Институт Философии
Российской Академии Наук




  2007 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор методологии междисциплинарных исследований человека » Научные результаты » 2007 год

2007 год

Научный отчет сектора методологии междисциплинарных исследований человека за 2007 год

 

Важнейшие научные результаты

В коллективном труде «Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования» (общ. ред., сост. М.С.Киселевой) разработан концепт человека в текстово-контекстных отношениях, взятых в трех аспектах: 1) принадлежности человека к институциям (социальным, политическим, правовым, религиозным и др.), где «социальность» является контекстным условием существования человека; 2) включенности человека в социум через разные формы (языковые, информационные, образовательные, психосоматические и др.), обусловленные его интеллектом, здоровьем и ценностями; 3) рефлексивности человека через текст как безуусловное в поиске себя в интеллектуальной и религиозной истории. История и методология культурно-типологического исследования человека разрабатывалась в монографическом сборнике «Человек в культуре русского барокко» М., 2007. 606 с. по материалам международной конференции, проведенной ИФ РАН и НАНУ в 2006 г. (общ. ред., сост. М.С.Киселева), в котором впервые в отечественной философской литературе исследованы проблемы антропологии русского барокко, его связи с европейским культурным контекстом. Исследовалась методология истории в современном аспекте личностного прочтения (Разумов А.Е.), «Я» в истории – история во мне // Высш. образование в России 2007. № 10. С.).

Продолжено исследование интеллектуального потенциала страны (системы образования, науки, технологии, инфраструктуры инновационной системы, установления сотрудничества науки и власти, науки и бизнеса) (Келле В.Ж. Интеллектуальный ресурс страны как базис ее инновационного развития // Человеческий потенциал как критический ресурс России. М., 2007. С. 19–34; Келле В.Ж. Статус и функции фундаментальной науки в условиях инновационного развития // Научно-практ. конф. «Инновации РАН – 2007»: Тез. выступлений. Черноголовка. С. 6). Культурологические аспекты инновационных процессов рассмотрены в различении научного и инновационного творчества в историческом контексте оппозиции двух культур (Ч.Сноу) (Ашмарин И.И. Инновации в жизни общества: культурологический аспект // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 1 М., 2007. С. 129–137).Проводились исследования человека в современных процессах: 1) глобализации и националистических тенденциях, связующим звеном между которыми могут стать новый гуманизм и глобальная этика (Гранин Ю.Д.Глобализация и национальные формы глобализационных стратегий // Филос. науки. 2007. № 9. С. 5–26); 2)формирования личности гражданского типа в России (Резник Ю.М. Человек в гражданском обществе: проблема идентичности // Человек вчера и сегодня: междисциплинар. исслед.); 3) информационных технологий для образования и воспитания, где были определены принципы построения новой образовательной модели (Степанова Г.Б. О перспективах использования информационных технологий в образовании // Высш. образование и развитие человека: Материалы IV междунар. научн. конф. «Высшее образование для XXI в.», М., 18–20 окт. 2007 г. С. 100–107; Ярославцева Е.И. Познавательные соотношения и интерактивный топос человека // Человек вчера и сегодня: междисциплинар. исслед.); 4) здоровья, где дан анализ трех подходов (биомедицинский, социальный и гуманитарный) к изучению здоровья человека в перспективе их объединения для разработки целостного взгляда на человека (Степанова Г.Б. Здоровье человека: измерение и изменения в эпоху новых технологий // Человек вчера и сегодня: междисциплинар. исслед.).Методом анкетирования был проведено исследование представлений курсантов (будущих летчиков) и студентов о здоровье, удовлетворенности жизнью, и приоритетов личностных качествах; у тех и других выявлено несколько типов ценностных представлений (наличие нравственных принципов, возможность самореализации и достижение высокого социально-экономического статуса) (Ашмарин И.И., Степанова Г.Б.Самореализация, здоровье, образование в представлениях курсантов и студентов (сравнительный анализ) // Человеческий потенциал критический ресурс России. М., 2007. С. 137–153).Велась работа по методологии и теории антропологии (статьи в изд.: Культурная антропология: Энцикл. по культурологии. Т. 3 / Отв. ред. Ю.М.Резник. М.: Акад. проект, 2007. 7,2 а.л).