Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел эпистемологии и логики
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2010 » Отдел эпистемологии и логики

Отдел эпистемологии и логики

Научный отчет за 2010 год

 

 

Сектор теории познания

Зав. сектором – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский

 

Обоснован тезис о том, что в связи с изменением роли науки в обществе знания и возникновением технонауки возрастает роль биологических, когнитивных и социальных технологий и становится практической возможность трансформации человеческого тела и психики. В этой связи были выявлены новые измерения методологического и ценностно-нормативнонго анализа когнитивной науки и когнитивных технологий, а также социальных и биосоциальных проектов (Лекторский В.А. Философия, общество знания и перспективы человека // Вопр. философии. 2010. № 8; Лекторский В.А. Эпистемология и когнитивные исследования // Эпистемология вчера и сегодня. М., 2010).

Был выдвинут и обоснован тезис, согласно которому современную эпистемологию надо развивать как эмпирическую науку по образцу естественнонаучных дисциплин. Социальные эстафеты, т. е. воспроизведение деятельности по непосредственным образцам, лежат в основе все-таки это слишком сильное утверждение социальных процессов, образуя нечто вроде социальной атомистики или социальной генетики (Розов М.А. Познание как предмет эпистемологии // Эпистемология вчера и сегодня. М., 2010. С. 31–50).

Выделены основные виды кодов и два типа задач расшифровки нейродинамических кодов, соотносимых с субъективной реальностью (прямая и обратная) (Дубровский Д.И. Философские подходы к проблеме «мозг и психика» // Вестн. Рос. акад. наук. 2010. № 5–6; Дубровский Д.И. Расшифровка мозговых кодов явлений субъективной реальности (методологические вопросы) // 4-я Междунар. конф. по когнитивной науке. Т. 1. Томск, 2010).

Показано, что этические вопросы о познании как долге и ответственности, о свободе творчества и необходимости осознания её границ становятся всё более значимыми. Очевидным примером взаимосвязи эпистемологии и этики становится проблема релятивизма, а точкой их пересечения является, в частности, проблема истины (Черткова Е.Л. Знание в мире ценностей // Эпистемология вчера и сегодня. М., 2010. С. 98–115).

Проанализирована коммуникация как идеальная речевая конструкция и её связь с реальными социальными процессами. Исследован вопрос о сферах применения коммуникативной методологии и её использовании в качестве практической стратегии, в частности в сфере права (Фарман И.П. О расширении предметного поля языка и коммуникации (от герменевтики к коммуникационному подходу // Эпистемология вчера и сегодня. М., 2010; Фарман И.П. Язык и действие: традиционные и новые контексты // Философия науки. Вып. 15: Эпистемология: актуальные проблемы. М., 2010. С. 163–182.).

Проведено исследование соотношения истины и достоверности, знания и веры (Левин Г.Д. Критерий истины // Философия науки. Вып. 15. М., 2010). Предпринята попытка показать, какое место единичные и общие признаки занимают в природе и культуре (Левин Г.Д. Обобщение и индивидуализация в науках о природе и культуре // Эпистемология вчера и сегодня. М., 2010).

Было показано, что социальный конструкционизм как эпистемологическая концепция не является новой парадигмой научных исследований и не способен стать универсальной методологией, однако позволяет успешно рассматривать ряд гуманитарных проблем, среди которых особенно следует выделить проблему самосознания (Труфанова Е.О. Социальный конструкционизм в психологии и теории познания // Эпистемология вчера и сегодня. М., 2010). Исследовались особенности конструирования идентичности в современном обществе (Труфанова Е.О. Единство и множественность Я. М., 2010; Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопр. философии. 2010. № 2).

 

 

Сектор эволюционной эпистемологии

Зав. сектором – доктор филос. наук Е.Н. Князева

 

Проанализированы различные типы сознания: перцептивное и символьное, телесное и духовное, поверхностное (эго-сознание) и глубинное. Обосновано, что эго-сознание, которое знакомо человеку по его повседневному опыту и которым он по преимуществу и руководствуется в своей жизнедеятельности, представляет собой превращенную форму глубинного сознания и связано с таким слоем телесности, который точнее всего может быть охарактеризован как «пространство поверхности», «пространство границы». Представлена логика эволюции сознания: от простейших форм до его современных высокоразвитых (Бескова И.А. Герасимова И.А., Меркулов И.П. Феномен сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2010).

Проведено исследование человеческих предпочтений (сравнительных оценок), выражаемых обычно с помощью терминов «лучше», «хуже», «равноценно». Показано, что сложность построения логики предпочтений связана с тем, что существует несколько различающихся по своему смыслу понятий «лучше». Проведено исследование трех новых логик предпочтений, две из которых являются транзитивными, третья – нет (Ивин А.А. Человеческие предпочтения. М.: ИФ РАН, 2010).

Показано, что внутри одной науки многое определяет выбор теорий, а выбор теорий зависит от того, какую систему абстракций мы готовы принять и как эти абстракции мы должны понимать; здесь объясняющая роль философии неоспорима. Обосновывается установка на интервальные образы научной картины мира (Новосёлов М.М. Абстракция в лабиринтах познания (логический анализ). М.: Идея-Пресс, 2010).

В результате поиска фундаментальных оснований процесса понимания и познания выделено три аспекта феномена предпонимания, обуславливающие его многомерность и междисциплинарный характер. Такая многоаспектность феномена предпонимания делает необходимым его изучение с позиции философской герменевтики, а также феноменологии (Шульга Е.Н. Эпистемологической контекст проблематики предпонимания // Философия науки. Вып. 15. М., 2010. С. 142–162).

Показано, что дефект зрения накладывает существенные ограничения на восприятие мира красоты, что негативно сказывается на общем кругозоре незрячих, на развитии их эмоциональной сферы. Один из путей преодоления этого недостатка – приобщение незрячих к произведениям искусства и к красоте природы. Исследован эстетический потенциал сенсорного аппарата незрячих, разрабатывается методология ознакомления их с произведениями архитектуры, скульптуры, художественной керамики, сформулирована концепция садового искусства для незрячих (Майданов А.С. Восприятие незрячими красоты. М.: Какон+, 2010).

Рассмотрено соотношение понятий «истина» и «смысл». Проанализированы различные концепции истины, сформировавшиеся в Античности и в Новое время, а также виды истины в различных областях культуры (Горелов А.А. Истина и смысл. М.: ИФ РАН, 2010).

 

 

Сектор социальной эпистемологии

Зав. сектором – член-корреспондент РАН, доктор филос. наук И.Т. Касавин

 

Впервые теоретически разработано и обобщено концептуальное содержание одного из влиятельных направлений неклассической теории познания – социальной эпистемологии. Дан обзор ее базовых понятий и проблем, осуществлен анализ ее отношений с другими социально-гуманитарными науками, продемонстрированы примеры ее применения в ситуационных исследованиях, реконструированы ее теоретические истоки и ряд важнейших дискуссий. Показан вклад, который вносит это направление в современную философию (Социальная эпистемология. Идеи, методы, программы / Под ред. И.Т.Касавина. М.: Канон+, 2010).

Выполнено исследование проблемы истины по четырем основным направлениям: логико-методологическому, социально-эпистемологическому, эволюционно-эпистемологическому и историко-философскому. Показано различие, существующее между классическими (корреспондентной, когерентной и прагматической) концепциями и современными дефляционистскими подходами к истине (Истина в науках и философии / Ред.: И.Т.Касавин, Е.Н.Князева, В.А.Лекторский. М.: Альфа-М, 29010).

Проведен анализ понятия междисциплинарности в современной эпистемологии и науках. Показано, как отличается неклассический тип междисциплинарных взаимодействий и междисциплинарных исследований от классического. Предложено понимание междисциплинарности в контексте понятий рефлексии и габитуса, проведена историко-логическая реконструкция основных типов м-ситуаций в истории познания (Типы междисциплинарности в эпистемологии и науках / Отв. ред. И.Т.Касавин. М.: Канон+, 2010).

Обоснован тезис, что для понимания современной науки необходимо сосредоточить внимание на формирующемся новом поле исследований: проблемах подвижности и неустойчивости границ между наукой и ненаукой, научным результатом и деятельностью по его получению, истиной и ложью, субъективным и объективным и пр. (Маркова Л.А. Нелогические основания научного мышления // Эпистемология и философия науки. 2010. № 2. С. 28–43; Маркова Л.А. Истина утрачивает свои доминирующие позиции в логике // Философия науки. Вып. 15. М., 2010 и др.).

Обоснован вывод о том, что в гуманитарных науках нет четкой разницы между описанием и объяснением фактов, поскольку описание в гуманитарных науках необходимо включает в себя интерпретацию действий людей (Никифоров А.Л. Специфика описания в истории и социальных науках // Вестн. Моск. ун-та. Сер. «Философия». 2010. № 3).

 

 

Сектор логики

Зав. сектором – доктор филос. наук А.С. Карпенко

 

Проанализировано развитие многозначной логики. Особое внимание уделено тенденциям развития современной многозначной логики (Карпенко А.С. Развитие многозначной логики. М.: ЛКИ, 2010).

С опорой на идеи В.А.Смирнова дан логико-философский анализ аксиоматического и генетического метода построения теорий (Анисов А.М. Аксиоматические и генетические теории // Владимир Александрович Смирнов. М., 2010. С. 155–201).

Разработан метод формулировки систем паранепротиворечивой логики, основанный на определении логической связи между формулами в секвенциальных выводах (Быстров П.И. Специфика синтаксических исследований в современной логике // Уч. зап. Таврич. нац. ун-та им. В.И.Вернадского. Сер. «Философия. Социология». 2010. Т. 23(62). № 4).

Сформулированы принципы логико-эпистемологической модели прогностического опыта. Показано, что развитие современной прогностической способности направлено на ассимиляцию когнитивных особенностей предшествующего опыта (Герасимова И.А. Искусство мыслить будущее // Эпистемология и философия науки. 2010. № 1).

Доказано, что множество трехзначных матриц, адекватных для классической логики высказываний, образует шестиэлементную решетку относительно отношения функциональной вложимости (Девяткин Л.Ю. О некоторых функциональных свойствах трехэлементных логических матриц с классическим отношением логического следования // Материалы XI междунар. научн. конф. «Современная логика: проблемы теории и истории». СПб., 2010. С. 320–322).

Построены синтаксические аналоги семантических правил ряда исчислений, имеющих многозначные интерпретации (Павлов С.А. Синтаксические аналоги семантических правил // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке: Материалы XI Междунар. научн. конф. СПб., 2010. С. 360–363).

Доказано, что функциональные языки по своим выразительным возможностям не уступают языкам отношений (Шалак В.И. Логика функций vs логика отношений // Логические исследования. Вып. 16. М., 2010. С. 259–271).