Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет сектора социальной философии за 2006 г.
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор социальной философии » Научные результаты » Научный отчет сектора социальной философии за 2006 г.

Научный отчет сектора социальной философии за 2006 г.

 

Сектор социальной философии 

Зав. сектором – д.ф.н.  В.Г. Федотова  

 

Основные итоги работы сектора за 2006 год

 Новизна результатов:

1. Осуществлен анализ новых идей в социальной филосо­фии. Рассмотрен новый статус социальной философии в связи с посткоммунистическими трансформациями и изменениями в мире, демонстрируются новые способы концептуализации. Предложены новые решения проблемы общественного богат­ства, прогресса, демографии, информационного общества и других. Уделено внимание концепту «социальная реальность» как теоретически эксплицируемому фрагменту реальности и вместе с тем ограниченному реальными социальными состоя­ниями. Дается пример микросоциально-философского анали­за – дисциплинарная матрица коммуны Макаренко. Участники проекта – В.Г.Федотова, Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская, В.В.Де­нисов, С.А.Королев, И.А.Крылова, А.С.Ахиезер, В.Б.Власова и др. (Коллективная монография «Новые идеи в социальной филосо­фии». М.: ИФ РАН, 2006 / Отв. ред. В.Г.Федотова. 18 п.л.).

2. Систематизированы и представлены взгляды русских мыслителей XIX в. по философии истории (Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Русская историософия. Антология. М.: Росспэн, 2006. 25 п.л.).

3. Раскрыты новые явления в экономике, политике, идео­логии, культуре России и глобализирующемся мире (Сборник «Повестка дня для России». Материалы круглых столов Фонда «Единство во имя России» за 2005 г. М.: Форум, 2006 /Отв. ред. Н.Б.Биккенин. 584 с. 49,7 п.л.).

4. Установлено, что в основе социокультурной динамики российского общества лежит смена нравственных циклов, сме­на господства трех основных типов культуры (нравственности). Показано, что на протяжении истории имело место четырнадцать этапов, из которых четыре завершились имманентными национальными катастрофами, исчезновением государства, территориальным распадом. Исторический процесс рассматри­вается на фоне неуклонного усложнения подлежащих форму­лировке и разрешению все более сложных проблем, возникаю­щих перед обществом на всех его уровнях (Ахиезер А. С. Специ­фика российской истории // Ахиезер А. С. Труды. С. 21–155).

Показано, что история любой страны несет в себе опреде­ленный меняющийся социокультурный потенциал социальной энтропии, а также потенциал массовой способности противо­стояния этому процессу. В основе этого противостояния лежит массовое, неоднозначное, противоречивое нравственное содер­жание, развитие массовой способности (достаточной или не­достаточной) противостоять развитию опасных, негативных процессов. Эффективность противостояния этим опасностям зависит от развития массовых способностей, неотделимых от соответствующих форм нравственности, вступать в диалог друг с другом, преодолевать реальные и потенциальные конфлик­ты, разрешать все более сложные проблемы (Ахиезер А.С. Ката­строфы в природе и обществе как нравственная проблема // Ахиезер А.С. Труды. М., 2006. С. 157-332).

В книге акцентируется внимание главным образом на направ­лениях философствования, которые в той или иной степени на­целены на развитие массовых способностей формулировать и раз­решать все более сложные проблемы. Речь идет прежде всего о развитии философского наследия осевого времени, об углубле­нии традиций диалектического разума, а также традиций диалогизации философствования (Ахиезер А. С. Об особенностях совре­менного философствования // Ахиезер А. С. Труды. С. 333-479).

5. Дан анализ проблемы миграции с позиций конфликтно­сти. Это рассматривается на примере Центрального, Дальне­восточного и Южного федерального округа России. Проводится анализ некоторых ситуаций, в которых миграционные процес­сы оказывают неблагоприятное воздействие на социальное со­гласие. Даются рекомендации по смягчению имеющейся на­пряженности (Дмитриев А.В. Миграция: Конфликтное изме­рение. М.: Альфа-М, 2006. 27 п.л.).

6. Дается новая концепция прогресса, который утратил чер­ты догоняющего развития, и представляет собой развитие на ос­нове собственной рыночности незападных народов, вступивших на путь прогресса – Китай, Индия, Бразилия, Индонезия и др. Запад становится при этом одной из локальных цивилизаций, чей опыт и экономический механизм перенимается в условиях собственной культуры и реальности. Это новое время многооб­разия реальностей и развития на собственной основе с исполь­зованием западных технологий и экономических механизмов (Федотова В.Г. Прогресс в контексте реальных социальных трансформаций // Космополис. 2006. №1(15) 1 п.л.; Федотова В.Г. Будущее российского капитализма // Политический класс. 2006. №3. 0,5 п.л.; Федотова В.Г. Будущее капитализма в исто­рической перспективе // Политический класс. 2006. №8. 1 п.л.).