Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор эстетики
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2013 » Сектор эстетики

Сектор эстетики

Научный отчет за 2013 год

Сектор эстетики

Зав. сектором – кандидат филос. наук Е.В. Петровская

 

Продолжено исследование трансформаций, переживаемых эстетикой в наше время. Показано, что эстетическое созерцание как культурная практика индивидов уступает место разделяемому восприятию как доминантной практике сообществ: сегодня чувственно воспринимает уже коллективный субъект (Петровская Е.В. Ширпотреб определяет наше восприятие искусства). Выявлено становление современного искусства как своеобразного «неискусства», выполняющего коммуникативные, социальные, этические и аналитические функции, не сводимые ни к художественному, ни к авторскому выражению, но противостоящие и тому и другому (Аронсон О.В. Машина и женщина (заметки о Марселе Дюшане)).

 

Проанализированы теоретические истоки абстрактной тенденции во всеобщей истории искусства (Липов А.Н. «Ein Beitrag zur Stillpsychologie». В.Воррингер об абстракции и вчувствовании в искусстве). Впервые обнародован дипломатический архив выдающегося русского мыслителя К.Н.Леонтьева, раскрывающий его основополагающие идеи, касающиеся политических, социальных, религиозных, нравственно-эстетических и культурных ценностей (Леонтьев К.Н. Записки и донесения / Сост., предисл., вступ. ст. и коммент. К.М. Долгов).

 

Показано, что традиционные феномены и универсалии культуры и искусства вступают в сложные процессы конвергенции с посткультурными явлениями (Бычков В.В. Эстетика в глобализирующемся мире). Выявлено, что в этой ситуации особую научно-практическую значимость для развития эстетического знания представляют главные феномены художественно-эстетической метафизики: миф, символ и художественность как способ выражения символа средствами искусства (Бычков В.В. Миф в пространстве художественной символизации (пролегомены к современной философии искусства)). Показано, что присущие искусству принципы изображения, выражения, символизации, мифологизации в сложных взаимопереплетениях обнаруживаются на самых разных этапах истории искусства и в разных его видах (Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог plus). Раскрыта инновационная проблема выразительных средств мультимедиа в традиционных и технических искусствах (Маньковская Н., Бычков В. Мультимедиа: эволюция художественного языка). Специальное внимание уделено изучению эстетической ориентации познающего сознания, взаимосвязи эстетики и эпистемологии (Кормин Н.А. Эстетическая настроенность познания). Выявлены актуальные для современной эстетики художественно-эстетические константы французского символизма: принципы идеализации, соответствий, теургии, суггестии, синтеза искусств, синестезии и др. (Маньковская Н.Б. Художественно-эстетические константы французского символизма). Показано, что предчувствие глобального кризиса культуры крупнейшими мыслителями Серебряного века нашло свое реальное подтверждение в современной глобализирующейся цивилизации (Бычков В.В. Кризис культуры в эсхатологическом свете философии Николая Бердяева).