Институт Философии
Российской Академии Наук




  Cектор аналитической антропологии
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2013 » Cектор аналитической антропологии

Cектор аналитической антропологии

Научный отчет за 2013 год

Cектор аналитической антропологии

Зав. сектором – доктор филос. наук В.А. Подорога

 

Исследована проблема насилия на материале кинематографа через гегелевскую структуру желания Другого, а также через понятие миметического кризиса Рене Жирара. Предложено медиатеоретическое рассмотрение насилия как носителя дополнительной информации в кино (Подорога В.А. Тема насилия в современном кинематографе и искусстве).

 

В контексте медиатеории рассмотрены основные эмоциональные тональности, выделенные Паоло Вирно, такие как зрелищность и увлекательность (увлеченность) (Сосна Н.Н. Потенциально «человеческое»: Вирно и медиа), проведено аналитическое исследование метафоры животного в современной медиа среде (Тимофеева О. (Timofeeva О.). Negative animal).

 

Предложена трактовка фундаментальных терминов современного философского языка «понятие» и «концепт» через теоретическую оптику «потока сознания» У.Джеймса, «бриколаж» К.Леви-Стросса, «оператор множества» Ж.Делёза и Ф.Гваттари (Подорога В.А. Как мыслит лингвист? Теория концепта и философия языка Ю.С.Степанова).

 

Проблемы современного актуального искусства рассмотрены на материале выставки «Чайка» Игоря Макаревича (проект художников И.Макаревича, Ю.Ващенко и О.Васильева при участии Э.Булатова, В.Некрасова, Б.Гройса, М. и В. Тупицыных, Э.Люси-Смита, А.Боровского, О.Туркиной) (Рыклин М.К. Аппроприация аппроприаторов («Чайка» Игоря Макаревича)).

 

Мироощущение художника актуального произведения искусства, определяемое как кайрос, рассмотрено сквозь такие факторы, как: быстрота, отрицающая длительность (взрывное мгновение, не-время); шок, травмирующее потрясение (событие, разрушающее предшествующие условия восприятия самого себя); фактор исполнения (современное искусство не интересуется тем, как будет воспринято, потому как существует лишь в сам момент воздействия); завершенность произведения искусства (требующее для понимания постоянного повторения, в отличие от незавершенности традиционного произведения, опирающегося на интерпретацию); постоянное повторение и симуляция, ведущая к забыванию предыдущего; отрицающий форму культ материала. Зафиксированы узловые моменты актуального искусства сегодня, отличающие его от недавнего прошлого: контролируемость художника властью, «нормой», принятие современным обществом самого пространства асоциальной экспериментации. В актуальном искусстве автор видит решительный отказ от традиционных аспектов мимесиса в пользу экспериментального конструирования (Подорога В.А. Kairos, критический момент. Актуальное произведение искусства на марше).

 

Проведено исследование феномена доносительства как политического инструмента на материалах Варлама Шаламова о лагерном опыте (Рыклин М.К. (Ryklin М.). Das Wunder des Verpfeifens).

 

Предложена биополитическая интерпретация раннего советского опыта и проведен анализ отношений художественных программ и практик советского авангарда 1920-х гг. и новых моделей организации труда и форм жизни того времени (Пензин А.А. Биополитика советского авангарда).

 

Исследовано влияние духовной и светской цензуры на становление форм и стилей русской философии, литературы и публицистики в XIX в. Проведен анализ цензуры в России как своеобразного диспозитива, в котором выразились парадоксальные отношения, установившиеся в российском обществе между индивидуальностью, дискурсом власти, истиной и принуждением. (Чубаров И.М. Власть, знание и цензура в России XIX в.).