а.л.; Карелова Л.Б. У истоков японской трудовой этики. М.: Вост. лит., 2007. 12 а.л.).

Предложено целостное представление об индийской философской традиции в ее исторической ретроспективе, включающей раннюю (древнеиндийскую философию) и зрелую (средневековую философию) стадии развития. Материалом для изложения и обобщения служат современные индологические исследования и доступные переводы первоисточников (Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья. 12 п.л.).

Выдвинута новая фундированная концепция онтологических и гносеологических оснований суфизма, в рамках которой предложена попытка реконструкции эволюции ранних аскетико-мистических учений ислама (зухд) в одно из ведущих религиозно-философских направлений в исламе. Выявлено наличие логической преемственности в решении ряда основных проблем представителями раннего и «философского» суфизма. Это позволило критически сравнить различные варианты построения метода познания трансцендентного Бытия (Насыров И.Р. «Достижение истинности» (тахкик) в гносеологии доктринального суфизма // Вопр. философии. 2007. № 10; Насыров И.Р. Исламское представление о Боге (Аллахе) как вершителе справедливости и его философские и религиозные основания // Междунар. конф. «Глобализация и справедливость». Москва, РУДН, 15–16 февр. 2007 г.).

Выдвинута гипотеза о связи атомизма в Греции и Индии с индо-европейской языковой матрицей. Рассмотрено происхождение индийской философской теории универсалий в индийской грамматологии. Предложена новая интерпретация понятия «индийская философии» на основе логической доктрины «семейного сходства» (см.: Atomistic Formulations in Indian Thought. – Victoria Lysenko, Michel Hulin. Classical Indian Philosophy Reintepreted. New Delhi, 2007. Р. 9–26; Origin of the Idea of Universals: Vaisheshika or Vyakarana // Там же. Р. 27–46; Classical Indian Philosophy in the Perspective of Cultural Studies: Sketching a New Approach // Там же. Р. 139–150).

В научный оборот введены русские переводы философской классики (Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ихйа ‘улум ад-дин (Возрождение религиозных наук). Т. I. Ч. I. / Пер. с араб.: И.Р.Насыров, А.С.Ацаев; Ясперс К. Великие философы /Пер. Г.Б.Шаймухамбетовой).

 

Сектор истории русской философии

Зав. сектором – доктор филос. наук М.Н. Громов

 

Книга И.А.Кацаповой и С.И.Бажова «Философское мировоззрение П.И.Новгородцева» (М., ИФРАН, 2007, 8 п.л.) представляет собой первое монографическое исследование философского мировоззрения видного русского мыслителя начала ХХ в., теоретика права, публициста и общественного деятеля.

Анализируя генезис, основные принципы, компоненты, логику, эволюцию и идейное влияние философского мировоззрения П.И.Новгородцева, авторы особое внимание уделяют рассмотрению вклада философа в осмысление актуальной проблематики развития правосознания как одной из важнейших составляющих политической культуры демократического общества.

В монографии А.В.Соболева «О русской философии» (СПб., 2007, 22 п.л.) охарактеризована персоналистическая традиция в русской философии XX в. (П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.); рассмотрена связь евразийского направления в русской философской и общественной мысли XX в. с предшествующей почвеннической традицией русской философии.

В монографии А.Д.Сухова «П.А.Кропоткин как философ», представляющей собой первую монографическую публикацию о Кропоткине как философе, исследуются характерные особенности философского мировоззрения мыслителя, в том числе его онтологические, гносеологические и этические воззрения, представляющие сложную взаимосвязь позитивистских, материалистических и антиэтатистских идей. Сделана попытка по-новому охарактеризовать его место в истории философской мысли.

В книге «Митрополит Никифор» (В.В.Мильков, С.М.Полянский, С.В.Милькова) воспроизводятся ранее не публиковавшиеся списки произведений мыслителя. Творчество первого русского христианского неоплатоника исследовано в контексте русско-византийских идейных взаимосвязей; выявлена специфика христианского неоплатонизма конца XI – начала XII вв. и роль Никифора, выходца из Византии, в трансляции этих религиозно-философских идей на русскую мысль. Религиозно-философское наследие Никифора анализируется в сравнении с другими религиозно-философскими идеями той эпохи. Делается вывод, что Никифор стал первым представителем Александрийской школы религиозного философствования в средневековой отечественной мысли.

В очередных выпусках серии «Памятники древнерусской мысли»: «Космологические произведения в книжном наследии Древней Руси» публикуются переводные религиозно-философские памятники космологического содержания. Материалы помещены в 2-х книгах по различным традициям: плоскостно-комарной и геоцентрической. Втруде показано, что русская мысль приобщилась к философско-богословскому европейскому наследию уже до XV в., опираясь на достигнутый в средние века уровень космологических трактовок мироздания.