Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет сектора философии культуры за 2012 г.
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии культуры » Научные результаты » Научный отчет сектора философии культуры за 2012 г.

Научный отчет сектора философии культуры за 2012 г.

Дано понимание философии культуры в системе современного гуманитарного знания. С этой целью исследован генезис текстового основания культуры; проанализированы функции культуры в информационной цивилизации и в связи с проблемой становления в современной России национального государства; подвергнуты критике некоторые позиции постмодернистской философии культуры; показаны возможности интеграции философских и гендерных подходов к анализу культуры; раскрыто взаимодействие в культуре традиций и новаций, в том числе – в рамках мультикультурных пространств (Проблемы философии культуры / Отв. ред. С.А.Никольский. М., 2012).

Проанализировано отношение между философией как способом самопознания свободного человека и публичным пространством как сферой общественной жизни. Необходимость в философии возникает тогда, когда осознана потребность в личной свободе. В таком контексте функция философии – прояснять и доводить до сознания членов общества смысл и назначение человеческой свободы (Межуев В.М. Кому и зачем нужна сегодня философия? // Филос. журн. 2012. № 2. С. 5–16; Межуев В.М. Философия и «публичное пространство» // Полит. концептология. 2012. № 2. С. 50–61).

Исследованы некоторые аспекты постмодернистской философии культуры, свидетельствующей о кризисе идентичности европейской культуры, о сломе ее глубинных – метафизических – оснований. Постмодернизм рассматривается как предвестье новой культуры, конкретные очертания которой можно угадать в его сугубо философских концептах (Кузьмина Т.А. Некоторые аспекты постмодернистской философии культуры // Проблемы философии культуры. М., 2012. С. 44–58).

Одной из реакций отечественной философско-гуманитарной мысли на либеральные реформы середины XIX в. стало открытие феномена «нового человека». «Новые люди» чаще всего являлись в образах разночинцев и маркировались в философско-художественных текстах то как темные «выходцы из подполья», а то как светлые «завтрашние жители Земли». Выполненный философствующими литераторами анализ как воображаемого, так и реального сознания обоих типов «новых людей» существенно обогатил картину русского мировоззрения, создаваемого отечественной классикой (Никольский С.А. Русское мировоззрение. «Новые люди» как идея и явление: опыт осмысления в отечественной философии и классической литературе 40-х – 60-х годов ХIХ столетия. М., 2012; Никольский С.А. Государство, общество и культура // Проблемы философии культуры. М., 2012. С. 17–43).

Изучены архетипы матери и материнства, а также их роль в формировании идентификационных структур личности и российского самосознания в целом (Воронина О.А. Гендерный символизм в русской культуре: Матушка-Русь и ее сыновья // Проблемы философии культуры. М., 2012. С. 59–81). Проанализирована специфика построения нормативной коллективной и индивидуальной идентичности женщин и мужчин; описаны практические попытки построения новой идентичности в мозаичной, плавающей или гибридной форме (Воронина О.А. Гендерные аспекты идентичности // Человек. 2012. № 6. С. 15–31).

Изучены основные направления изменения крестьянской ментальности в процессе взаимодействия сельской и городской культур, жизненный мир сельского человека (Кознова И.Е. Исторические перемены в России и трансформация крестьянского сознания в XX веке // ХХ век и сельская Россия: Рос. и япон. исслед. в проекте «История российского крестьянства в ХХ веке». Вып. 2. Токио, 2012. С. 1–32).

Исследована совокупность причин, способствующих феминизации науки в современной России, а также научной эмиграции из нее, проанализированы неоднозначные социальные и культурные последствия этих явлений (Наумова Т.В. Феминизация науки в современной России: за и против // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 1. С. 43–57; Наумова Т.В. Волны российской научной эмиграции: сравнительное измерение» // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 5. С. 29–45).

 

Книги

  • Проблемы философии культуры. Отв. ред. С.А. Никольский. М.: Институт философии РАН, 2012. 191 с.
  • Проблемы российского самосознания. Религиозные, нравственные и правовые аспекты культуры: тр. Рос. науч.-практ. конф. Светских ученых и теологов с участием зарубежных исследователей  (Москва, 2 октября2012 г., Пермь, 4-5 октября2012 г.). В 2 ч. Москва, Пермь: Институт философии РАН, Пермский государственный институт искусства и культуры, 2012. – Ч. 1. 346 с. (21,63 п.л.); Ч. 2. 150 с. (9,38 п.л.). Отв. ред. С.А. Никольский, М.Г. Писманик.
  • Никольский С.А. Русское мировоззрение. «Новые люди» как идея и явление: опыт осмысления в отечественной философии и классической литературе 40-х – 60-х годов ХIХ столетия». М.: Прогресс-Традиция", 2012. 624 с. (39 п.л.)
  • Воронина О.А. Права женщин: дилемма гендерного равенства и гендерных различий. Анализ теоретических, политических и практических подходов. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012.
  • Симуш П.И.Зачем пророчествуют классики? М.: АСМО-Синтез, 2012. 255 с. (13,8 п.л.).

Статьи

  • Домников С.Д. Докса vs. Догма: горизонты значений в форматах языковых клише // Проблемы философии культуры. М.: ИФРАН, 2012. С. 81-101.
  • Домников С.Д. Миф и общество в трудах парижского Коллежа социологии // Новейшие исследования отечественных и зарубежных историков. Вып. 3. Пенза-Саранск, 2012. С. 46-69.
  • Домников С.Д. Феномен культурного значения в малых фольклорных формах // Моя малая родина. Вып. 9. Пенза. 2012.
  • Домников С.Д. Закон или Обычай: проблема реформирования крестьянского судопроизводства в отечественной правовой мысли второй половины XIX века // Моя малая родина. Вып. 10. Пенза. 2012. 
  • Воронина О.А. Гендерный символизм в русской культуре: Матушка-Русь и ее сыновья // Проблемы философии культуры. М.: ИФ РАН, 2012. С. 59-81.
  • Воронина О.А. Гендерные аспекты идентичности // Человек. 2012. № 6. С. 15-31.
  • Воронина О.А. Права женщин: российские реалии и международные инициативы // Бюллетень ООН, №6, 2012. 
  • Воронина О.А. Роль государства в осуществлении политики гендерного  равенства: международный  и российский опыт» // Материалы 10-й Международной научной конференции «Государственное управление в XXI веке: повестка дня российской власти».  М.: МГУ им. Ломоносова, 2012.
  •  Киященко. Н.И.  Общество знания и философия культуры // Проблемы философии культуры. М.: ИФРАН, 2012. С. 111-124.
  • Киященко Н.И. Культура устойчивого развития
  • в трансдисциплинарном измерении // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. М., 1012. № 5 (17). С.20-27.
  • Киященко Н.И. Культура и власть: формы сопряжения // Философские науки. М., 2012. №10. С.106-108.
  • Киященко Н.И. Культурологическое и эстетическое образование в контексте взаимодействия глобального и локального // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2012. №3. Т.1. С.303-306.
  •  Кознова И.Е. Исторические перемены в России и трансформация крестьянского сознания в XX веке // ХХ век  и сельская Россия. Российские и японские исследователи в проекте «История российского крестьянства в ХХ веке».  Выпуск 2. Под ред.   Хироси Окуда. Токио: CIRJE Research Report Series,  SIRJE-R-9, 2012. С. 1-32.
  •  Кознова Ирина.  Росия ни окэру 20-сэйки но рэкиси-тэки хэндо то номин исики но хэнъё (Исторические перемены в России   и трансформация   крестьянского  сознания  в XX веке)  //20-сэйки росия но номин сэкай (Крестьянский мир в России 20-го века). Под ред. К. Нобэ и Ж. Чой. Токио, Нихон-кэйдзай-хёрон-ся. 2012. С. 3-31.    (на япон. яз.)
  •  Кознова И.Е. В стороне от земли: социокультурные аспекты неземледельческой деятельности крестьянства в начале ХХ века // Новейшие исследования отечественных и зарубежных историков: сборник статей. Вып. 3. Пенза-Саранск: ГУМНИЦ, 2012. С. 115 - 133.
  •  Кознова И.Е. Колхозная повседневность: «штрихи к портрету» (по материалам частной переписки конца 1930-х гг.) // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. Вып. 1. 2012. С. 120-134. 
  • Кознова И.Е. Региональные аспекты социокультурных процессов в современной российской деревне // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. Типология и особенности аграрного развития России и Восточной Европы X-XXI вв.  Материалы XXXIII сессии симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Брянск, 2012.
  •  Кузьмина Т.А. Некоторые аспекты постмодернистской философии культуры // Проблемы философии культуры. М.: ИФРАН, 2012. С.44-58.
  •  Кузьмина Т.А. Философия постмодернизма как культурный симптом // Философия и культура. 2012. № 11(59). С.120-127.
  •  Межуев В.М. Философия культуры в системе современного знания о культуре // Проблемы философии культуры. М.: ИФРАН, 2012. С.3-16
  •  Межуев В.М. Кому и зачем нужна сегодня философия? //  Философский журнал. 2012. № 2 (9). С.5-16.
  •  Межуев В.М. Гуманитарные науки и образование // Социология образования. М., 2012. № 1. С. 4-16.
  •  Межуев В.М. Национальная культура // В кн. «Социокультурная антропология: история, теория, методология». Энциклопедический словарь.  М., 2012.  С. 688-694.
  •  Межуев В.М. Культура в эпоху глобализации // В кн. «Социокультурная антропология: история, теория, методология». Энциклопедический словарь.  М., 2012.  С. 726-733.
  •  Межуев В.М. Культурные предпосылки российской  модернизации //  Сб. научных статей «Модернизация России: информационный, экономический, политический, социокультурный аспекты». М., 2012. С. 17-27.
  •  Межуев В.М. Разум и менталитет (к вопросу о соотношении интеллектуального и духовного) // Личность. Культура. Общество. 2012. Т. 14. Вып.3. С. 285-292.
  •  Межуев В.М. К.М.Кантор – человек и философ // Вопросы философии. 2012. №12.
  •  Межуев В.М. Философия и «публичное пространство» // Электронный журнал «Политическая концептология». Ростов-на-Дону, 2012. №2,  С. 50-61 (на рус. и англ. яз.).
  • Межуев В.М. Культура в зеркале философии // В кн. «Философия – философия культуры – культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия. Материалы Международной  научной конференции (7-9 апреля 2011 г. Белые Столбы)».  М., 2012. С.68-77.
  • Межуев В.М. Философия как феномен культуры. // В сб. «Актуальные проблемы современного культурологического знания: глобальный мир в культурологическом измерении». Доклады и материалы Всероссийской научной конференции 27 марта2012 г. Москва - Люберцы. 2012. С. 12-20.
  •  Наумова Т.В.  Интеллигенция как источник формирования среднего класса в современной России // Проблемы философии культуры. М.: ИФРАН, 2012. С.153-173.
  •  Наумова Т.В. Феминизация науки в современной России: за и против // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 1. С. 43-57.
  •  Наумова Т.В. Волны российской научной эмиграции: сравнительное измерение // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 5. С 29-45.
  • Наумова Т.В. Есть ли место интеллигенции в российском среднем классе? // В Материалах IХ Международной научной конференции «Современная интеллигенция: проблемы социальной идентификации». Т.1. Москва – Улан-Удэ. 2012. С. 208-219.
  •  Никольский С.А. Государство, общество и культура // Проблемы философии культуры. М., 2012. С. 17-43.
  • Никольский С.А. «Герой-идеолог и русская жизнь в произведениях А.И. Герцена».  Журнал «Русская литература и искусство». 2012, № 3. С.  4 - 16.  – на китайском яз. 
  • Никольский С.А. Модернизация, национальное государство и  российское самосознание». // В кн. «Проблемы российского самосознания: религиозные, нравственные и правовые аспекты культуры». Труды российской научно-практической конференции. Пермь, 2 - 5 сентября 2012. С. 14 – 31.
  •  Симуш П.И. Человечность как абсолютное начало культуры // Проблемы философии культуры. М.: ИФ РАН, 2012. С. 125-137.