Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор философии культуры
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2013 » Сектор философии культуры

Сектор философии культуры

Научный отчет за 2013 год

Сектор философии культуры

Зав. сектором – доктор филос. наук С.А. Никольский

 

Предложена интерпретация миссии философии как носителя и хранителя гуманистической традиции европейской культуры (Межуев В.М. Гуманизм и современная цивилизация; Межуев В.М. Свобода в социально-исторической перспективе).

 

В рамках феминистской социальной эпистемологии предложен новый подход к анализу идентичности. Впервые рассмотрена проблематизация категории женского опыта эпистемологами третьего мира, предлагающими новые продуктивные интерпретации мозаичной идентичности (Воронина О.А. Феминистская социальная эпистемология). В плане практического применения гендерной теории описаны проблемы и противоречия в современной гендерной политике России (Воронина О.А. Политика гендерного равенства в современной России: проблемы и противоречия).

 

Показано, что всякая власть в конечном счете – власть духовная. Она не существует вне системы мировоззрения как совокупности идей, ценностей, образцов поведения. По этой причине власть должна быть чутка к изменениям, диктуемым процессами глобализации и развития культуры (Никольский С.А. Массы – глобализация – культура и духовная власть).

 

Размышления о власти в политическом аспекте позволили представить ее как сочетание органического, неестественного и национального начал (Симуш П.И. Patriotica России: нужна ли она властям?). Проблематика гражданской идентичности рассмотрена в аспекте российской предпринимательской благотворительности (Наумова Т.В. Частная поддержка науки в России).

 

Фундаментальные аспекты культурных практик освещены через призму языковых стратегий (Домников С.Д. Концепция мифа во французской антропологии Роже Кайуа).

 

Конструирующая идентичность памяти рассмотрена с точки зрения топографической карты прошлого. Выявлены характерные проявления хронотопа в отечественной крестьянской культуре, до сих пор в значительной мере определяющей идентичность россиян (Кознова И. Социальная память русского крестьянства в XX веке; Кознова И.Е. Крестьянская память как взаимодействие пространства и времени).

 

Изучен механизм конструирования идентичности в этнокультурных меньшинствах, что позволило акцентировать проблему религиозной идентичности микросообществ в аспекте её зависимости от процессов межкультурной коммуникации на микроуровне (Трофимова К.П. Особенности религиозной культуры цыган в контексте религиозного плюрализма на Балканах; Трофiмова К. Соцiологiя религii в Сербii: огляд сучасного стану (пер. з рос. О.Мухи)).