Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел историко-философских исследований
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2010 » Отдел историко-философских исследований

Отдел историко-философских исследований

Научный отчет за 2010 год

 

Сектор истории западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук Н.В. Мотрошилова

 

Впервые в отечественной науке выполнено многостороннее исследование «Феноменологии духа» Гегеля. Построена типология гегелеведческих подходов к истолкованию этого произведения и предложены новые современные интерпретации; раскрыты главные идеи основных разделов сочинения; исследованы формы рецепции гегелевского сочинения в разных странах («Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. М.: Канон+, 2010).

Исследовано обострение общемирового цивилизационного кризиса в связи с противоречивостью процессов глобализации; показаны изъяны теоретического осмысления кризиса (например, новые формы экономического фетишизма), доказано, что имеет место вопиющее несоответствие достигнутого и возможного научно-технического развития и «неожиданных» вбросов варварства – терроризма, одичания, рабства, неподготовленность к ним и отдельных стран, и человечества в целом; особо проанализировано состояние современной России: усиление вала нецивилизованности, одичания, коррупции, криминализации, приобретающих варварские формы. Предложено новое понятийно-теоретическое исследование проблем гражданского общества, в том числе применительно к состоянию современной России (Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М.: Канон+; 2010).

Завершен масштабный проект по изданию «Фрагментов ранних стоиков» в трех томах и пяти книгах (1998–2010). В научный обиход введены многочисленные, ранее практически не известные отечественному читателю тексты. Разработана методика перевода и комментирования стоических текстов. Основное теоретическое и методологическое значение издания заключается в решении проблемы адекватной передачи смысла фрагментарного философского текста на основе выделения критериев, позволяющих считать лексический или семантический неологизм философским термином (Фрагменты ранних стоиков. Т. III. Ч. 2 / Изд. подгот. А.А.Столяров. М.: Греко-лат. каб. Ю.А.Шичалина, 2010).

Серия публикаций сотрудников сектора (Т.И.Ойзермана, Н.В.Мотрошиловой, Э.Ю.Соловьева, Т.Б.Длугач, А.В.Лебедева, М.А.Солоповой) посвящена исследованию стереотипов в историко-философских исследованиях (Философия в диалоге культур. М.: Прогресс-Традиция, 2010). Дан критический анализ ошибочных представлений о генезисе и смысле прав человека, получивших прочность предрассудка в современной философско-правовой, юридической и околоюридической литературе: а) низведение прав человека до роли средства прагматически эффективных преобразований общественной практики (хозяйственной, социальной, политической); б) понимание их как совокупности норм, обслуживающих элементарный индивидуализм и утилитаризм. Показано, что в XX–XXI вв. права человека не являются ни целью, ни средством поступательного общественного развития; они стали условием его возможности (Э.Ю.Соловьев).

 

 

Сектор современной западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук А.М. Руткевич

 

Дана экспозиция философских концепций первой половины ХХ в., вошедших в классику американской мысли, прослежена смена парадигм, произошедшая во второй половине ХХ в. в связи с появлением аналитической философии. Показано изменение самопонимания философии, развитие альтернативных стратегий на фоне возрастающего плюрализма современной американской мысли. Первая за многие годы в отечественной литературе обобщающая работа о современной философии в США может использоваться в учебных целях (Юлина Н.С. Философская мысль в США. ХХ век. М.: Канон+, 2010).

Выполнено первое отечественное исследование, посвященное М.Хоркхаймеру – основателю одного из наиболее влиятельных философских течений современности. Освещено развитие идей Франкфуртской школы «зрелого» этапа («Диалектика просвещения», «Инструментальный разум» и др.). Использован материал лекций и посмертно опубликованных семинарских протоколов школы, рецензий и дневниковых записей М.Хоркхаймера, ранее не анализировавшихся в отечественной литературе (Михайлов И.А. Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Ч. 2: 1940–1973 гг. М.: ИФ РАН, 2010).

 

 

Сектор восточных философий

Зав. сектором – доктор филос. наук М.Т. Степанянц

 

Впервые представлена широкая панорама всех основных направлений и школ индийской философии от древности до современности в оценках российских философов-востоковедов. Авторы – видные российские индологи последнего столетия (Russia Looks at India: A Spectrum of Philosophical Views. New Delhi: Indian Council of Philosophical Research, 2010).

Впервые выполнено исследование культурологических взглядов двух видных философов довоенной Японии – К.Нисида и Т.Вацудзи. Культуры Древней Греции, Европы, Индии, Китая и Японии осмысливаются К.Нисида через дихотомию бытия-небытия. Т.Вацудзи выделяет культурно-пространственные ареалы «муссонного» (Индия, Китай, Япония), «пустынного» и «пастбищного», или «лужайкового» (Европа) типа (Михалев А.А. Проблемы культуры в японской философии: К.Нисида и Т.Васудзи. М.: ИФ РАН, 2010).

Коллективом авторов ИФ РАН, МГУ и Института практического востоковедения. Изучено влияние китайской классической философии и историографии на процесс формирования летописания во Вьетнаме. Показана особая роль сунского неоконфуцианства в его чжусианской форме. В научный оборот введены исторические, литературные, религиозные и философские памятники средневекового Вьетнама (Полное собрание исторических записок Дайвьета. Т. 2 / Пер. с ханвьета, вступит. ст., коммент. и прил. К.Ю.Леонова, А.В.Никитина, А.Л.Федориной. Памятники письменности Востока CXXX, 2. Т. 2. М.: Издат. фирма «Вост. лит.», 2010).

 

 

Сектор философии исламского мира

Зав. сектором – член-корреспондент РАН,
доктор филос. наук А.В. Смирнов

Разработана методология логико-смыслового анализа культуры, понимаемой как способ смыслополагания. Предложенный подход предполагает исследование культуры как архитектоники сознания. Показана возможность двух архитектоник, субстанциальной и процессуальной, организующих магистральное русло смыслополагания. Теоретические положения применены к анализу различных сегментов арабо-мусульманской культуры, демонстрирующей процессуальное смыслополагание (Смирнов А.В. Смыслополагание и инаковость культур // Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. М.: Языки славян. культур, 2010. С. 15–123).

Впервые в отечественной науке реконструирована целостная история арабской философии, начиная с ее возникновения и кончая XXI веком, описаны и проанализированы основные направления, фигуры и проблематика, влияние философии на науку и литературу. В научный оборот введен обширный оригинальный материал, касающийся становления и развития новой философии в арабских странах (конец XIX – начало XXI вв.) (Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. М.: Языки славян. культур, 2010).

Выявлены перспективы диалога западной и исламской культур в условиях глобализации. Показано, что исследование фундаментальных понятий исламской культуры сегодня должно быть осуществлено на основе анализа классических онтологических и гносеологических взглядов представителей ведущих религиозно-философских направлений ислама (Насыров И.Р. Исламская концепция справедливости в контексте глобализирующегося мира // Феномен глобализации в контексте диалога культур. М., 2010. С. 145–156). На основании перевода оригинальных текстов дано философское осмысление проблемы религиозной терпимости в ее связи с учением о бытии в поэтических сочинениях средневековых суфийских философов (Лукашев А.А. Проблема иноверия и онтологические интуиции средневекового персидского суфизма // Ишрак: ежегодник исламской философии. № 1. М., 2010. С. 451–471).

Выявлено, какие основные концепции еврейской каббалы восприняты были русскими мыслителями конца XVIII – начала XIX в. (Н.И.Новиков, И.Г.Шварц, И.В.Лопухин, И.П.Елагин и др.), показана их трансформация в сочинениях русских авторов, установлены основные модели интерпретации этих каббалистических идей в религиозной философии и эзотерических школах в России конца XIX – первой трети XX в. (Бурмистров К.Ю. Kabbalah and Secret Societies in Russia (Eighteenth to Twentieth centuries) // Boaz Huss, Marco Pasi & Kocku von Stuckrad, eds. Kabbalah and Modernity. Interpretations, Transformations, Adaptations. Leiden, 2010. P. 79–106).

 

 

Сектор истории русской философии

Зав. сектором – доктор филос. наук М.Н. Громов

 

На основе рукописных текстов, в том числе введенных в научный оборот в качестве философских источников, впервые в обобщающем и систематизированном виде изложены сведения о философах в допетровской Руси. Выделено двадцать семантических значений термина «философ», понимаемого в широком смысле и включающего имена античных философов, восточных мудрецов, отцов церкви, средневековых богословов, как реальных, так и мифологизированных мыслителей. Выявлено, что образцом философа в регионе Slavia orthodoxa считался равноапостольный просветитель Константин-Кирилл Философ, создатель (вместе с братом Мефодием) кириллической азбуки, переводчик текстов Священного Писания, автор первого определения философии на славянском языке. Он перенес на славянскую почву византийский гуманитарный синтез филологии, философии, богословия, ставший основополагающим для последующего развития отечественной духовной культуры. Ярким представителем данного гуманитарного тривиума явился крупнейший мыслитель русского Средневековья, филолог и богослов Максим Грек. Уточнен процесс генезиса и развития отечественной философии в эпоху феодализма и в последующее время (Громов М.Н. Образы философов в Древней Руси. М.: ИФ РАН, 2010).

Предпринято комплексное рассмотрение интеллектуальной деятельности видного мыслителя и ученого русского послеоктябрьского зарубежья Г.В.Флоровского (1893–1979). На основе анализа новых эпистолярных материалов реконструирован жизненный и творческий путь Флоровского, уточнена его роль в общественной жизни русской эмиграции, прежде всего в качестве одного из ведущих теоретиков первоначального этапа евразийского движения. Проведен анализ сформулированной Флоровским богословско-философской концепции неопатристического синтеза. Показано значение вклада Флоровского как культуролога и медиевиста, впервые в русской философской историографии предложившего целостную историко-философскую интерпретацию культуры Древней Руси; продемонстрированы его значительные достижения как истолкователя и исследователя философии В.С.Соловьева (Черняев А.В. Г.В.Флоровский как философ и историк русской мысли. М.: ИФ РАН, 2010).