Институт Философии
Российской Академии Наук




  Неоплатонизм
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Месяц Светлана Викторовна » Лекционные курсы » Неоплатонизм

Неоплатонизм


Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Богословский факультет

2007–2008 гг.

НЕОПЛАТОНИЗМ
(курс лекций)


Лекция 1. Введение. Значение термина «неоплатонизм». Хронологические рамки (III–VIII в.). Школы, направления, персоналии. Источники и непосредственные предшественники неоплатонизма. Неопифагорейцы: Модерат из Гадиры и его учение о «трех Единых». Нумений Апамейский и его учение о «трех Богах». Метафизическая, экзегетическая и религиозная составляющие неоплатонизма. Влияние на последующие эпохи. Исследования неоплатонизма в XX в.

 

Лекция 2. Плотин. Жизнь и сочинения. Издание «Эннеад». Онтология: Единое и три его ипостаси. Непостижимость Первоначала. Проблема происхождения мира из Абсолюта. Трансцендентность и имманентность Единого миру. Ум как «единое-многое» и как бытие. Числа. Проблема существования идей единичных вещей. Вечность как жизнь божественного Ума. Логос как сущность души и отношение души к более высоким реальностям. Нисхождение Души в становление. Природа и космос. Сущность материи: материя умопостигаемая и как пространство. Материя и зло. Разбор трактата V 1 «О трех первых ипостасях».


Лекция 3. Психология: Доказательства существования мировой Души и ее отношение к индивидуальной. Время как жизнь души. Критика аристотелевской концепции времени. Воображение, память и припоминание (анамнезис). Сознание и идея «я». Два вида бессознательного. Способности души, ее активность и неаффицируемость. Ощущение, воображение, сознание, рассудок, память. Два вида памяти (фиксация чувственных представлений и анамнезис). Бессмертие души, метемпсихоз. Возвращение к себе, исихия, геносис.

 

Лекция 4. Порфирий. Жизнь и сочинения. Антихристианская полемика и включение в философию религиозного аспекта. Разбор трактата Порфирия «Против христиан»: текстологическая критика Нового и Ветхого заветов и содержательные расхождения с христианством. Понятие священного текста и методы его толкования. Критическое отношение к традиционному язычеству и его ритуальной стороне – трактат «Письмо к Анебону». Понятие теургии. Расхождения с Плотином по вопросу о Первоначале. Трактат Введение в школьную практику философии Аристотеля. Первая формулировка проблемы универсалий во «Введении к Категориям Аристотеля» (Isagoge). «Открытие» устного учения Платона.

 

Лекция 5. Ямвлих. Жизнь и сочинения. Сирийская и пергамская школы неоплатонизма. Учение о «двух Единых». Единое как Всеединое. Спор с Плотином и Порфирием. Отличие Всеединого от «отца первой триады». Троичная структура Всеединого. Предел и беспредельное. Учение о генадах как сверхсущих божественных началах различных уровней реальности. Теория приобщения: введение терминов: «неприобщимое», «приобщимое» и «приобщающееся», описывающих отношение следствий к порождающим их причинам. Умножение числа ипостасей сверхчувственного мира. Ответ на критику Порфирием языческой религии. Трактат «О египетских мистериях». Новое понимание теургии. Экзегетический метод Ямвлиха. Философское истолкование традиционных языческих богов.

 

Лекция 6.  Прокл. Жизнь и сочинения. Афинская школа неоплатонизма: Плутарх Афинский и Сириан. Основные понятия философии Прокла: причина, Единое как Абсолют, законы происхождения мира из Единого. Чтение «Начал теологии». Триада: неоприобщимое – приобщимое – приобщающееся. Решение проблемы пребывания единства во множестве. Триада: пребывание – исхождение – возвращение. Неподвижное движение. Принцип «все во всем».
Онтология. Бесконечность Единого. Предел и беспредельное, генады, Ум и его триадическая структура. Душа трансцендентная, мировая и индивидуальная. Тело как принцип индивидуации душ. Понятие об астральном теле. Нисхождение души через планетные сферы. Макрокосм и микрокосм. Природа и рациональные принципы организации (логосы) вещей. Материя. Пространство, время, вечность. Расхождения с Плотином.
Теология. Различие между Отцом и Творцом. Боги и божественный промысел. Отеческие и демиургические причины. Надмирные и внутримирные божества. Теологическое истолкование 2-ой части «Парменида» Платона. Халдейские Оракулы и Орфеевы гимны. Философское обоснование магии и теургии. Экзегетический метод Прокла: понятие символа и образа. Философский комментарий как жанр школьной литературы.

 

Лекция 7. Александрийская школа. Аммоний Гермий и Олимпиодор: комментарии к произведениям Аристотеля. Неоплатоническое истолкование логических категорий и основных онтологических понятия Аристотеля: понятия сущности, чтойности, материи, перводвигателя. Неоплатоническое решение проблемы универсалий. Симпликий и Иоанн Филопон: спор относительно вечности мира.

 

Лекция 8. Влияние неоплатонизма. Плотин и святые отцы каппадокийцы: трансформация понимания Абсолюта. Марий Викторин и попытка неоплатонического решения тринитарной проблемы. Псевдо Дионисий Ареопагит – апофатическое описание Абсолюта, учение о символах, ангелология. Преп. Максим Исповеденик и его учение о логосах. Возрождение интереса к неоплатонизму в Византии (Михаил Пселл). Учение о божественных энергиях Григория Паламы. Арабские неоплатоники.